Развитие форм взаимодействия органов государственной власти субъекта РФ и федеральных органов государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в проведении комплексного правового и политического анализа механизма взаимодействия органов государственной власти РФ, выявлении его сущности и специфики, а также исследовании проблем, возникающих в реализации публичной власти на уровне субъектов Федерации и приоритетных направлений оптимизации данного процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ 6
1.1 Конституционные основы государственной власти 6
1.2 Анализ структуры государственной власти 11
2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
2.1 Анализ текущего состояния в сфере согласования интересов федерального и регионального уровней исполнительной власти 15
2.2 Проблемы взаимодействия федеральных органов государственной власти и законодательных органов субъекта РФ и пути их решения 21
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 324
3.1 Обеспечение единства государственной власти 324
3.2 Институт Полномочного представителя Президента 34
3.3 Перспективное развитие взаимодействия органов государственной власти 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа содержит 1 файл

курсовая.DOC

— 198.50 Кб (Скачать)

       Активная  координирующая роль Президента находит  воплощение как в системе сдержек  и противовесов, обеспечивающих баланс полномочий органов государственной власти федерального уровня, так и в отношениях между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Порядок и механизм реализации этих полномочий Президента конкретизированы в федеральных конституционных законах и федеральных законах.

       Каждый  из органов (институтов) государственной  власти лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять государственные устои в целом, суверенитет и государственную целостность. Только при этих условиях все иные органы власти и должностные лица могут осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.

       В порядке, предусмотренном Конституцией, Президент реализует свое право  законодательной инициативы, а также  право на подписание либо отклонение федеральных законов. Этим обеспечивается эффективность участия Президента в законотворческом процессе. Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории страны. Президент обеспечивает единство системы исполнительной власти в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения. Если Правительство принимает постановления и распоряжения, противоречащие Конституции, то Президент вправе отменять эти решения Правительства.

       Конституционные полномочия Президента по обеспечению  согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти связаны с выдвижением кандидатур на замещение государственных должностей, назначение на которые производится парламентом. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора. Он также вносит в Совет Федерации предложение об освобождении Генерального прокурора от должности. Президент представляет Госдуме кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка, а также ставит перед Госдумой вопрос об освобождении его от должности.

       Являясь гарантом Конституции, всей системы  конституционной законности, Президент  обязан добиваться того, чтобы Конституция  и нормативные акты субъектов федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству.

       Президент вправе приостанавливать действие актов  органов исполнительной власти субъектов  федерации. Это происходит в первую очередь, если эти акты противоречат Конституции страны, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

       Для разрешения разногласий между органами государственной власти федерального уровня и органами власти субъектов федерации, а также между органами государственной власти субъектов федерации Президент вправе использовать согласительные процедуры. Если согласованное решение не найдено, Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

    3.2 Институт Полномочного представителя Президента

 

       Весьма  важна роль и определенные координирующие и посреднические функции Полномочного представителя Президента в формировании устойчивой системы федеративных отношений как в самом государственном механизме на федеральном и уровне субъектов Федерации, так и с институтами формирующегося в России гражданского общества. Не случайно Президент РФ подчеркивает, что полномочный представитель в округе "организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями". Одновременно указывается и на роль регионального президентского представителя в реализации экономических и социальных функций государства, ему поручается разрабатывать "совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа".

       Как посредник между Федерацией и  субъектами Федерации в реализации механизмов исполнительной власти в  регионе представитель Президента принимает участие лично или  направляет заместителей и сотрудников аппарата "для участия в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа". Он должен согласовывать "проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта Российской Федерации, находящегося в пределах этого округа". Он же "организует по поручению Президента Российской Федерации проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа".

       Дальнейшее  наращивание координационных функций  полномочного представителя отражено в Указе Президента РФ "О советах при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах" от 24 марта 2005 г. №337, которым "в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, повышения эффективности института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах" было предписано "образовать советы при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах (за исключением Южного федерального округа)". При этом заметим, что этот шаг Президента в условиях изменения власти в субъекте Федерации весьма важен, а в Положении о совете подчеркивается, что последний "является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

       Практически данное положение расширяет и  конкретизирует организационно-координационные  функции полномочного представителя, поскольку он "председательствует на заседаниях совета", "определяет место и время проведения заседаний совета", а также "формирует на основе предложений членов совета план работы совета и повестку дня его очередного заседания" и др. При этом "членами совета по должности являются … высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, входящих в состав федерального округа", а также "представитель Министерства регионального развития Российской Федерации" и "заместитель Генерального прокурора Российской Федерации по федеральному округу" с включением и иных лиц. Персональный состав совета утверждается Руководителем Администрации Президента РФ по представлению полномочного представителя.

       И хотя формально юридически данный совет  выступает в качестве совещательного органа, его компетенция, как определяют основные задачи его деятельности, достаточно широки и включают: "содействие реализации полномочий Президента Российской Федерации по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение соответствующих предложений Президенту Российской Федерации; обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, и внесение соответствующих предложений Президенту Российской Федерации; содействие Президенту Российской Федерации при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение выполнения поручений Президента Российской Федерации по итогам заседаний Государственного совета Российской Федерации и его президиума; рассмотрение по предложению Президента Российской Федерации проектов федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, имеющих важное значение на федеральном и региональном уровне; обсуждение проектов федеральных законов о федеральном бюджете в части, касающейся соответствующего региона (федерального округа); обсуждение информации Правительства Российской Федерации о ходе исполнения федерального бюджета в части, касающейся соответствующего региона (федерального округа); обсуждение основных вопросов кадровой политики в регионе (федеральном округе); обсуждение по предложению Президента Российской Федерации иных вопросов, имеющих важное государственное значение". 

    3.3 Перспективное развитие взаимодействия органов государственной власти 

       В настоящее время происходит значительная централизация в вопросах организации  государственной власти в субъектах  Федерации. Полагаем, что и в ближайшем  будущем это приведет к дальнейшей унификации решения большинства  вопросов в этой сфере. Нет никаких сомнений, что конституционное законодательство в сфере организации государственной власти в субъектах Федерации должно быть в целом согласовано с федеральным законодательством в этой сфере. Однако конституционное законодательство субъектов Федерации не должно быть простым механическим воспроизведением норм федерального законодательства. Субъекты Федерации должны иметь реальное право самостоятельно определять систему органов государственной власти, что позволит российским регионам максимально учитывать и развивать свои особенности.

    Решение указанных проблем большинство субъектов Российской Федерации видят в совершенствовании действующего законодательства, особенно в сфере разграничения компетенции и конкретизации полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (Республика Мордовия, Хабаровский край, Воронежская область, Свердловская область, Тверская область, Орловская область, Новгородская область и др.). Также в ответах субъектов Российской Федерации представлена позиция, согласно которой более целесообразным является разработка эффективного механизма реализации действующих нормативных правовых актов и практическое разрешение имеющихся проблем (Пермский край, Алтайский край).

    Таким образом, необходимость преодоления  сложностей в сфере взаимодействия федеральных органов государственной  власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации ими своих полномочий осознается большинством субъектов Российской Федерации.

    В связи с вышеизложенным, разрабатываемый  проект федерального закона «О взаимодействии федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ при реализации ими своих полномочий» должен стать основным актом рамочного характера по вопросам взаимодействия органов государственной власти федерального и регионального уровней.

    Предполагается, что законопроект регламентирует порядок  согласования интересов и организации  взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ при реализации ими своих полномочий, особенно по предметам совместного ведения. Законопроект должен юридически закрепить все формы, механизмы и условия согласования интересов и организации взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти.

    В случае реализации предлагаемого подхода  к правовому регулированию взаимодействия федеральных органов государственной  власти и органов государственной  власти субъектов РФ следующим шагом должно стать внесение поправок и изменений в нормативно-правовые акты федерального и регионального законодательства, вытекающих из нового подхода к законодательному регулированию вопросов согласования интересов и организации взаимодействия Федерации и ее субъектов.

    Планируется, что к концу 2011 года проект федерального закона «О взаимодействии федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ при реализации ими своих полномочий» будет разработан и передан заинтересованным субъектам законодательной инициативы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    В заключение необходимо подчеркнуть, что  наибольшие сложности вызывают координация и согласование деятельности органов власти трех уровней, информационное обеспечение их взаимодействия, а также финансирование, осуществление, контроль и надзор за осуществлением полномочий в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    В целях повышения эффективности взаимодействия федеральных органов государственной власти и государственных органов субъектов РФ представляется целесообразным и перспективным учреждение на уровне федерального округа дополнительно следующих консультативных и совещательных органов при полномочных представителях.

    Во-первых, общественных палат федеральных округов. Они могли бы обеспечивать взаимодействие полномочных представителей и их аппарата с гражданами России и общественными объединениями, учет их потребностей и интересов, а также защиту при формировании и реализации государственной политики. На данные органы могли бы быть возложены и функции окружных подразделений Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Их создание позволит обеспечить реализацию на местах полномочий главы государства как гаранта прав и свобод человека и гражданина, повысить эффективность осуществления общественного контроля за деятельностью органов публичной власти. Отчасти возможность существования и порядок формирования общественных палат федеральных округов сегодня предусмотрены Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации".

Информация о работе Развитие форм взаимодействия органов государственной власти субъекта РФ и федеральных органов государственной власти