Реорганизация и ликвтидация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:26, дипломная работа

Описание работы

Переход казахстанского общества к жизни в условиях рынка, глобальные экономические реформы, коренные изменения в гражданско-правовом регулировании общественных отношений – всё это наряду с другими факторами неизбежно влечёт значительное оживление гражданского оборота. Как известно, юридические лица играют в нем едва ли не определяющую роль, особенно в сфере предпринимательской деятельности. Наряду с коммерческими организациями возрастает число некоммерческих организаций, что вызвано повышением роли гражданского общества в целом и различных его институтов. Так же, как физические лица рождаются, живут и умирают, юридические лица создаются, действуют, реорганизуются и могут прекращаться в связи с их ликвидацией, переставая быть субъектами гражданских правоотношений. Процесс создания юридических лиц и прекращения их деятельности происходит непрерывно. Неслучайно в научный обиход введён термин «жизненный цикл» юридического лица [1, с. 27]. Будучи в отличие от физических лиц искусственными общественными образованиями, созданными по воле людей, они тем не менее не являются чем-то виртуальным, а существуют в реальной действительности, становятся объективной реальностью, устанавливают разнообразные социальные связи с другими субъектами гражданских правоотношений. Однако, созданные по воле своих учредителей, юридические лица прекращают своё существование также не по законам природы, а в конечном итоге по воле людей, будь то воля учредителей (при добровольной ликвидации) или лиц, уполномоченных принимать решение об их прекращении (при принудительной ликвидации). Таким образом, продолжительность «жизненного цикла» юридических лиц целиком зависит от чужой воли, а потому их «смерть» никогда не бывает «естественной»; она всегда в известной мере «насильственна» [1, с. 31].

Содержание

Введение

1. Реорганизация юридических лиц

1.1 Понятие и признаки реорганизации юридического лица

1.2 Формы и порядок реорганизации юридических лиц

2. Ликвидация юридических лиц

2.1 Понятие и виды ликвидации юридических лиц

2.2 Основания и порядок ликвидации

3. Гарантии прав кредиторов при реорганизации и ликвидации юридических лиц

3.1 Обеспечение прав кредиторов и общегражданские способы их защиты

3.2 Гарантии прав кредиторов и специальные способы их защиты при реорганизации юридических лиц

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Работа содержит 1 файл

реорг и ликв.docx

— 126.45 Кб (Скачать)

2) реорганизация  как процесс связана с прекращением  существующих и (или) созданием  новых юридических лиц;

3) в результате  реорганизации имеет место универсальное  (общее) правопреемство, т.е. изменение  субъектного состава правоотношений, влекущее за собой переход  прав и обязанностей от одного  юридического лица к другому.  Предполагается, что, во-первых, правопреемникам  передаются не отдельные права  и обязанности, а весь их  комплекс. И, вo-вторых, организация-правопреемник  не вправе отказаться от принятия  каких-либо обязательств реорганизуемого  юридического лица.

Говоря о целях  реорганизации, следует обратить внимание на значение данного вопроса. С помощью  института реорганизации сохраняется  стабильность гражданского оборота, обеспечивается правопреемство по всему комплексу  прав и обязанностей в отношении  третьих лиц, а как следствие, прочность договорных связей; максимально  гарантируются права кредиторов: отпадает необходимость уплаты дополнительных налогов; сокращаются временные  издержки, производительный капитал  остается цельным, не дробится между  участниками юридического лица и  не изымается из сферы производства. В итоге использование механизма реорганизации приводит к достижению значительного организационного и финансового эффекта.

В некоторых  случаях при реорганизации следует  предварительно получить согласие государственных  органов. Необходимость такого согласия, точнее, необходимость предоставления особых документов, может быть установлена  законом для определенных случаев.

В связи с  этим в процессе реорганизации следует  решить все вопросы, связанные с  определением субъектов, к которым  переходят конкретные права и  обязанности. Наиболее актуальна эта  проблема при проведении процедуры  реорганизации в определенных формах (например, разделение и слияние), поэтому  в следующем параграфе дипломной  работы приведен детальный анализ всех форм реорганизации и порядка  её проведения. 

1.2 Формы и порядок  реорганизации юридических  лиц 

Предпосылки законодательного оформления института реорганизации  возникли на определенном этапе развития капиталистических отношений, когда  сложилась и определилась общая  тенденция концентрации капиталов  и его стремление к монополистическому положению на рынке.

Прослеживая историческое развитие гражданских правоотношений и происходившие в этой связи  изменения законодательства, можно  сделать вывод о том, что современные  формы реорганизации юридических  лиц сложились не сразу и находили свое отражение в нормах законодательства постепенно.

Так, из известных  современному обществу способов реорганизации  первым формируется слияние, а затем  присоединение. Примером служит объединение  компаний на территории России - учреждение Российско-Американской компании в  Иркутске на основании акта, учиненного компаньонами 3 августа 1798 года [31, с. 22]. Имевшие место немногочисленные примеры слияния отдельных компаний в дореволюционной практике не позволяли  говорить о формировании института  реорганизации, поскольку предприятия  в таких случаях; передавались в  порядке сингулярного правопреемства.

Советское законодательство также не предусматривало процедуры  реорганизации юридических лиц. Ст. 289 ГК РСФСР 1922 года содержала перечень оснований для прекращения деятельности организаций среди которых процедуры  реорганизации не было. Но в то же время ст. 364 ГК 1922 г. устанавливала  возможность слияния акционерных  обществ [31, с. 23].

Развитие экономики  в период нэпа послужило основанием к началу правового регулирования  данного института. Первое упоминание о реорганизации кооперативных  организаций связано с положением «О порядке прекращения кооперативных  организаций при ликвидации, соединении и разделении», утвержденным Постановлением ЦИК и СНK СССР от 15.06.1927 [32, с. 58]. Постановление  предусматривало два варианта реорганизации  кооперативных организаций - слияние  и разделение, но при этом не определяло процедуру такой реорганизации.

В советском  законодательстве практически отсутствовало  регулирование отдельных видов  реорганизации юридических лиц. Существовали только единичные нормы, устанавливающие общие правила. Отсутствие правового регулирования  такого сложного и многообразного процесса как реорганизация юридических  лиц в ходе правоприменительной  практики выявило значительные сложности.

На пленуме  ЦК КПСС в июле 1955 года было принято  решение о необходимости реорганизации  кооперации и передачи в государственную  промышленность кооперативов. Гражданский  кодекс КазССР 1964 года посвятил вопросам реорганизации три статьи - 37, 38, 39, регламентируя всего лишь три  формы реорганизации: слияние, разделение и присоединение, при этом реорганизация  юридических лиц рассматривалась  как способ прекращения юридического лица.

На новом этапе  экономического развития Казахстана одним  из первых по данной проблематике можно  считать Закон КазССР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»  и Постановление Совета Министров, утвердившие положение об акционерных  обществах. В этих актах впервые  получили закрепление такие виды реорганизации как выделение  и преобразование, ставшие в дальнейшем правовой основой процесса приватизации государственных предприятий [33, с. 12].

В действующем  законодательстве Казахстана в ст. 45 ГК РК предусматривается пять видов  реорганизации (Приложение 1):

1) Слияние - соединение  двух или нескольких юридических  лиц, при котором происходит  объединение их прав и обязанностей  в одно юридическое лицо;

2) Присоединение  - одно юридическое лицо присоединилось  к другому, при этом все неимущественные  права и обязанности присоединяющегося  лица переходят к главной организации;

3) Разделение - одно  юридическое лицо разделилось  на две или более части, прежнее  юридическое лицо прекращает  свое существование, а его права  и обязанности переходят к  вновь созданным юридическим  лицам [34, с. 19];

4) Выделение  - основное юридическое лицо продолжает  свое существование, но из его  состава выделились отдельные  структурные подразделения в  самостоятельное юридическое лицо;

5) Преобразование  – изменение организационно-правовой  формы юридического лица, при  этом прекращается существование  организации в прежнем виде, а  его права и обязанности полностью  переходят к правопреемнику [35, с. 72].

Такой подход к  определению реорганизации юридических  лиц не является единственно возможным, о нем свидетельствует законодательство зарубежных стран.

Например, в Акционерном  законе ФРГ подобно описывается  процедура слияния акционерных  обществ, которое может происходить  путем передачи имущества одного общества другому в обмен на предоставление акций последнего (слияние посредством  принятия), а также путем создания нового акционерного общества посредством  передачи ему имущества объединяющихся обществ взамен предоставления акций  этого истого субъекта права (слияние  путем создания нового общества). Помимо слияния Акционерный закон ФРГ  регулирует порядок передачи акционерными обществами своего имущества некоторым субъектам права – федерации, земле и т.д., а также процесс преобразования акционерных обществ в иные организационно-правовые формы юридических лиц [36, с. 274].

Закон Франции  «О торговых товариществах» определяет иные формы реорганизации юридических  лиц - фузия, фузия-разделение и разделение.

Термин «фузия»  является синонимом одновременно и  «присоединения» и «слияния». «Фузия-разделение»  применяется для обозначения  внесения имущества акционерного общества в существующие торговые товарищества или для характеристики процедуры  совместного участия товариществ  в создании новых юридических  лиц [37, с. 58].

Некоторые авторы классифицируют реорганизацию по отношению  к волеизъявлению собственника на добровольные (по решению участников, собственников  или уполномоченного органа), принудительные (по решению компетентного государственного органа) и вынужденные (вызванные  изменением действующего законодательства) [38, с. 45]. Этот научный подход нашел  отражение и действующем ГК РК. Так, в соответствии со статьей 45 ГК РК реорганизация юридического лица производится добровольно или принудительно: по решению собственника его имущества  или уполномоченного собственником  органа, учредителей (участников), а  также по решению органа, уполномоченного  учредительными документами юридического лица, либо по решению судебных органов  в случаях, предусмотренных законодательными актами. Кроме того, законодатель легально закрепляет возможность выделения  и других форм реорганизации.

Предлагается  также возможная классификация  видов реорганизации путем объединения  указанных в ГК групп. При этом первая - укрупнение общества, когда  на основе двух или нескольких юридических  лиц создастся одно более крупное, поглощающее ранее существовавшее (сюда возможно отнести слияние и  присоединение). Вторая - разукрупнение, при котором на основе одного создаются  два или несколько новых. Выделение - при котором реорганизуемое общество сохраняет свой статус, но путем  передачи части, принадлежащих ему  прав и обязанностей создается одно или несколько новых обществ [39, с. 291].

Кулагин М.И., исследуя институт реорганизации юридических  лиц в зарубежном законодательстве, делает вывод о том, что реорганизация  юридических лиц, несмотря па различные  термины, используемые в законодательстве европейских стран, в основном может  быть разделена на три вида - слияние (при котором две или несколько  компаний объединяются в одну новую), поглощение (одна или несколько компаний присоединяются к существующему  юридическому лицу, при этом не происходит образования нового субъекта права) и разделение (юридическое лицо делится  на два или несколько новых  субъектов права). Приведенная классификация  может быть дополнена и другими  формами реорганизации, например, выделением, предполагающим передачу от одного лица части имущества вновь созданному объекту права без прекращения  деятельности уже существующей компании [40, с. 184] .

Характеризуя  каждый из видов реорганизации применительно  к казахстанскому законодательству, можно определить следующее:

1. При слиянии  двух и более юридических лиц  происходит создание одного нового  юридического лица и прекращение  участвовавших в слиянии организаций.  Все права и обязанности последних  переходят к вновь созданному  юридическому лицу на основании  передаточного акта. Данная организация становится универсальным правопреемником прекративших существование юридических лиц.

Указанное положение  нашло свое отражение в законах, регламентирующих деятельность конкретных юридических лиц, а именно в Законе РК «Об акционерных обществах» [41, с. 5] и в Законе РК «О товариществах  с ограниченной и дополнительной ответственностью» [42, с. 9].

Пункт 1 статьи 82 Закона РК «Об акционерных обществах» определяет слияние обществ как  «возникновение нового общества путем  передачи ему всего имущества, прав и обязанностей на основании договора о слиянии и в соответствии с передаточными актами двух или  нескольких обществ с прекращением их деятельности». В этой же статье законодатель детализирует процедуру  реорганизации акционерного общества в форме слияния.

Итак, совет директоров каждого из реорганизуемых обществ  выносит на рассмотрение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации  в форме слияния, государственной  регистрации выпуска акций общества, создаваемого в результате слияния, и порядке их размещения. Решение  о слиянии принимается на совместном общем собрании акционеров реорганизуемых обществ квалифицированным большинством голосов акционеров каждого отдельного общества. Данное решение общего собрания акционеров должно содержать положения  об утверждении договора о слиянии, в котором указываются сведения о наименовании, местонахождении  каждого из реорганизуемых обществ, порядке размещения акций и иные условия слияния, а также положения  о государственной регистрации  выпуска акций общества, создаваемого в результате слияния.

Договор о слиянии  должен быть подписан всеми акционерами  реорганизуемых обществ. Передаточный акт подписывается руководителями исполнительных органов и главными бухгалтерами реорганизуемых обществ  и заверяется печатями обществ. Обязательным требованием закона является направление  реорганизуемыми обществами всем своим  кредиторам письменных уведомлений  о реорганизации и помещение  соответствующих объявлений в средствах  массовой информации. К уведомлению  прилагается передаточный акт.

Уставный капитал  общества, образуемого путем слияния  обществ, равен сумме собственных  капиталов реорганизуемых обществ. Акции образованного общества размещаются  среди акционеров реорганизуемых обществ  в следующем порядке:

Информация о работе Реорганизация и ликвтидация