Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:50, курсовая работа
Цель исследования состоит в проведении комплексного правового и политического анализа механизма взаимодействия органов государственной власти РФ, выявлении его сущности и специфики, а также исследовании проблем, возникающих в реализации публичной власти на уровне субъектов Федерации и приоритетных направлений оптимизации данного процесса.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ 6
1.1 Конституционные основы государственной власти 6
1.2 Анализ структуры государственной власти 11
2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
2.1 Анализ текущего состояния в сфере согласования интересов федерального и регионального уровней исполнительной власти 15
2.2 Проблемы взаимодействия федеральных органов государственной власти и законодательных органов субъекта РФ и пути их решения 21
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 324
3.1 Обеспечение единства государственной власти 324
3.2 Институт Полномочного представителя Президента 34
3.3 Перспективное развитие взаимодействия органов государственной власти 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43
Единство
системы государственных
Единство
системы государственных
Единство
системы государственных
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов Российской Федерации состоит из органов нескольких видов. Статьи 10, 11 Конституции РФ предусматривает наличие органов, президентской законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации, которая в свою очередь может быть по различным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.
Президент
Российской Федерации является главой
государства. Он выступает в качестве
гаранта Конституции РФ, прав и
свобод человека и гражданина. Президент,
согласно ст. 80 Конституции РФ, обеспечивает
согласованное функционирование и взаимодействие
органов государственной власти. Президент
осуществляет общее руководство деятельностью
Правительства и других звеньев исполнительной
власти, с органами которой он связан наиболее
тесно.
1.2
Анализ структуры
государственной
власти
Органы законодательной власти – это Федеральное Собрание Российской Федерации; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.
Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей Российской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.
К органам исполнительной власти относятся, прежде всего, высший орган федеральной исполнительной власти – Правительство РФ; другие федеральные органы исполнительной власти – министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ.
Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные и субъектов Федерации. Федеральные – это Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Органы субъектов Федерации – президенты и главы администраций субъектов, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.
Органы исполнительной власти специальной компетенции по характеру последней могут быть подразделены на органы отраслевые, руководящие определенными отраслями управления, и органы, осуществляющие межотраслевое управление. Первые, – как правило, министерства, вторые – главным образом государственные комитеты.
Следует различать также коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти. Коллегиальные – это Правительство РФ и правительства ее субъектов. Единоначальными органами являются министерства и ряд других органов исполнительной власти.
По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относятся, например, Правительство РФ и правительства субъектов Федерации, ко вторым – министерства, государственные комитеты и иные ведомства Федерации и ее субъектов.
Органы судебной власти – Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Российской Федерации.
Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Особую
группу государственных органов, не
относящихся ни к одному из ранее
названных видов органов
Прокуратура Российской Федерации, согласно ст. 129 Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом.
Помимо
органов государственной власти
в систему государственных
В число этих органов входят, например, Администрация Президента Российской Федерации, обеспечивающая деятельность Президента России; Совет Безопасности Российской Федерации, обеспечивающий условия для реализации Президентом Российской Федерации конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, а также ряд других государственных органов.
Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.
К основам конституционного строя относится принцип разделения властей. В соответствии с ним власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует строгого разграничения их компетенции, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти может ограничивать другие.
2.1
Анализ текущего
состояния в сфере
согласования интересов
федерального и
регионального уровней
исполнительной власти
В 2009 году в Центре проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования поставлена задача разработки проекта федерального закона «О взаимодействии федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации ими своих полномочий».
Целью указанного федерального закона является решение проблем в сфере согласования интересов и организации взаимодействия органов власти федерального и регионального уровней, а также эффективности такого взаимодействия.
Дело в том, что более 60% федеральных законов, регулирующих отношения в сфере экономики, природопользования и социального развития, других сферах жизнедеятельности устанавливают для решения отдельных вопросов обязательность согласования действий федеральных и региональных органов власти, при этом каждый 20-й федеральный закон к тому же определяет необходимость соответствующих согласований и с органами местного самоуправления. Более 80% законов субъектов РФ предусматривают те или иные элементы согласования действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления. При этом в большинстве из вышеуказанных нормативных актов не определяется, в каких организационных формах и в виде каких конечных решений должно осуществляться взаимодействие: либо это «согласование», либо «учет мнения» или «совместная» деятельность, либо какие-то другие формы взаимодействий.
Современная практика согласования интересов и организации взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ при реализации полномочий по предметам совместного ведения в настоящее время не имеет своего законодательного закрепления, за исключением единичных случаев, которые могут не приниматься во внимание из-за фрагментарности регулируемых ими отношений.
Однако, с другой стороны, совершенно очевидно, что сегодня необходимо правовое закрепление механизмов инициирования, организации взаимодействия, реализации и контроля за исполнением решений, основанных на согласовании интересов федеральных, региональных и местных органов власти.
Начиная с 2003 г., неоднократно возникали попытки урегулировать данный вопрос, но в основном дело ограничивалось принятием соответствующих регламентов (Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти) или положений, устанавливающих правила для единичных случаев взаимодействия федеральных органов государственной власти и субъектов РФ по вопросам совместного ведения, в случае, когда они требуют совместных действий.
В 2004 году рабочей группой Президиума Государственного Совета РФ по вопросу совершенствования механизмов взаимодействия федеральных и региональных органов власти была проделана работа по анализу действующего законодательства и выявлению существующих проблем в сфере взаимодействия федеральных и региональных органов государственно власти. В рамках деятельности рабочей группы было проведено анкетирование 22 субъектов РФ, большинство из которых указали на значительный объем проблем в сфере взаимодействия с федеральными органами государственной власти. В результате, рабочей группой было рекомендовано Президенту РФ принять соответствующий указ по вопросам взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти, а в дальнейшем разработать и принять федеральный закон в указанной сфере. Однако, по настоящее время в такой закон не принят, а субъекты РФ и сегодня отмечают значительное несовершенство действующего законодательства в этой сфере.
Примечательно, что спустя 5 лет выводы о нерешенности проблем в сфере взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации подтверждаются результатами анкетирования органов государственной власти субъектов РФ, проделанного Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования в марте-мае 2009 года. Согласно имеющимся данным абсолютное количество субъектов РФ указывают на необходимость создания организационно-правовых основ взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.