Референдум в РФ: понятия, виды, организационно-правовых основ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 01:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ понятия, видов, организационно-правовых основ проведения референдума в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. проанализировать понятие, нормативную базу и виды референдума в РФ;
2. охарактеризовать предмет (круг вопросов) референдума;
3. раскрыть действующий порядок назначения, подготовки и проведения референдумов в РФ.

Работа содержит 1 файл

референдум.docx

— 75.89 Кб (Скачать)

  Введение

   Проблема референдумов (народных  голосований) имеет теоретическое  и практическое значение. Этот  институт получил конституционно-правовое  закрепление в Российской Федерации,  использовался в практике ее  государственного строительства,  предусмотрен на случай изменения  действующей или принятия новой  Конституции, решения серьезных  проблем жизни страны. Используется  референдум и на уровнях субъектов  РФ, местного самоуправления.

  Общественно-политическая природа референдума наиболее полно  раскрывается в результате его анализа  в качестве института демократии. Происхождение и сущность референдума  связаны с идеей народовластия, вернее, с определенным идеологическим оформлением этой идеи в целях  построения модели демократического общества, основанной на сочетании прямых и  представительных ее форм. В эпоху  Просвещения, в особенности во времена  великих революций XVIII века, сложились  две тенденции в решении вопроса  о соотношении представительной и непосредственной демократии. Согласно учению Д. Локка, власть законодателя, демократически избранного народом, не может выходить за пределы мандата, полученного им от народа. Поэтому  представительная демократия не является полной, завершенной, всегда нуждается  в подтверждении властного мандата. С этой точки зрения обращение  к народу, опросы, референдумы, всякие иные формы прямого народного  волеизъявления представляются необходимыми действиями, дополняющими законодательную  власть и одновременно легитимирующими  ее. Ж. Ж. Руссо, напротив, выступал за приоритетность законодательной власти, поскольку  граждане по условиям социального контракта  передали государству власть решать важные общественные дела и потому должны полностью полагаться на законодателей, на тех, «кто берет на себя смелость дать установление какому-либо народу». Референдум как политико-правовой институт занимает особое место в системе современной демократии. С одной стороны, он традиционен, коренится в глубокой истории, напоминает времена древнего прямого народоправства, когда каждый участник народного собрания (вече, агора и т.п.) должен был не просто выразить свое мнение по обсуждаемому важному для всего сообщества вопросу, но и активно участвовать в выработке решения, выражающего общую позицию, общую волю.

  Цель  курсовой работы – анализ понятия, видов, организационно-правовых основ  проведения референдума в Российской Федерации.

  Задачи  исследования:

  1. проанализировать понятие, нормативную  базу и виды референдума в  РФ;

  2. охарактеризовать предмет (круг  вопросов) референдума;

  3. раскрыть действующий порядок  назначения, подготовки и проведения  референдумов в РФ.

  Объект  исследования – референдум, предмет  – понятие, виды и организационно-правовые основы проведения референдума в  Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1. Референдум как форма  непосредственной демократии

     §1.1. Понятие референдума

   В теории избирательного права под  референдумом понимается голосование  граждан, имеющих активное избирательное право, по вопросам, которые в установленном законом порядке вынесены на референдум в целях получения от участников референдума четко выраженного однозначного ответа типа «да» или «нет», «за» или «против». Референдум определяется в российском законодательстве применительно к видам референдума в Российской Федерации. Таковых три: референдум Российской Федерации (федеральный институт референдума), референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум.1

   Референдум  Российской Федерации – всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. В нашей стране институт референдума впервые был закреплен в Конституции СССР 1936 г., которая характеризовала референдум как всенародный опрос. Конституция СССР 1977 г. определила референдум более правильно – как народное голосование. Долгое время текущее законодательство не определяло механизма применения этого института. В настоящий момент референдум проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом РФ «О референдуме Российской Федерации», Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях…». Все вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, в том числе и поставленные в связи с законопроектами и действующими законами, относятся к категории наиболее важных вопросов государственного значения.

   Референдум  субъекта Российской Федерации – голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, по важным вопросам государственного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации. Сегодня данный вид референдума фактически закреплен всеми конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, во многих субъектах федерации приняты законы, регулирующие отношения, возникающие в связи с проведением в субъектах Российской Федерации референдумов.

   Местный референдум – голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований. Проведение местных референдумов, как правило, предусматривается уставами муниципальных образований, однако вполне достаточным юридическим основанием для их проведения являются федеральное законодательство и законодательство соответствующего субъекта Федерации.

   В основе института референдума в  Российской Федерации лежат политические права и свободы человека и  гражданина. Поэтому все виды референдумов заняли прочное место в системе конституционных институтов, выступают в качестве гарантии права граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч.1 ст. 32 Конституции Российской Федерации).

   В Конституции Российской Федерации  закреплено: «Граждане Российской федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» (ч.2 ст.32). Из этого текста видно, что всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме – это самостоятельные, но взаимосвязанные конституционные права. В чем выражается их связь? Если всеобщее избирательное право включает в себя активный и пассивный элемент – право избирать и право быть избранными, то право на участие в референдуме носит всецело активный характер. В этом состоит все различие, что же касается активного избирательного права и права участвовать в референдуме, то юридически (по характеру правомочий, типу гарантий, формам защиты и т. д.) они тождественны: субъект активного избирательного права есть в то же время субъект права на участие в референдуме, и в том и в другом случае необходимо прямое волеизъявление при тайном голосовании, действует принцип «один избиратель – один голос», не допускаются какие-либо специальные возрастные и иные ограничения, кроме тех, которые установлены как для избирателей, так и для участников референдума.

   Право на участие в референдуме, как  и активное избирательное право, является равным и прямым для всех граждан Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе принципа свободы и добровольности. Он сам решает, принять участие в голосовании или нет, сам определяет свою волю при голосовании. 2Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме, а также на его свободное волеизъявление. Законодательство о выборах и референдуме устанавливает гарантии свободного волеизъявления граждан.

   Институт референдума обычно включает в себя две возможности – решать законодательные вопросы совместно парламенту и электорату. Поэтому референдум предполагает, что его инициаторами могут быть, с одной стороны, парламент, законодательная власть, а с другой – избирательный корпус, действующий в порядке народной инициативы. Согласно действующему законодательству инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит не менее чем двум миллионам граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них и Конституционному Собранию, которое разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации и выносит его на референдум.

     Первичной целью референдумов  – императивных и консультативных, конституционных и законодательных, обязательных и факультативных – является принятие государственных решений на основе единства мнений граждан в условиях, когда другие формы прямой демократии применяются ограниченно или не дают должного результата. Но всегда возникает вопрос, насколько едино общество с его многообразием форм, институтов, мнений и настроений. В Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (ч.1 и 3 ст.13 Конституции Российской Федерации). Иначе говоря, мы живем в условиях идеологического и политического плюрализма, который характеризует состояние элементов общественной системы, представляющей собой определенную целостность, единство.

   Референдум, как и другие демократические  институты, направленные на достижение общественного согласия, имеет ярко выраженные интегративные функции, проявляющиеся как на государственном  уровне, так и на уровне местного самоуправления. 3

   Юридическая сила решения, принятого на референдуме, связана, во-первых, с тем, что референдум является высшим непосредственным выражением власти народа. Вследствие этого решение  референдума Российской Федерации общеобязательно, не нуждается в дополнительном утверждении, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации. Во-вторых, юридическая сила решения референдума зависит от вида закона, вопрос о котором вынесен на референдум, от положения этого закона в иерархии нормативных правовых актов, выстроенной в Российской Федерации с учетом федеративных принципов. Так, в отличие от референдума Российской Федерации, решения, принятые на референдуме субъекта Российской Федерации или на местном референдуме, могут быть отменены или изменены вследствие признания их недействительными в судебном порядке.

   Одним из важнейших оснований для того, чтобы суд отменил соответствующие решения, может служить то, что решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, а для местного референдума – также и закону субъекта Российской Федерации (п. 4 и 5 ст. 61 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

   В соответствии с российским законодательством  на референдум Российской Федерации могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации, совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 4На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного образования. Конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

   Важной  гарантией конституционного права  граждан на участие в референдуме  субъекта Российской Федерации является определение круга вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум субъекта Российской Федерации. Так, Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях…» (п. 3 ст. 13) установлено, что на референдум субъекта Российской Федерации, а равно и на местный референдум не могут быть вынесены вопросы:5

   а) о досрочном прекращении или  продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

Информация о работе Референдум в РФ: понятия, виды, организационно-правовых основ