Референдум в РФ: понятия, виды, организационно-правовых основ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 01:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ понятия, видов, организационно-правовых основ проведения референдума в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. проанализировать понятие, нормативную базу и виды референдума в РФ;
2. охарактеризовать предмет (круг вопросов) референдума;
3. раскрыть действующий порядок назначения, подготовки и проведения референдумов в РФ.

Работа содержит 1 файл

референдум.docx

— 75.89 Кб (Скачать)

  Предложение о проведении референдума может  быть составлено как в общих выражениях, так и в виде окончательно выработанного законопроекта.

  Различия  этих форм осуществления народной инициативы принципиальны для реализации желаний народа. Так, по законодательству Швейцарии в первом случае предложение вносится правительством в парламент, который в течение одного года решает, принимает ли он предложение, сделанное гражданами, или нет. Если предложение принимается, то обе палаты начинают работу над законопроектом, руководствуясь общими указаниями инициаторов, затем он предлагается на утверждение народа. Если палаты не согласны с предложением инициаторов или не дают ответа в течение одного года, то предложение передается на голосование народа. Во втором случае, когда предлагается законченный законопроект, парламент либо выражает свое согласие с проектом и представляет его на голосование народа, либо не соглашается с предложением инициаторов. В этом случае он обязан передать представленное ему предложение на голосование народа, а также может представить собственный контрпроект.

  Важная  часть подготовительной стадии проведения референдума – информирование населения о его подготовке и проведении. Согласно Закону все решения, касающиеся референдума, а также проекты законов или иных решений, выносимых на референдум, подлежат опубликованию в средствах массовой информации, которые освещают ход подготовки и проведения референдума.

  В соответствии с Федеральным конституционным  законом «О референдуме РФ» Указ Президента Российской Федерации о назначении референдума Российской Федерации, в котором определена дата его проведения, назначенная на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа, должен быть опубликован. Центральная избирательная комиссия России обеспечивает не позднее чем за 45 дней до дня проведения референдума опубликование в целях всенародного обсуждения текста законопроекта, вынесенного на референдум, и текста действующего закона, который предлагается отменить или изменить; содействует средствам массовой информации (далее –СМИ) в проведении мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса, вынесенного на референдум. Списки участков референдума с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых комиссий по проведению референдума подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 35 дней до дня проведения референдума. Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня проведения референдума. Основной объем информации должен передаваться через СМИ.

  Следующим этапом подготовительной стадии референдума является агитация. Однако следует заметить, что она имеет место и на стадии его проведения. Организация агитации предусмотрена статьей 29 Конституции Российской Федерации, в которой косвенно закреплено право на агитацию, так как определены запрещенные виды агитации, статьей 31, где законодательно закреплено требование к проведению собраний, митингов, демонстраций – собираться мирно и без оружия, а также статьей 30 действующего Закона: «Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума Российской Федерации, за или против участия в референдуме Российской федерации, за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации».

  Агитация  может проводиться: через СМИ, путем  проведения различных мероприятий собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций и т. д., путем выпуска и (или) распространения агитационных печатных материалов, в иных, установленных законом формах.

  Субъектами  агитации в ходе референдума являются граждане Российской Федерации, общественные объединения и политические партии. Агитация при проведении референдума, в соответствии с Законом, начинается со дня опубликования акта о назначении референдума и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.

  Завершающий этап подготовительной стадии референдума – обсуждение. Существует по меньшей мере два варианта обсуждения. Первый сводится к обсуждению проекта, которое происходит в рамках представительного органа власти на его сессии и в постоянных и временных комиссиях. В нем могут участвовать депутаты, члены инициативной группы и специалисты, привлекаемые для этой цели. Их мнение субъективно, однако оно дает возможность раскрыть как политические, так и чисто профессиональные аспекты рассматриваемой проблемы, вникнуть в нее глубже.

  Второй  вариант – это всенародное (народное) обсуждение. Оно проходит после положительного решения полномочного органа по вопросу вынесения проекта нормативно-правового акта на референдум и позволяет каждому гражданину не только ознакомиться с проектом, по которому ему предстоит голосовать, но и высказать по нему свое мнение и замечания. В этом случае процесс всенародного обсуждения интегрируется в процесс референдума как форма правотворчества.

  Проведение  референдума. Следующая стадия процедуры референдума – его проведение – начинается с этапа назначения референдума. Согласно Конституции Российской Федерации (п. «в» ст. 84) этим правом обладает Президент Российской Федерации, который назначает референдум в порядке, установленном Федеральным конституционным законом. До принятия решения о назначении референдума Президент в течение 10 дней со дня поступления к нему документов и приложенных к ним материалов направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующим запросом. Конституционный Суд Российской Федерации проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и в течение месяца направляет Президенту свое решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию.

  В случае признания Конституционным  Судом Российской Федерации соблюдения предусмотренных Конституцией Российской Федерации требований Президент обязан назначить референдум Российской Федерации не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда. В случае отрицательного решения Конституционного Суда все процедуры, предусмотренные законом, прекращаются.

  Президент Российской Федерации издает указ о  назначении референдума, в котором определяет дату его проведения.

  Рассматривая  процессы, связанные с подготовкой  и проведением референдума, нужно исходить не только из тех положений, которые закреплены де-юре в законе, но и из того, что сложилось де-факто. В частности, нельзя преуменьшать роль и степень влияния партий и органов власти в центре и на местах на подготовку и проведение референдумов.

  Важнейший этап проведения референдума – голосование. Поскольку процедура проведения референдума, как и выборов, призвана содействовать полному и объективному выявлению воли граждан, она не может не учитывать опыт организации голосования, подсчета его результатов и руководства избирательной кампанией.

  Голосование – это процессуальная форма выявления действительной воли народа. К моменту голосования эта воля объективно существует: она формировалась в процессе подготовки голосования, однако до момента голосования она не известна. О ней можно судить косвенно, выясняя общественное мнение путем опросов, но знать ее доподлинно до проведения голосования в установленном законом порядке нельзя. Голосование – это выполнение и соблюдение гражданами определенных формальных требований, установленных законом и гарантирующих подлинность волеизъявления как отдельного гражданина, так и электората в целом.

  Завершающим этапом на стадии проведения референдума  является подведение его итогов. На этом этапе комиссии референдума выясняют два важных вопроса: состоялся ли референдум и какое решение приняли граждане по существу вынесенных на него вопросов. Если референдум признан несостоявшимся, то закон ограничивает возможность повторного вынесения этого же вопроса на новый референдум. Это говорит о том, что несостоявшийся референдум можно рассматривать как отрицательное отношение граждан к существу вынесенных на него вопросов.

  Если  референдум признан состоявшимся, возникает  необходимость установления его итогов.

  Деятельность  по подведению итогов референдума и  объявлению результатов голосования можно определить как заключительный этап, следующий за процессом непосредственного правотворчества, но отличный от него. Одна из проблем на данном этапе проведения референдума связана с необходимостью одобрения или неодобрения принятого акта полномочными органами власти. Поскольку решение референдума имеет высшую юридическую силу, очевидно, что принятый им акт в каком-либо утверждении не нуждается, но, так как принятие законов в Российской Федерации сопровождается процедурой их подписания Президентом Российской Федерации, его промульгация является неотъемлемой составной частью рассматриваемого этапа.

  Реализация  решения референдума. Завершающая стадия референдума – исполнение его решения. Она может быть разделена на два этапа: исполнение решения референдума и ответственность полномочного органа за его неисполнение.

  Исполнение  решения тесно связано с юридической  силой принимаемых референдумом актов. В некоторых странах акты, принятые на референдуме, имеют высшую юридическую силу и могут быть изменены только путем принятия решения на новом референдуме, что установлено и в российском законодательстве. В других странах принятый путем референдума акт ничем не отличается от иных правовых актов того же уровня, принятых парламентом, имеет одинаковую с ними юридическую силу и подлежит изменению, дополнению, отмене в обычном порядке.

  Законодательные акты, принятые на референдуме, имеют такую же юридическую силу и занимают такое же место в правовой сфере, что и акты, принятые парламентом.

  Юридическая природа правовых актов, принимаемых  путем референдума и государственными органами, одинакова – они являются плодами государственно-властной деятельности и воплощают государственную волю народа – верховного обладателя государственной власти. Именно поэтому такие акты не нуждаются в дополнительном одобрении или утверждении. Воплощенная в них народная воля изначально является государственно-властной.

  Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что референдум является комплексным правовым институтом, требующим подробного правового регулирования всех этапов его осуществления. 
 
 
 

  § 2.2 Определение результатов  и правовые последствия  референдума Российской Федерации                                 

  На  основании протоколов комиссий субъектов  Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации  об итогах голосования по соответствующему субъекту Российской Федерации протоколов участковых комиссий по проведению референдума  Российской Федерации об итогах голосования, образованных за пределами территории Российской Федерации, путем суммирования содержащихся в них данных Центральная  комиссия референдума Российской Федерации  не позднее чем через 10 дней со дня  проведения референдума Российской Федерации определяет результаты референдума Российской Федерации. Суммирование содержащихся в протоколах комиссий по проведению референдума Российской Федерации данных осуществляют непосредственно члены Центральной комиссии референдума Российской Федерации с правом решающего голоса.

  Центральная комиссия референдума Российской Федерации  признает референдум Российской Федерации  состоявшимся, если в голосовании  приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие  в референдуме Российской Федерации. Число граждан, принявших участие  в голосовании, определяется по числу  бюллетеней для голосования установленной  формы, извлеченных из ящиков для  голосования.

  Центральная комиссия референдума Российской Федерации  признает решение принятым на референдуме  Российской Федерации если за него в целом по Российской Федерации  проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на референдум Российской Федерации  выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов  не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными. Постановлением Центральной комиссии референдума Российской Федерации  результаты голосования в отдельных  субъектах Российской Федерации  могут быть признаны недействительными  из-за допущенных нарушений Федерального конституционного закона «О референдуме  в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г., существенно повлиявших на итоги  голосования. В этом случае Центральная  комиссия референдума Российской Федерации  вправе поручить соответствующим комиссиям  по проведению референдума Российской Федерации провести повторное голосование  не позднее  15 дней со дня официального опубликования (обнародования) постановления  Центральной комиссии референдума  Российской Федерации.

Информация о работе Референдум в РФ: понятия, виды, организационно-правовых основ