Референдум в РФ: понятия, виды, организационно-правовых основ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 01:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ понятия, видов, организационно-правовых основ проведения референдума в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. проанализировать понятие, нормативную базу и виды референдума в РФ;
2. охарактеризовать предмет (круг вопросов) референдума;
3. раскрыть действующий порядок назначения, подготовки и проведения референдумов в РФ.

Работа содержит 1 файл

референдум.docx

— 75.89 Кб (Скачать)

  Центральная комиссия референдума Российской Федерации  составляет протокол о результатах  референдума Российской Федерации, который подписывается всеми присутствующими членами Центральной комиссии референдума Российской Федерации с правом решающего голоса и в который вносятся следующие данные:

  1) число комиссий субъектов Российской  Федерации по проведению референдума  Российской Федерации и отдельно  число участковых комиссий по  проведению референдума Российской  Федерации образованных за пределами  территории Российской Федерации;

  2)  число протоколов комиссий субъектов  Российской Федерации по проведению  референдума Российской Федерации  об итогах голосования и отдельно  число протоколов участковых  комиссий по проведению референдума  Российской Федерации об итогах  голосования образованных за  пределами территории Российской  Федерации на основании которых  составляется протокол Центральной  избирательной комиссии референдума  Российской Федерации;

  3)       число граждан Российской Федерации,  имеющих право на участие в

  референдуме Российской Федерации;

  4)      число выданных участковыми комиссиями  по проведению референдума

  Российской  Федерации открепительных удостоверений;

  5)      число предъявленных гражданами  открепительных удостоверений;

  6)       число бюллетеней для голосования  на референдуме Российской Федерации,  полученных участковыми комиссиями  по проведению референдума Российской  Федерации;

  7)       число бюллетеней для голосования  на референдуме Российской Федерации,  выданных гражданам на участках  референдума Российской Федерации;

  8)       число бюллетеней для голосования,  выданных гражданам, проголосовавшим  вне помещений участков референдума  Российской Федерации;

  9)       число погашенных бюллетеней  для голосования на референдуме  Российской Федерации;

  10)   число, бюллетеней для голосования  на референдуме Российской Федерации,  содержащихся в переносных и  стационарных ящиках для голосования;

  11)   число извлеченных из ящиков  для голосования бюллетеней неустановленной  формы;

  12)   число действительных бюллетеней  для голосования на референдуме

  Российской  Федерации;

  13)   число бюллетеней для голосования  на референдуме Российской Федерации,  признанных недействительными;

  14)   число голосов, поданных за  вопрос и против вопроса вынесенного  на

  референдум  Российской Федерации.

  В случае вынесения на референдум Российской Федерации альтернативных

  вариантов вопроса в протокол вносятся все  варианты и число голосов граждан, принявших участие в референдуме  Российской Федерации, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов  граждан, принявших участие в  референдуме Российской Федерации, поданных против всех вариантов. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов либо проводилось  более одного референдума Российской Федерации, подсчет голосов и  составление протокола по каждому  вопросу производятся отдельно.

  В соответствии с Федеральным конституционным  законом «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г. принятое на референдуме Российской Федерации  решение и итоги голосования  в целом по Российской Федерации  подлежат официальному опубликованию (обнародованию) Центральной комиссией  референдума Российской Федерации  не позднее трех дней после определения  результатов референдума Российской Федерации. Центральная комиссия референдума  Российской Федерации в тот же срок опубликовывает (обнародует) для  всеобщего сведения итоги голосования  по каждому субъекту Российской Федерации (ст.38). Не позднее двух месяцев после  определения результатов референдума  Российской Федерации Центральная  избирательная комиссия референдума  Российской Федерации публикует  в средствах массовой информации общие итоги голосования на референдуме  Российской Федерации, включающие все  данные, внесенные в сводные таблицы, прилагаемые к протоколам комиссий

  субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации, согласно части 3 статьи 36 Федерального конституционного закона «О референдуме  в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.

  Комиссии  субъектов Российской Федерации  по проведению референдума Российской Федерации публикуют в местной  печати данные протоколов всех территориальных  и участковых комиссий по проведению референдума Российской Федерации  об итогах голосования по соответствующему субъекту Российской Федерации не позднее  чем через месяц со дня проведения референдума Российской Федерации.

  Итоги голосования по каждому участку  референдума Российской Федерации, итоги голосования по каждому  субъекту Российской Федерации в  объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих комиссий по проведению референдума Российской Федерации  об итогах голосования, должны предоставляться  для ознакомления любому гражданину Российской Федерации или наблюдателю, а так же представителю средств массовой информации.

  Принятое  на референдуме Российской Федерации  решение вступает в силу со дня  его официального опубликования (обнародования) Центральной комиссией референдума  Российской Федерации, если иное не предусмотрено  в формулировке вопроса, принятого  на референдуме Российской Федерации.

          4.2. Правовые последствия референдума  Российской Федерации       

  В соответствии со статьей 61 Федерального закона «Об основных гарантиях

  избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан Российской

  Федерации»  от 19 сентября 1997 г. с изм. от 30 марта 1999 г.:

  • Решение, принятое на референдуме в Российской Федерации, является общеобязательными и не нуждается в дополнительном утверждении.
  • Решение, принятое на референдуме Российской Федерации, действует на всей территории Российской Федерации. Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, действует на территории данного субъекта Российской Федерации. Решение, принятое на местном референдуме, действует на территории соответствующего муниципального образования.
  • Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации,

  местном референдуме, регистрируется в органах  государственной власти или

  органах местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации

  нормативных правовых актов соответствующего уровня.

  • Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме соответственно, но не ранее двух лет после его принятия либо признано недействительным в судебном порядке.

  Следует обратить внимание, что отмена судом  решения, принятого на референдуме  субъекта Российской Федерации, местном  референдуме, может быть произведена  по следующим основаниям:

  1)      нарушение установленного настоящим  Федеральным законом, законом  субъекта Российской Федерации,  уставом муниципального образования  порядка проведения референдума  субъекта Российской Федерации,  местного референдума, повлекшее  невозможность с достоверностью  определить результаты волеизъявления  участников референдума;

  2)      несоответствие закона, на основании  которого проводился референдум

  субъекта  Российской Федерации, Конституции  Российской Федерации, а также федеральному конституционному закону, федеральному закону, действовавшим на момент проведения данного референдума, несоответствие устава муниципального образования, на основании которого проводился местный  референдум, Конституции Российской Федерации, а также федеральному закону, закону субъекта Российской Федерации, действовавшим на момент проведения данного референдума, повлекшие  невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума;

  3)     противоречие решения, принятого  на референдуме субъекта Российской  Федерации, местном референдуме,  Конституции Российской Федерации,  федеральному конституционному  закону, федеральному закону, а для местного референдума – также и закону субъекта Российской Федерации. Признание итогов голосования недействительными более чем на одной четверти участков референдума влечет за собой признание недействительными результатов референдума субъектов Российской Федерации, местного референдума.

  Если  для реализации решения, принятого  на референдуме, требуется издание дополнительного нормативного правового акта, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного нормативного правового акта.

  Необходимо  отметить, что статья 42 Федерального конституционного закона «О референдуме  в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.  устанавливает, что лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином  Российской Федерации его права  на участие в референдуме Российской Федерации путем подкупа, обмана, применения физического насилия  или угрозы его применения, подлога  документов референдума Российской Федерации, заведомо неправильного  подсчета голосов граждан, имеющих  право на участие в референдуме  Российской Федерации, или иным путем, либо препятствующие работе избирательных  комиссий или комиссий по проведению референдума Российской Федерации  и работе членов указанных комиссий, а также законной деятельности инициативной группы, наблюдателей или условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению решения, принятого на референдуме  Российской Федерации, несут административную или уголовную ответственность  в соответствии с федеральными законами. 
 

  Заключение

В заключение проведенной  мной работы хотелось бы отметить, что референдум является важнейшим инструментом выражения воли народа, но эффективность этого института достигается только при легитимности проведения и подведения итогов по окончанию референдума. Важно также отметить, что данный демократический институт, хотя существует и закреплен в нормативно- правовой базе страны, но практика его применения не развита. Хотя из практики следует, что  в период всеобщей демократизации общества, референдума, как форма демократии и непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов прижился и действует в нашей стране.

То есть можно сделать вывод, что референдум в любой стане будет политически и идеологически эффективен с точки зрения интересов прогрессивных социальных сил и классов лишь в том случае, если он будет правильно понят населением и целью его будет решение реальных проблем, затрагивающие важнейшие интересы широких слоев населения, и наконец, если будут созданы все необходимые организационно-технические и иные условия для подготовки и проведения всенародных опросов.

Информация о работе Референдум в РФ: понятия, виды, организационно-правовых основ