Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:50, курсовая работа
Цель исследования состоит в проведении комплексного правового и политического анализа механизма взаимодействия органов государственной власти РФ, выявлении его сущности и специфики, а также исследовании проблем, возникающих в реализации публичной власти на уровне субъектов Федерации и приоритетных направлений оптимизации данного процесса.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ 6
1.1 Конституционные основы государственной власти 6
1.2 Анализ структуры государственной власти 11
2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
2.1 Анализ текущего состояния в сфере согласования интересов федерального и регионального уровней исполнительной власти 15
2.2 Проблемы взаимодействия федеральных органов государственной власти и законодательных органов субъекта РФ и пути их решения 21
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 324
3.1 Обеспечение единства государственной власти 324
3.2 Институт Полномочного представителя Президента 34
3.3 Перспективное развитие взаимодействия органов государственной власти 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43
В
указанном анкетировании
В частности, на вопрос «Существует ли в регионах проблема взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления? И удовлетворяет ли Вас такое взаимодействие», ответили 39 субъектов Российской Федерации. Из них, положительно ответивших на первый вопрос 29 субъектов (74% ответивших) указали на существование проблем в сфере взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления; 4 субъекта Российской Федерации (10% ответивших) находят такое взаимодействие удовлетворительным; 6 субъектов Российской Федерации (16% ответивших) отрицают наличие проблем.
При этом 10 (26% ответивших) из 39 субъектов Российской Федерации также дали ответ на вопрос, удовлетворяет ли их такое взаимодействие:
3 субъекта Российской Федерации (8% ответивших) полностью удовлетворяет;
6 (16% ответивших) — находят его в целом удовлетворительным;
1 (2% ответивших) — не удовлетворяет.
Анализ ответов субъектов Российской Федерации, указавших на существование проблем в области взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, позволяет вычленить следующие основные проблемы в сфере такого взаимодействия.
1.
Проблема информационного
В
частности, Аппарат Губернатора
и Правительства Орловской
Существует проблема обеспечения информацией органов государственной власти субъектов Российской Федерации в таких важнейших сферах, как налогообложение, пенсионное обеспечение, предоставление статистической информации. Так, Правительство Республики Калмыкия, ее органы местного самоуправления сталкиваются с трудностями при взаимодействии с налоговыми органами в отношении начисленных и уплаченных налогов, а также налоговой задолженности по конкретным налогоплательщикам.
В Тамбовской области сведения, представляемые региональным отделением Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Федеральной налоговой службы по количеству индивидуальных предпринимателей, разнятся.
В
Новгородской области возникают
сложности в получении
Правительство Курской области отмечает ряд проблем в вопросах предоставления информации органами Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы, отделением Пенсионного фонда Российской Федерации о результатах экономической деятельности хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства. На проблему получения информации от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии также указывает Администрация Смоленской области.
2.
При назначении руководителей
территориальных органов
3.
Отсутствует нормативно
4.
Отмечается дублирование
5.
Проблемы взаимодействия с
6.
Проблемы в сфере социальной
защиты населения (Рязанская
7.
Проблемы в сфере сельского
хозяйства, жилищно-
8.
Проблемы в сфере
9.
При взаимодействии органов
Таким
образом, можно констатировать, что
74% ответивших (28 субъектов РФ) заявили
о существовании проблем в
сфере взаимодействия органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
с федеральными органами государственной
власти и органами местного самоуправления.
Подобные результаты и активность, которую
проявили субъекты Российской Федерации,
указывая на необходимость разработки
законопроекта в сфере взаимодействия
федеральных органов государственной
власти и органов государственной власти
субъектов РФ, свидетельствуют о наличии
значительных трудностей в таком взаимодействии
и необходимости их решения, в том числе,
с помощью усовершенствования процедур
взаимодействия.
2.2
Проблемы взаимодействия
федеральных органов
государственной
власти и законодательных
органов субъекта
РФ и пути их
решения.
Рассматривая проблемы взаимодействия федеральных и региональных органов власти, обычно говорят о взаимодействии органов исполнительной власти, которые образуют единую систему в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов (ч. 2 ст. 77 федеральной Конституции). Однако взаимодействие законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта РФ и федеральных органов власти также имеет важное значение в укреплении российского федерализма.
С учетом вышеизложенного представляется целесообразным остановиться на отдельных актуальных вопросах взаимодействия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации с федеральными органами государственной власти, прежде всего в сфере назначения должностных лиц.
Законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации обладают значительными полномочиями по взаимодействию с федеральными органами государственной власти. Особое значение здесь имеют положения конституции. Например, согласно ст. 125 Конституции законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации наделен правом подачи запросов в Конституционный суд РФ.
В ряде случаев о взаимодействии законодательных органов власти субъектов РФ с федеральными органами говорится в федеральных законах, а также в регламентах органов государственной власти. Однако здесь надо отметить, что как и в некоторых статьях конституции, так в ряде федеральных законов вопросам взаимодействия уделено весьма незначительное внимание. Особенно это касается процедурных вопросов, когда имеются лишь достаточно общие формулировки, например: «по согласованию с субъектами Российской Федерации», «направляются в органы государственной власти субъектов Российской Федерации». Таким образом, в федеральном законодательстве зачастую не определен конкретный орган государственной власти субъекта Федерации, не ясно – должен ли это быть законодательный или же исполнительный орган. А это, в свою очередь, способно привести к возникновению конфликтных ситуаций уже во взаимоотношениях органов государственной власти субъектов Федерации.
Поэтому
в федеральных законах
Наиболее значимое для всех уровней государственной власти в России взаимодействие осуществляется в законодательной сфере. В основном взаимодействие происходит при принятии законов по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (ч. 2 ст. 76 Конституции). Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит также и законодательным (представительным) органам субъектов Федерации. Право законодательной инициативы предоставляет законодательным органам субъектов Федерации возможность самостоятельно и весьма активно участвовать в законотворческой деятельности на федеральном уровне.
В настоящее время, одним из наиболее острых и конфликтных является вопрос о взаимодействии федеральных органов власти и законодательных органов субъектов Федерации при назначении должностных лиц федеральных органов.
Федеративная
природа российского
Важная правовая позиция об участии законодательного органа субъекта Федерации в назначении должностных лиц исполнительной власти содержится в Постановлении Конституционного суда РФ по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Как
отмечает Конституционный суд РФ,
если на соответствующие