Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 01:04, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ понятия, видов, организационно-правовых основ проведения референдума в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. проанализировать понятие, нормативную базу и виды референдума в РФ;
2. охарактеризовать предмет (круг вопросов) референдума;
3. раскрыть действующий порядок назначения, подготовки и проведения референдумов в РФ.
25 апреля
1993 года состоялся всероссийский
референдум, на который выносились
следующие вопросы: «Доверяете
ли Вы Президенту Российской
Федерации Б.Н. Ельцину?», «
1. Всероссийский референдум 25 апреля 1993 г. состоялся.
2. По
первому и второму вопросам
решения приняты, так как за
них проголосовало более
3. По
третьему и четвертому
12 декабря
1993 года на основании Указа
Президента РФ от 15 октября 1993
года № 1633 «О проведении всенародного
голосования по проекту
Избирательная
кампания 1993 года проходила в сложный
период. Трагический финал конституционного
кризиса наложил отпечаток на
всю политическую жизнь. Однако, несмотря
на мрачные пророчества
оппозиции, все оппозиционные партии получили
право
на ведение избирательной кампании и участие
в выборах, постепенно
возобновили выпуск изданий антипрезидентские
по своей направленности средства массовой
информации. Общество осознавало необходимость
политической стабильности и создания
прочной конституционной законности.
Принятие новой Конституции России 1993 года означало также легализацию тех действий президента Б.Н. Ельцина, которые он совершил, выходя за рамки своих полномочий: приостановление действия Конституции 1978 года, роспуск высшего представительного органа – Съезда народных депутатов и созданного им Верховного Совета Российской Федерации, изменение порядка выборов во вновь создаваемые высшие представительные органы и другие мероприятия такого рода, осуществленные указами Президента.22
Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. 10 октября 1995 года Президентом РФ был подписан Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»23. Согласно этому Закону, референдум РФ — всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Отдельные, не урегулированные указанным федеральным конституционным законом вопросы проведения общероссийского референдума регламентируются Федеральным законом от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участии в референдуме граждан Российской Федерации24.
28 июня
2004 года был принят Федеральный
конституционный закон «О
Таким
образом, можно сделать вывод, что
референдум в любой стране будет
политически и идеологически
эффективен лишь в том случае, если
он по природе своей как весьма
важный демократический институт, будет
правильно понят и поддержан
широкими слоями населения, будет иметь
своей целью при решении
§2.1. Процесс проведения референдума и его стадии
Совокупность норм, включая материальные и процессуальные нормы, регулирующих порядок назначения, подготовки и проведения референдума, закрепляющих круг выносимых на него вопросов, виды референдума и его субъекты, составляет конституционно-правовой институт референдума.
Процесс проведения референдума целесообразно разделить на следующие стадии и этапы:
1) подготовка
референдума: народная
2)
проведение референдума:
3)
реализация решения, принятого
на референдуме: исполнение
Подготовка референдума. Начальный этап подготовительной стадии референдума – инициатива. Право граждан предлагать принятие законов и иных важнейших решений в юридической литературе получило наименование народной инициативы.
Согласно российскому законодательству право инициативы в сборе подписей под требованием о назначении референдума принадлежит каждому гражданину или группе граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, а также общероссийскому общественному объединению, устав которого предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти и зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации. Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы референдума, образуемые из граждан Российской Федерации в соответствии с требованиями закона.
Волеизъявление каждого гражданина, представляющего собой субъект правотворческой инициативы, включает оценку двух элементов:
-
предлагаемого инициативной
-
содержания связанного с этим
требованием проекта
Волеизъявление должно быть бесспорным и достоверным. В действующем Законе порядок реализации народной инициативы детально закреплен. Для реализации легитимной инициативы необходимо собрать 2 миллиона подписей граждан. Причем число граждан, проживающих на территории одного субъекта Федерации, не должно превышать 10 процентов от общего числа участников народной инициативы.
Если сбор подписей предполагается и среди граждан Российской Федерации, проживающих за пределами ее территории, в состав инициативной группы должны входить представители этих граждан. Срок, отведенный для сбора подписей, составляет три месяца.
Очевидно, что реализовать народную инициативу в подобной форме под силу только очень крупным политическим структурам, имеющим развитую сеть территориальных организаций, немалые денежные средства, а также иные возможности.
Реализацию
инициативы, в свою очередь, условно
можно разделить на два этапа:
организационный и
Комиссия по проведению референдума субъекта Российской Федерации, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям Закона, в течение 15 дней со дня поступления Ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и избирательные комиссии тех субъектов Российской Федерации, которые инициативная группа указала в ходатайстве, а в случае, если сбор подписей предполагается и среди граждан Российской Федерации, проживающих за пределами ее территории, также и Министерство иностранных дел Российской Федерации.
В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное постановление избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой положений Конституции Российской Федерации и Закона. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», или в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации. В случае вынесения на референдум законопроекта лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять гражданину Российской Федерации по первому его требованию текст этого законопроекта.
Законом установлены форма подписного листа и императивный перечень предъявляемых к нему требований.
После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа подсчитывает число собранных подписей граждан Российской Федерации по каждому субъекту Федерации, на территории которого проводился сбор подписей, и число собранных подписей граждан Российской Федерации, проживающих за пределами ее территории, а также общее число собранных подписей, о чем составляется итоговый протокол.
Подписные листы по каждому субъекту Российской Федерации, оформленные в соответствии с действующим законодательством, и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются ее уполномоченными в избирательную комиссию субъекта Российской федерации, на территории которого собирались подписи. Избирательная комиссия проверяет соблюдение требований Закона при сборе подписей, принимает по результатам проверки постановление и в течение 15 дней направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в Центральную избирательную комиссию РФ. Копия постановления направляется также инициативной группе.
Центральная избирательная комиссия проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям Закона и в течение 15 дней со дня поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту Российской Федерации, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания Российской Федерации и инициативную группу. Если в результате проверки будет установлено, что число действительных подписей не отвечает требованиям Закона, выносится постановление об отказе в проведении референдума Российской Федерации, его копия направляется инициативной группе. Данная инициативная группа не может выступать повторно с предложением о проведении референдума.
В случае если избирательная комиссия субъекта федерации или ЦИК России обнаружат нарушения, связанные с оформлением документов, они возвращаются инициативной группе. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на 15 дней.
Инициатива Конституционного Собрания о проведении референдума Российской Федерации по проекту новой Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 135 Конституции Российской Федерации) оформляется решением, принимаемым двумя третями голосов от общего числа его членов, или выносится на всенародное голосование в соответствии с порядком, определенным федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании. Решение Конституционного Собрания о проведении референдума Российской Федерации по проекту новой Конституции направляется Президенту, а также для сведения в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Информация о работе Референдум в РФ: понятия, виды, организационно-правовых основ