Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:50, курсовая работа
Цель исследования состоит в проведении комплексного правового и политического анализа механизма взаимодействия органов государственной власти РФ, выявлении его сущности и специфики, а также исследовании проблем, возникающих в реализации публичной власти на уровне субъектов Федерации и приоритетных направлений оптимизации данного процесса.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ 6
1.1 Конституционные основы государственной власти 6
1.2 Анализ структуры государственной власти 11
2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
2.1 Анализ текущего состояния в сфере согласования интересов федерального и регионального уровней исполнительной власти 15
2.2 Проблемы взаимодействия федеральных органов государственной власти и законодательных органов субъекта РФ и пути их решения 21
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 324
3.1 Обеспечение единства государственной власти 324
3.2 Институт Полномочного представителя Президента 34
3.3 Перспективное развитие взаимодействия органов государственной власти 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Развитие
форм взаимодействия
органов государственной
власти субъекта РФ
и федеральных
органов государственной
власти
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы. Выбранная тема курсовой работы «Развитие форм взаимодействия органов государственной власти субъекта РФ и федеральных органов государственной власти» является, несомненно, актуальной и практически значимой. Актуальность темы обусловлена тем, что в процессе реформирования взаимоотношений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов возникло противоречие между объективной необходимостью введения кардинальных изменений в отношения органов государственной власти, влекущих повышение эффективности их функционирования, укрепление российской государственности, и малоподвижным и несовершенным законодательным регулированием взаимодействия рассматриваемых органов.
Политическая составляющая проблемы, связана с необходимостью обеспечения единства двух уровней публичной власти. Объектом управляющего воздействия каждого из них являются те или иные стороны жизнедеятельности общества. Разобщенность в деятельности властей различных уровней, прежде всего, вредна для местного самоуправления, потому что порождает межведомственную конкуренцию чиновников и блокирует возможности рационального управления местными делами. Опасна такая разобщенность и для государства, поскольку несет тенденцию раскола в обществе, вызывает неуправляемые процессы, подрывает общегосударственную систему власти и управления.
В
основу теоретико-методологической базы
исследования легли концептуальные
положения, касающиеся различных аспектов
правового и политического
Вопросы политической и правовой природы и организации государственной власти в России изучены в работах М.В. Баглая, М.В. Ильина, Л.М. Карапетяна, Н.М. Кейзерова, С.Н. Кожевникова, Б.И. Краснова, Р.Х. Макуева, А.Ю. Мельвиля, В.И. Савина, Ю.А. Тихомирова, И.А. Умновой, В.Е. Чиркина.
Объектом исследования является система взаимодействия федеральных органов государственной власти субъектов Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.
Предмет исследования: политические и правовые аспекты взаимодействия органов государственной власти.
Цель исследования состоит в проведении комплексного правового и политического анализа механизма взаимодействия органов государственной власти РФ, выявлении его сущности и специфики, а также исследовании проблем, возникающих в реализации публичной власти на уровне субъектов Федерации и приоритетных направлений оптимизации данного процесса.
Поставленная цель достигается путем решения основных исследовательских задач:
• рассмотреть различные подходы к понятию власти как политико-правовой категории; проанализировать теоретико-правовые основы публичной власти;
• выявить сущностные характеристики органов государственной власти и органов местного самоуправления как политико-правовых институтов публичной власти;
• проанализировать основные закономерности организации и деятельности государственной власти в субъектах Российской Федерации; определить значение нормотворческой деятельности субъектов Федерации во взаимодействии с федеральными органами государственной;
• выявить направления и проблемы взаимодействия органов государственной власти;
• сформулировать предложения по оптимизации процесса реализации публичной власти на уровне субъектов Российской Федерации.
Объектом исследования механизм взаимодействия органов государственной власти РФ и субъектов РФ.
Предметом исследования в курсовой работе стали органы государственной власти РФ и субъекты РФ.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Одна
из главных функций любой
Конституционная система власти включает в себя не только те органы государственной власти, которые названы в тексте Конституции РФ. В нее входят и многие другие, создание которых вытекает из функций и полномочий конституционных органов. Система власти, таким образом, состоит из разветвленных подсистем, из большого числа соподчиненных органов разного уровня. И поскольку весь этот громадный вертикальный и горизонтальный механизм властвования прямо или косвенно затрагивает права человека, очень важно иметь ясное представление о том, что собой представляет орган государственной власти и чем он отличается от разного рода органов, организаций и учреждений, которые с конституционно-правовой точки зрения органами государственной власти не являются.
Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Органы государства – это один из каналов, через который народ, согласно Конституции РФ (ст. 3), осуществляет свою власть.
Органы государственной власти обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями государства. Государство осуществляет свою деятельность через органы государственной власти. Эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе. Никакой орган государственной власти не может иметь задач и полномочий, идущих вразрез с функциями государства. Но для того чтобы добиться такого единства всех органов власти, государство создает строгий порядок организации и функционирования каждого органа, наделяет их определенными полномочиями. Каждый орган государственной власти, таким образом, отличается от любого другого, но все вместе по сумме своих полномочий они олицетворяют единую государственную власть.
Являясь гражданами или коллективами граждан, организованными государством для осуществления его деятельности, органы государства характеризуются следующими основными чертами.
Каждый
государственный орган наделен
государственно-властными
Государственно-властные полномочия присущи всем органам государства, которые потому и названы Конституцией РФ органами государственной власти. Другое дело, что эти полномочия у различных государственных органов могут иметь различные формы проявления в зависимости от тех конкретных задач и функций, которые они выполняют.
Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, под которой следует понимать совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения.
Компетенция свойственна органу государственной власти как самостоятельному звену государства, она как раз и подчеркивает эту самостоятельность. Не имеют компетенции, как правило, внутренние подразделения органа государственной власти, вследствие чего эти подразделения не могут рассматриваться как органы государственной власти. В то же время в структурах исполнительной власти существуют самостоятельные подразделения (например, Департамент морского транспорта в Министерстве транспорта РФ), которые также являются органами исполнительной власти. Компетенция органов государства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами ее субъектов, законами Российской Федерации и ее субъектов, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов ее субъектов, положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.
Надо сказать, что властными полномочиями в Российской Федерации располагают не только органы государства, но и органы местного самоуправления. Однако властные полномочия последних не носят государственного характера и не осуществляются от имени Российской Федерации.
Каждый
государственный орган
Каждый
государственный орган
Каждый
государственный орган
Деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методами, установленными правовыми актами. Речь, конечно, идет только об основных формах и методах, поскольку в повседневных действиях органа власти много делового обыкновения и согласительных методов решений. Однако ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении применения принудительных мер.
Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации. В Конституции РФ (ст. 5) указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти.
Вышеизложенное дает основание сделать вывод о том, что государственный орган является гражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке.
Все государственные органы образуются в установленном государством порядке и представляют часть единой системы органов государственной власти Российской Федерации.
Из названных черт органа государственной власти видно, что не каждое государственное учреждение или организация является органом государственной власти. Не является таковым, например, государственное предприятие, государственное учебное заведение и т.д., хотя они тоже влияют на использование гражданином тех или иных своих прав и свобод. Но эти государственные учреждения являются звеном соответственно какого-либо экономического министерства, государственного комитета по высшему образованию и т.д., которые сами выступают как органы государственной, а точнее, исполнительной власти.
Органы государственной власти состоят из выборных депутатов или назначенных государственных служащих, облеченных определенными властными полномочиями. Но орган власти может быть и в лице одного человека. Такими являются Президент РФ, президенты республик и губернаторы (главы администраций) субъектов РФ, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека. Эти должностные лица действуют в силу конституций или законов и несут ответственность только перед теми, кто их избрал или назначил.
В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно ст. 11 Конституции РФ, в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов.