Референдум в РФ: понятия, виды, организационно-правовых основ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 01:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ понятия, видов, организационно-правовых основ проведения референдума в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. проанализировать понятие, нормативную базу и виды референдума в РФ;
2. охарактеризовать предмет (круг вопросов) референдума;
3. раскрыть действующий порядок назначения, подготовки и проведения референдумов в РФ.

Работа содержит 1 файл

референдум.docx

— 75.89 Кб (Скачать)

   Более точную дефиницию факультативного  референдума дал И.П. Трайнин: «Референдум  бывает факультативным, когда народное голосование проводится по требованию определенного количества избирателей  по законопроектам или по принятым уже законам согласно порядку, указанному в Конституции. При этом конституции  отдельных стран иногда предусматривают, что инициатива такого голосования  исходит не только от избирателей, но и от части депутатов парламента или от главы государства (президента)». 11

   Факультативные  референдумы, в современном их значении, проводятся в отличии от обязательных по тем вопросам, которые считают  необходимым вынести на народное голосование государственные органы или сами граждане, в то время  как обязательные проводятся в четко  определенных законом случаях. Таким  образом, факультативные референдумы  предполагают избирательность применения этой формы волеизъявления к тем или иным проблемам общественной жизни.

   В таком виде данный вид референдума  закреплен законодательством большинства  стран мира, в том числе в  России. В ряде государств  
(Испания, Япония и др.) обязательный референдум проводится по вопросам принятия и изменения конституции. 12

   В Российской Федерации с принятием  Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования  в ее составе нового субъекта Российской Федерации» 13(ст. 11) появился новый вид - обязательного референдума. ФКЗ закрепляет проведение в субъектах обязательного референдума по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Федерации.

   В субъектах России, в муниципальных  образованиях также встречаются обязательные и факультативные референдумы. Например в ст. 77 Конституции Республики Алтай устанавливается обязательный референдум: «Государственно- правовой статус и границы территории Республики Алтай не могут быть изменены без согласия народа Республики Алтай, выраженного путем референдума. Решение считается принятым, если за него проголосовало более двух третей избирателей, принявших участие в референдуме».

   По  содержанию референдумы  делятся на конституционные, законодательные, международно - правовые, административно- правовые и иные

   Данная  классификация основана на юридическом  характере принимаемых с их помощью  актов.14 Само название указывает на цели законодательного, международно- правового, административного- правового референдумов. Эти виды референдумов отличаются как по кругу субъектов инициативы проведения, так и по процедуре проведения.

   Конституционным признается референдум, на котором  рассматриваются вопросы, связанные  с принятием или изменением Основного закона. В принципе при конституционном референдуме круг субъектов инициативы уже, а процедура проведения сложнее, чем  других видов референдума. Так, для принятия обычного закона с помощью референдума по российскому законодательству достаточно, чтобы за проект проголосовали более половины участников при условии, что референдум состоялся. Однако для принятия изменений и дополнений Конституции РФ необходимо, чтобы за них проголосовало более половины внесенных в списки для тайного голосования граждан России. Данное решение законодателя вполне оправданно, имея в виду, что для принятия закона достаточно более половины голосов участвующих.

   Перед проведением 12 декабря 1993 г. Всероссийского референдума по проекту Конституции  РФ проводились дебаты о способе  разработки и принятии Основного  закона РФ. Вносились различные предложения: путем созыва Учредительного собрания для разработки и принятия Конституции, путем принятия Съездом народных депутатов РФ проекта, подготовленного  Конституционной Комиссией, путем  референдума (по проекту Конституции  и по основным тезисам).

   Принятие  нового Основного закона или внесение изменений в действующую Конституцию- это процедурный вопрос, имеющий  принципиальное политическое и правовое значение. Он непосредственно связан с такими основополагающими началами любого демократического государства, как народовластие и верховенство права. Конституция должна быть принята (или изменена) способом, который не вызывает ни малейшего упрека или сомнения в его легитимности. В то же время государство, как правило, избирает тот способ, который наиболее полно отвечает не только юридическим требованиям, но и конкретной политическо - экономической обстановке, историческим и национальным аспектам.

   Конституция РФ 12 декабря 1993 г. Была принята конституционным  референдумом. 

   Юридическое разграничение референдумов на конституционный  и законодательный применяется  не во всех правовых системах.

   Также возможна классификация референдумов и по другим предметам: например, по финансовым вопросам, при изменении  административно- территориальных  единиц, международно - правовых.

   В действующем законодательстве России закреплены различны виды референдумов: конституционные (уставные), международные, административно- территориальные, для  решения вопросов самообложения  населения в муниципальных образованиях могут использоваться референдумы, при решении вопросов градостроительства и т. д.

   По  времени проведения референдумы могут  быть дозаконодательными и послезаконодательными.

   В основу данного деления положено расположение этапа проведения голосования- до и после рассмотрения парламентом законопроекта. Вопрос о времени проведения голосования связан с правовыми последствиями референдума.

   Голосование по законопроекту после его принятия парламентом является послезаконодательным референдумом. Его целью является поддержка народом закона и тем  самым придание ему особого значения: закон, одобренный таким путем, отменяется или изменяется только референдумом.

   По  законопроекту, подготовленному исполнительной властью или группой избирателей, который передается на голосование, минуя представительный орган, проводится дозаконодательный референдум.

   В зависимости от территории, на которой проводится референдум, он может  иметь общегосударственный и местный характер.

   Применительно к России можно говорить об общероссийском, региональном (несколько субъектов  Федерации), субъекта Федерации т  местном (на территории муниципального образования и на его части) референдумах.

   Общенациональные  референдумы проводятся для решения  вопросов, имеющих общенациональное значение, например, для принятия новой  Конституции РФ, если Конституционное  собрание примет решение о вынесении  на всенародное голосование ее проекта.

   Местный характер референдумов обусловлен также  характером выносимых на него вопросов. Местные референдумы организуются для решения государственных  вопросов локального значения в пределах той и иной части государства  соответственно его административно - территориальному делению.15 У гражданина, выражающего свою властную волю по тому или иному вопросу, никакого объективного ограничителя, никакого стимула объективности нет, кроме его собственного интереса. И если он будет решать, зная, что его самого решение никак не коснется, никакой гарантии от произвольности, злого умысла и безответственности нет. Собственный интерес- это и есть объективная предпосылка для принятия обоснованного, справедливого, не ущемляющего интересов отдельной личности коллективного решения. Это в конечном итоге позволяет найти оптимальное соотношение между частными, корпоративными и общенациональными интересами, совмещающимися в сознании каждого из участников референдума. Доказано практикой, что участие в такого рода мероприятиях зависит от важности решаемых вопросов. Гражданская апатия исчезает, когда обсуждаемый вопрос затрагивает реальные интересы многих групп граждан.

   Конституция РФ (ст. 138), а также Федеральный  закон РФ от 22 апреля 1995 г. «Об общих  принципах организации местного самоуправления» предусматривают  местный референдум как форму  непосредственной демократии. В законе закреплены только основные принципы проведения местного референдума, тогда  как порядок его назначения и  проведения, принятия и изменения  его решений должен устанавливаться  уставами муниципальных образований (ст. 22). Необходимо ответить, что очень  важно найти правовой баланс между  региональным и местным правотворчеством и соблюдением принципа равноправия  граждан. При этом следует учесть, что большинство полномочий в  сфере нормативно- правового регулирования  этих отношений на региональном и  местном уровне сосредоточено в  соответствии с современным подходом к организации федеративных отношений  и местного самоуправления, закрепленным Конституцией, в руках представительных органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления.

   Основой для классификации референдумов может являться их инициатор, в качестве которого выступают:

   Государственный орган (глава государства, правительство, парламент или часть парламента, местные органы власти- чаще всего высшие звенья местных органов);

   Избиратели (по предложению избирателей референдум имеет две формы - петиционную и отклоняющую, в форме «народного вето»);

   Иные  субъекты (например, общественные объединения, их региональные отделения, руководители общественных объединений, группы депутатов и т. д.).

   В действующем законодательстве России возможны и петиционные референдумы (по инициативе граждан) на всех уровнях, и инициируемые иными органами (Конституционным собранием) и органами власти.  

   1.3. Становление и  развитие института  референдума в  России

   Формирование  института референдума в нашей  стране началось в советский период. Статья 49 Конституции СССР 1936 года гласила, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик»16, т.е. референдум характеризовался лишь как всенародный опрос. Однако  практики проведения в СССР таких референдумов не было. Статья 5 Конституция СССР 1977 г. предусматривала, что «наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум)17».

   Аналогичное положение содержалось и в ст. 5 Конституции РСФСР 1978 года.18 Однако долгое время законодательство не определяло механизма применения этого института, несмотря на то, что отечественные ученые настаивали на необходимости принятия специального нормативного акта, посвященного порядку проведения всенародного голосования. Делались и конкретные предложения по структуре и основным положениям будущего акта. Например, В.Ф. Коток обстоятельно рассматривал вопрос о содержании будущего нормативного акта о референдуме и предлагал принять положение об общесоюзном референдуме. Эти предложения приобретали особую важность в связи с тем, что Планом организации работ по приведению законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией СССР, принятым Президиумом Верховного Совета СССР 12 декабря 1977 года, были предусмотрены разработка и принятие этого акта. В последующие годы организация и порядок проведения референдумов были регламентированы законодательством. В декабре 1990 года Съезд народных депутатов СССР принял закон о референдуме.

   Однако долгое время текущее законодательство не определяло механизма применения этого института. В настоящее время организация и порядок проведения референдума регламентированы законодательством. А также появилась и практика их проведения.

   Институт  референдума в России был впервые  законодательно закреплен 16 октября 1990 года. Этот акт является во многом противоречивым. Он, например, предоставлял право требовать проведения референдума со стороны 1 млн. граждан Российской Федерации, но в то же время оказывалось, что это право не безусловно, ибо Закон позволял Съезду народных депутатов отклонять требования о назначении референдума. Только Съезд был вправе принимать решение о всенародном референдуме, но поскольку обязательные референдумы не предусматривались, он, обладая всей полнотой власти по важнейшим вопросам, был не заинтересован в их проведении.

   Все это  предопределило сравнительно редкое использование  референдума, несмотря на то, что в  начале 90-х гг. в стране проходили  глубокие реформы, и власти серьезно нуждались в выявлении воли народа.

    Необходимо  отметить, именно законом «О референдуме  РСФСР», принятым 16 октября 1990 года19, было проведено 17 марта 1991 года всенародное голосование. Была поставлена задача выявить волю народа по одному из важнейших вопросов государственной жизни: о сохранении на территории нашей страны Союза как обновленной федерации суверенных республик и введение поста Президента в России.

Информация о работе Референдум в РФ: понятия, виды, организационно-правовых основ