Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:26, дипломная работа
Переход казахстанского общества к жизни в условиях рынка, глобальные экономические реформы, коренные изменения в гражданско-правовом регулировании общественных отношений – всё это наряду с другими факторами неизбежно влечёт значительное оживление гражданского оборота. Как известно, юридические лица играют в нем едва ли не определяющую роль, особенно в сфере предпринимательской деятельности. Наряду с коммерческими организациями возрастает число некоммерческих организаций, что вызвано повышением роли гражданского общества в целом и различных его институтов. Так же, как физические лица рождаются, живут и умирают, юридические лица создаются, действуют, реорганизуются и могут прекращаться в связи с их ликвидацией, переставая быть субъектами гражданских правоотношений. Процесс создания юридических лиц и прекращения их деятельности происходит непрерывно. Неслучайно в научный обиход введён термин «жизненный цикл» юридического лица [1, с. 27]. Будучи в отличие от физических лиц искусственными общественными образованиями, созданными по воле людей, они тем не менее не являются чем-то виртуальным, а существуют в реальной действительности, становятся объективной реальностью, устанавливают разнообразные социальные связи с другими субъектами гражданских правоотношений. Однако, созданные по воле своих учредителей, юридические лица прекращают своё существование также не по законам природы, а в конечном итоге по воле людей, будь то воля учредителей (при добровольной ликвидации) или лиц, уполномоченных принимать решение об их прекращении (при принудительной ликвидации). Таким образом, продолжительность «жизненного цикла» юридических лиц целиком зависит от чужой воли, а потому их «смерть» никогда не бывает «естественной»; она всегда в известной мере «насильственна» [1, с. 31].
Введение
1. Реорганизация юридических лиц
1.1 Понятие и признаки реорганизации юридического лица
1.2 Формы и порядок реорганизации юридических лиц
2. Ликвидация юридических лиц
2.1 Понятие и виды ликвидации юридических лиц
2.2 Основания и порядок ликвидации
3. Гарантии прав кредиторов при реорганизации и ликвидации юридических лиц
3.1 Обеспечение прав кредиторов и общегражданские способы их защиты
3.2 Гарантии прав кредиторов и специальные способы их защиты при реорганизации юридических лиц
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Кроме того, необходимо
законодательно закрепить положения
о том, что реорганизация коммерческой
организации не может быть завершена
до принятия налоговым органом решения
по результатам рассмотрения материалов
налоговой проверки реорганизуемой
организации-налогоплательщика.
Заключение
На основании
проведенного исследования правовой природы
институтов реорганизации и ликвидации,
их характерных признаков, форм и
порядка проведения, в результате
системного анализа теоретических
научных положений, действующего казахстанского
законодательства и практики его
применения, были сделаны следующие
выводы и сформулированы конкретные
предложения, направленные на оптимизацию
правового регулирования
До настоящего времени в законодательстве нет четкого определения понятия «реорганизация».
Традиционным
считалось рассматривать
«Реорганизация юридических лиц - это процесс перемены лиц в имущественных и иных правоотношениях, прекращение или изменение организации, связанное с изменением ее организационно-правовой формы, имущественного состава и состава участников, характеризующийся изменением комплекса их прав и обязанностей, и влекущий универсальное правопреемство».
Основной подход
к определению реорганизации
должен учитывать особенности
К числу существенных признаков реорганизации, по нашему мнению, следует отнести следующие:
- субъектом реорганизации
может выступать только
- реорганизация
как процесс связана с
- в результате
реорганизации имеет место
Предлагается классифицировать правоотношения, складывающиеся в процессе реорганизации юридического лица, на две группы: "внутренние правоотношения" - охватывающие круг участников реорганизуемых субъектов, и "внешние правоотношения" - отражающие связь реорганизуемых юридических лиц с иными субъектами права. При этом следует отметить взаимообусловленность данных групп правоотношений, а также определить обязательственно-правовую связь их субъектов.
В действующем законодательстве Казахстана в ст. 45 ГК РК предусматривается пять видов реорганизации:
1) Слияние - соединение
двух или нескольких
2) Присоединение
- одно юридическое лицо
3) Разделение - одно
юридическое лицо разделось на
две или более части, прежнее
юридическое лицо прекращает
свое существование, а его
4) Выделение
- основное юридическое лицо
5) Преобразование
– изменение организационно-
Такой подход к
определению реорганизации
Преобразование
юридического лица, как уже указывалось,
связано с изменением его организационно-правовой
формы. Вместе с тем, позиция законодателя
в данном вопросе неоднозначна. В
соответствии с п. 5 ст.46 ГК РК преобразование
рассматривается и как
В настоящее время в ГК РК и
принятых на его основе законах отражается
в основном лишь процесс создания
в результате реорганизации новых
организаций. А именно, в соответствии
с п. 4 ст. 45 ГК РК юридическое лицо
считается реорганизованным, за исключением
случаев реорганизации в форме
присоединения, с момента государственной
регистрации вновь возникших
юридических лиц. Таким образом,
в большинстве случаев
Ликвидация и
реорганизация, в результате проведения
которых происходит прекращение
юридических лиц, отличаются друг от
друга процедурой их проведения и
правовыми последствиями, наступающими
по окончании соответствующих
Ликвидация юридического лица должна определяться как правоотношение, существующее в развитии, которое в то же время является правовым состоянием, т.е. юридическим фактом, влекущим прекращение правоотношений, облекающихся в форму юридического лица и составляющих его содержание.
Основаниями добровольной ликвидации юридических лиц являются односторонние сделки, если решения о ликвидации принимаются учредителем или органом юридического лица, или многосторонние сделки, подобные учредительным договорам, если решение принимается несколькими учредителями.
Принудительная
ликвидация юридических лиц является
мерой публично-правовой ответственности
или мерой защиты гражданских
прав. В современных условиях необходимо
также ввести институт уголовной
ответственности юридических
Принудительная
ликвидация юридических лиц является
мерой защиты, если она осуществляется
в связи с уменьшением
В настоящее время законом не предусмотрены основания, порядок и последствия признания недействительным решения о создании юридического лица, в связи с чем в ст. 49 ГК РК необходимо предусмотреть положение, обязывающее уполномоченный орган предъявить иск о ликвидации юридического лица.
При признании
недействительным решения о государственной
регистрации юридического лица при
его создании сделки, совершённые
юридическим лицом до этого момента
следует считать
Устанавливая
требования о порядке уведомления
кредиторов юридического лица при его
реорганизации, казахстанское гражданское
законодательство одновременно не предъявляет
никаких требований к самому уведомлению.
Отсутствие нормативных предписаний
по данному вопросу нарушает права
кредиторов реорганизуемого юридического
лица. Подробная информация о реорганизации
юридического лица, отраженная в уведомлении,
способствовала бы полной и своевременной
реализации прав кредиторов требовать
прекращения или досрочного исполнения
обязательств, а также давала возможность
оценить степень риска, связанного
с реорганизацией должника. Представляется
целесообразным указывать в уведомлении
следующие сведения: кем и когда
было принято решение о
Кроме того, в качестве одной из гарантий прав и законных интересов кредиторов при реорганизации юридических лиц может быть предложено законодательно закрепленное право кредитора па ознакомление с документами о реорганизации: реорганизационным договором, передаточным актом или разделительным балансом, сведениями о кредиторах и должниках реорганизуемого юридического лица и прочее.
Гражданский кодекс
Республики Казахстан не устанавливает
срок, в течение которого кредиторы
уведомляются о проводимой реорганизации.
Сроки проведения реорганизационных
процедур содержатся в специальных
законах: Законе РК «Об акционерных
обществах» и Законе РК «О товариществах
с ограниченной и дополнительной
ответственностью». Представляется необходимым
закрепление в ГК РК требований о
сроках уведомления кредиторов юридических
лиц любой организационно-
Статья 48 ГК РК однозначно не определяет, вплоть до какого момента подлежат рассмотрению и кем удовлетворяются требования кредиторов реорганизуемого юридического лица о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков.
Предлагается
дополнить п.2 ст.48 ГК РК вторым абзацем,
изложив его в следующей
«2. При разделении и выделении кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать досрочного прекращения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.
Требования о
прекращении или досрочном
16. В связи
с тем, что кредитор
«1. Собственник
имущества юридического лица или
орган, принявший решение о
17. Поскольку
юридическое лицо может
«5. При преобразовании
юридического лица одного вида в юридическое
лицо другого вида (изменение организационно-