Реорганизация и ликвтидация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:26, дипломная работа

Описание работы

Переход казахстанского общества к жизни в условиях рынка, глобальные экономические реформы, коренные изменения в гражданско-правовом регулировании общественных отношений – всё это наряду с другими факторами неизбежно влечёт значительное оживление гражданского оборота. Как известно, юридические лица играют в нем едва ли не определяющую роль, особенно в сфере предпринимательской деятельности. Наряду с коммерческими организациями возрастает число некоммерческих организаций, что вызвано повышением роли гражданского общества в целом и различных его институтов. Так же, как физические лица рождаются, живут и умирают, юридические лица создаются, действуют, реорганизуются и могут прекращаться в связи с их ликвидацией, переставая быть субъектами гражданских правоотношений. Процесс создания юридических лиц и прекращения их деятельности происходит непрерывно. Неслучайно в научный обиход введён термин «жизненный цикл» юридического лица [1, с. 27]. Будучи в отличие от физических лиц искусственными общественными образованиями, созданными по воле людей, они тем не менее не являются чем-то виртуальным, а существуют в реальной действительности, становятся объективной реальностью, устанавливают разнообразные социальные связи с другими субъектами гражданских правоотношений. Однако, созданные по воле своих учредителей, юридические лица прекращают своё существование также не по законам природы, а в конечном итоге по воле людей, будь то воля учредителей (при добровольной ликвидации) или лиц, уполномоченных принимать решение об их прекращении (при принудительной ликвидации). Таким образом, продолжительность «жизненного цикла» юридических лиц целиком зависит от чужой воли, а потому их «смерть» никогда не бывает «естественной»; она всегда в известной мере «насильственна» [1, с. 31].

Содержание

Введение

1. Реорганизация юридических лиц

1.1 Понятие и признаки реорганизации юридического лица

1.2 Формы и порядок реорганизации юридических лиц

2. Ликвидация юридических лиц

2.1 Понятие и виды ликвидации юридических лиц

2.2 Основания и порядок ликвидации

3. Гарантии прав кредиторов при реорганизации и ликвидации юридических лиц

3.1 Обеспечение прав кредиторов и общегражданские способы их защиты

3.2 Гарантии прав кредиторов и специальные способы их защиты при реорганизации юридических лиц

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Работа содержит 1 файл

реорг и ликв.docx

— 126.45 Кб (Скачать)

Кроме того, необходимо законодательно закрепить положения  о том, что реорганизация коммерческой организации не может быть завершена  до принятия налоговым органом решения  по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки реорганизуемой организации-налогоплательщика. 

Заключение 

На основании  проведенного исследования правовой природы  институтов реорганизации и ликвидации, их характерных признаков, форм и  порядка проведения, в результате системного анализа теоретических  научных положений, действующего казахстанского законодательства и практики его  применения, были сделаны следующие  выводы и сформулированы конкретные предложения, направленные на оптимизацию  правового регулирования вопросов, связанных с реорганизацией и  ликвидацией юридических лиц:

До настоящего времени в законодательстве нет  четкого определения понятия  «реорганизация».

Традиционным  считалось рассматривать реорганизацию  как способ прекращения юридического лица, Однако, реорганизация юридического лица представляет собой сложный  юридический состав и может быть направлена не только на прекращение  действующих, но и на создание новых  юридических лиц. Принимая во внимание правопреемство как принципиальное отличие реорганизации юридического лица от его ликвидации, можно сформулировать определение понятия реорганизации  применительно к сфере гражданско-правовых отношений:

«Реорганизация  юридических лиц - это процесс  перемены лиц в имущественных  и иных правоотношениях, прекращение  или изменение организации, связанное  с изменением ее организационно-правовой формы, имущественного состава и  состава участников, характеризующийся  изменением комплекса их прав и обязанностей, и влекущий универсальное правопреемство».

Основной подход к определению реорганизации  должен учитывать особенности юридического лица как искусственно созданного субъекта гражданского права. Неслучайно в законодательстве регламентируются вопросы, касающиеся: оснований реорганизации; лиц, принимающих  решение о реорганизации; порядка  ее проведения; момента прекращения  реорганизации и результата реорганизации.

К числу существенных признаков реорганизации, по нашему мнению, следует отнести следующие:

- субъектом реорганизации  может выступать только юридическое  лицо. Реорганизация характерна  именно для юридических лиц,  никакие другие субъекты гражданского  права: ни граждане, ни государственные  образования не могут быть  реорганизованы;

- реорганизация  как процесс связана с прекращением  существующих и (или) созданием  новых юридических лиц;

- в результате  реорганизации имеет место универсальное  (общее) правопреемство, т.е. изменение  субъектного состава правоотношений, влекущее за собой переход  прав и обязанностей от одного  юридического лица к другому.

Предлагается  классифицировать правоотношения, складывающиеся в процессе реорганизации юридического лица, на две группы: "внутренние правоотношения" - охватывающие круг участников реорганизуемых субъектов, и "внешние правоотношения" - отражающие связь реорганизуемых юридических  лиц с иными субъектами права. При этом следует отметить взаимообусловленность  данных групп правоотношений, а также  определить обязательственно-правовую связь их субъектов.

В действующем  законодательстве Казахстана в ст. 45 ГК РК предусматривается пять видов  реорганизации:

1) Слияние - соединение  двух или нескольких юридических  лиц, при котором происходит  объединение их прав и обязанностей  в одно юридическое лицо;

2) Присоединение  - одно юридическое лицо присоединилось  к другому, при этом все неимущественные  права и обязанности присоединяющегося  липа переходят к главной организации;

3) Разделение - одно  юридическое лицо разделось на  две или более части, прежнее  юридическое лицо прекращает  свое существование, а его права  и обязанности переходят к  вновь созданным юридическим  лицам;

4) Выделение  - основное юридическое лицо продолжает  свое существование, но из его  состава выделились отдельные  структурные подразделения в  самостоятельное юридическое лицо;

5) Преобразование  – изменение организационно-правовой  формы юридического лица, при  этом прекращается существование  организации в прежнем виде, а  его права и обязанности полностью  переходят к правопреемнику.

Такой подход к  определению реорганизации юридических  лиц не является единственно возможным, о нем свидетельствует законодательство зарубежных стран.

Преобразование  юридического лица, как уже указывалось, связано с изменением его организационно-правовой формы. Вместе с тем, позиция законодателя в данном вопросе неоднозначна. В  соответствии с п. 5 ст.46 ГК РК преобразование рассматривается и как изменение  организационно-правовой формы, и как  преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого  вида. Такое отождествление неравнозначных понятий (форма и вид) представляется недопустимым. Предлагаем пункт 5 статьи 46 ГК РК изложить в следующей редакции: «При преобразовании юридического лица, то есть изменении его организационно-правовой формы, сопровождающимся прекращением реорганизованного юридического лица и созданием другого юридического лица, к последнему переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом».

В настоящее время в ГК РК и  принятых на его основе законах отражается в основном лишь процесс создания в результате реорганизации новых  организаций. А именно, в соответствии с п. 4 ст. 45 ГК РК юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением  случаев реорганизации в форме  присоединения, с момента государственной  регистрации вновь возникших  юридических лиц. Таким образом, в большинстве случаев законодатель определяет момент завершения реорганизации  моментом государственной регистрации  новых юридических лиц, и лишь при реорганизации в форме  присоединения завершение реорганизации  связано с моментом внесения в  единый государственный реестр юридических  лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Между тем и создание, и прекращение  юридических лиц в равной мере характерны для реорганизации. Несмотря на то, что в юридической литературе прекращение юридического рассматривается  в качестве неотъемлемого результата реорганизации при всех формах, кроме  выделения, по нашему мнению требуется  закрепление соответствующего положения  и в ГК РК - основном правовом акте, регламентирующем основания, порядок  и последствия проведения реорганизации. Поэтому предлагаем абзац 1 пункта 4 статьи 45 ГК РК после указания на момент, с которого юридическое лицо считается  реорганизованным, дополнить предложением следующего содержания: «В связи с  этим в едином государственном реестре  юридических лиц должна быть сделана  запись о прекращении реорганизованного  юридического лица (за исключением  реорганизации в форме выделения) со дня государственной регистрации  вновь возникшего юридического лица».

Ликвидация и  реорганизация, в результате проведения которых происходит прекращение  юридических лиц, отличаются друг от друга процедурой их проведения и  правовыми последствиями, наступающими по окончании соответствующих процедур, а именно - правопреемством, возникающим  в результате реорганизации.

Ликвидация юридического лица должна определяться как правоотношение, существующее в развитии, которое  в то же время является правовым состоянием, т.е. юридическим фактом, влекущим прекращение правоотношений, облекающихся в форму юридического лица и составляющих его содержание.

Основаниями добровольной ликвидации юридических лиц являются односторонние сделки, если решения  о ликвидации принимаются учредителем  или органом юридического лица, или  многосторонние сделки, подобные учредительным  договорам, если решение принимается  несколькими учредителями.

Принудительная  ликвидация юридических лиц является мерой публично-правовой ответственности  или мерой защиты гражданских  прав. В современных условиях необходимо также ввести институт уголовной  ответственности юридических лиц  за совершение экономических преступлений и предусмотреть в качестве уголовно-правовой санкции их ликвидацию.

Принудительная  ликвидация юридических лиц является мерой защиты, если она осуществляется в связи с уменьшением имущества (дефект материального субстрата), в  связи с уменьшением числа  участников (дефект людского субстрата) и в связи с нарушением требований закона при их создании. Нормы ГК о принудительной ликвидации юридических лиц по этим основаниям необходимо изменить.

В настоящее  время законом не предусмотрены  основания, порядок и последствия  признания недействительным решения  о создании юридического лица, в  связи с чем в ст. 49 ГК РК необходимо предусмотреть положение, обязывающее  уполномоченный орган предъявить иск  о ликвидации юридического лица.

При признании  недействительным решения о государственной  регистрации юридического лица при  его создании сделки, совершённые  юридическим лицом до этого момента  следует считать незаключенными.

Устанавливая  требования о порядке уведомления  кредиторов юридического лица при его  реорганизации, казахстанское гражданское  законодательство одновременно не предъявляет  никаких требований к самому уведомлению. Отсутствие нормативных предписаний  по данному вопросу нарушает права  кредиторов реорганизуемого юридического лица. Подробная информация о реорганизации  юридического лица, отраженная в уведомлении, способствовала бы полной и своевременной  реализации прав кредиторов требовать  прекращения или досрочного исполнения обязательств, а также давала возможность  оценить степень риска, связанного с реорганизацией должника. Представляется целесообразным указывать в уведомлении  следующие сведения: кем и когда  было принято решение о реорганизации  юридического лица; форма проводимой реорганизации, порядок и сроки  ее проведения; предполагаемые правопреемники юридического лица, пропорция раздела  активов и пассивов между ними; адрес для направления кредитором ответа и требований к реорганизуемому  юридическому лицу.

Кроме того, в  качестве одной из гарантий прав и  законных интересов кредиторов при  реорганизации юридических лиц  может быть предложено законодательно закрепленное право кредитора па ознакомление с документами о  реорганизации: реорганизационным  договором, передаточным актом или  разделительным балансом, сведениями о кредиторах и должниках реорганизуемого  юридического лица и прочее.

Гражданский кодекс Республики Казахстан не устанавливает  срок, в течение которого кредиторы  уведомляются о проводимой реорганизации. Сроки проведения реорганизационных  процедур содержатся в специальных  законах: Законе РК «Об акционерных  обществах» и Законе РК «О товариществах  с ограниченной и дополнительной ответственностью». Представляется необходимым  закрепление в ГК РК требований о  сроках уведомления кредиторов юридических  лиц любой организационно-правовой формы.

Статья 48 ГК РК однозначно не определяет, вплоть до какого момента  подлежат рассмотрению и кем удовлетворяются  требования кредиторов реорганизуемого  юридического лица о прекращении  или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков.

Предлагается  дополнить п.2 ст.48 ГК РК вторым абзацем, изложив его в следующей редакции:

«2. При разделении и выделении кредитор реорганизуемого  юридического лица вправе потребовать  досрочного прекращения обязательства, должником по которому является это  юридическое лицо, и возмещения убытков.

Требования о  прекращении или досрочном исполнении обязательства и о возмещении убытков могут быть предъявлены  реорганизуемому юридическому лицу до момента государственной регистрации  нового юридического лица».

16. В связи  с тем, что кредитор реорганизуемого  юридического лица имеет право  предъявить свои требования только  в период реорганизации юридического  лица до момента государственной  регистрации следует внести изменения  в п.1 ст. 48 ГК РК, изложив его  в следующей редакции:

«1. Собственник  имущества юридического лица или  орган, принявший решение о реорганизации  юридического лица, обязан письменно  уведомить об этом кредиторов реорганизуемого  юридического лица в течение трех дней с момента принятия решения  о реорганизации, но не позднее подачи заявления на государственную регистрацию».

17. Поскольку  юридическое лицо может заниматься  экономической деятельностью в  период осуществления государственной  регистрации, и у него могут  появиться новые активы, должен  составляться второй передаточный  акт после завершения государственной  регистрации. Таким образом, предлагается  внести изменения в п. 5 статьи 46 ГК РК о порядке правопреемства, изложив его в следующей редакции:

«5. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое  лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности  юридического лица в соответствии с  передаточным актом, составленным после  завершения государственной регистрации».

Информация о работе Реорганизация и ликвтидация