Проблемы теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:50, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по теории государства и права.

Работа содержит 1 файл

Проблемы ТГП лекции.docx

— 247.46 Кб (Скачать)

Использование содержащихся в обязывающих  нормах.

Смысл исполнения – реализация навязанных правом действий.

 

57.Элементы механизма  правового регулирования.

 

Механизм правового регулирования  — это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношении  в соответствии с целями и задачами правового государства.

Механизм правового регулирования  образуют элементы, которые являются обязательными на отдельных его стадиях:

1) принципы права, нормы права,  нетипичные правовые предписания  (специализированные нормы права), объективированные в нормативно-правовых  актах;

2) правоотношения, субъективные юридические  права и обязанности в их  индивидуализации (конкретизации);

3) акты непосредственной реализации  прав и обязанностей;

4) акты применения норм права.

Каждый элемент выполняет специфическую  роль в регулировании деятельности субъектов и возникающих на ее основе общественных отношений.

Рассмотрим кратко каждый из элементов.

1. Норма права в механизме  правового регулирования.

Норма права — изначальный элемент  и нормативная основа механизма  правового регулирования.

Норма права представляет собой  общее обязательное правило (модель) поведения, которое устанавливает  для субъекта как возможный вариант  поведения — субъективные юридические  права, так и необходимый вариант  поведения — субъективные юридические  обязанности.

Специфическая задача нормы права  в механизме правового регулирования  состоит в том, чтобы:

а) определить общий круг людей, на которые она распространяет действие;

б) определить содержание общественных отношений (содержание поведения субъекта), а также объекты правоотношений;

в) определить обстоятельства, при  которых лицо должно руководствоваться  данным правилом поведения;

г) раскрыть само правило поведения  указанием на права и обязанности  участников регулируемых отношений, характер их связи между собой, а также  государственно-принудительные меры, применяемые к лицам при неисполнении ими юридических обязанностей.

Обязывающие нормы регламентируют активное поведение обязанных лиц.

Дозволяющие и запрещающие нормы  возлагают пассивные обязанности  на обязанные лица и разрешают  совершение активных действий носителем  субъективного права.

Характер регулирующего влияния  нормативной основы механизма правового  регулирования зависит от того, воздействует ли право путем обязывающего предписания  или путем дозволения или запрета.

Норма права получает внешнее выражение  в нормативно-правовом акте, который  обеспечивает её действенность.

Нормативно-правовые акты обслуживают  нормативную основу механизма правового  регулирования. Функции нормативно-правовых актов состоят главным образом  в том, чтобы ввести в правовую систему новые юридические нормы, обеспечить их изменение или отмену, повысить эффективность их действия.

К нормативно-правовым актам (законам, подзаконным актам) примыкают акты, в которых дается их официальное  разъяснение, толкование.

Акты толкования норм права (интерпретационные  акты) не содержат новых правоположений, а являются средством, обеспечивающим единообразное понимание и применение действующих нормативных актов. Четкость и эффективность механизма  правового регулирования зависят  от правильного толкования норм права.

2. Правоотношение в механизме  правового урегулирования.

Правоотношение — необходимый  элемент механизма правового  регулирования, важная ступень осуществления  программ, заложенных в нормах права. В правоотношении индивидуализируются  положения соответствующей правовой нормы, конкретизируются субъективные юридические права и обязанности  определенных субъектов, их полномочия и юридическая ответственность. Индивидуализация общих моделей  поведения применительно к конкретным лицам — второй уровень правового  регулирования.

Особенности прав, обязанностей, полномочий и ответственности (а отсюда и  особенности правоотношений) во многом зависят от характера регулирующего  воздействия норм права, в результате которого складываются различные виды правоотношений — регулятивные или  охранительные, активные или пассивные.

Таким образом, правоотношения в механизме  правового регулирования образуют определенную систему, и только так  они обеспечивают перевод общих  предписаний норм права в субъективные права и субъективные юридические  обязанности, полномочия и юридическую  ответственность для конкретных лиц, позволяют достичь исполнения их воли, удовлетворения интересов.

При этом центром общих юридических  связей, составляющих основу правоотношений, является правовой статус, в том  числе правосубъектность, как первый шаг в конкретизации предписаний  норм права на этой стадии.

Правоотношение в механизме  правового регулирования выполняет  такие функции:

а) определяет конкретный круг лиц, на которые распространяется действие норм права в данный момент;

б) закрепляет конкретное поведение, которому должны или могут следовать  лица;

в) служит условием для возможного приведения в действие специальных  юридических средств (прокуратурой, судом, милицией) с целью обеспечения  субъективных прав, обязанностей, ответственности.

Таким образом, правоотношение в механизме  правового регулирования — это  средство «перевода» общих предписаний  юридических норм в плоскость  субъективных прав и обязанностей для  данных субъектов.

3. Акты непосредственной реализации  прав и обязанностей в механизме  правового регулирования.

Акты непосредственной реализации прав и обязанностей — фактическое  поведение субъектов правоотношений по осуществлению (реализации) своих  прав и обязанностей.

Возможны два результата реагирования на правовое регулирование',

• активный — совершение дозволяемых  действий (например, участвовать в  выборах органов власти);

• пассивный — воздержание от запрещенных действий (например, не наносить вред природе).

Если активными действиями реализуются  права— имеет место использование  правовых норм;

Если активными действиями реализуются  обязанности — имеет место  исполнение правовых норм.

 

Если реализация правовых норм, запрещающие  какие-либо действия, состоит в воздержании  от их совершения — имеет место  соблюдение норм права. Например, нормы  уголовного права pea- :

лизуются тогда, когда граждане не совершают противоправных действий.

Таким образом, акты непосредственной реализации в формах использования  предоставленных нормами права  возможностей, исполнения обязывающего правового предписания, соблюдения правовых запретов занимают особое место  в механизме правового регулирования, ибо представляют собой его конечную цель.

4. Акты применения норм права  в механизме правового регулирования.

В процессе правового регулирования  возможна (но не обязательна) стадия применения норм права, которая заключается  в издании государственно-властного  акта — акта применения норм права, обеспечивающего возникновение, изменение  или прекращение правовых отношений. Если субъекты права не в состоянии  сами реализовать субъективные права  и юридические обязанности, государство  в лице компетентных органов осуществляет применение норм права (например, взимание налогов, назначение пенсий, осуществление  правосудия).

Акты применения норм права имеют  форму решений, распоряжений, приказов, приговоров и т.п. В них персонифицируются  общие права и обязанности, а  также, если это необходимо, индивидуализируются  санкции. Специфика акта применения норм права заключается в том, что индивидуализация осуществляется от лица государства как требование, которое может быть при необходимости  выполнено и принудительно.

Акты применения норм права в  механизме правового регулирования  используются в следующих случаях:

1) когда сами нормы права предусматривают,  что индивидуализация прав и  обязанностей осуществляется органами  государства, должностными лицами, а не участниками отношений.  Так, нормами о порядке предоставления  отпусков рабочим и служащим  предусматривается, что отпуск  конкретному лицу предоставляется  согласно приказу администрации;

2) когда субъекты регулируемых  отношений ведут себя противоправно:  нарушают права, не используют  обязанности. В этом случае  актом применения норм права  индивидуализируется юридическая  ответственность, предусмотренная  нормами права за их нарушение,  т.е. устанавливается персональная  ответственность правонарушителей.

Во всех случаях акты непосредственной либо опосредованной реализации прав и обязанностей завершают правовое регулирование. Именно здесь происходит «перевод» предписаний юридических  норм (сначала выраженных в правах и обязанностях) в фактическое, реальное поведение участников общественных отношений, на которое было направленно  правовое регулирование.

 

58.Форма Российского  государства на современном этапе.

 

На форму РФ повлияло стремление уйти от советской формы организации  власти, а также приблизиться к  передовым демократическим гос-вам.

  Форма правления- республиканская.

  Но в конституции не названа  форма республика поэтому есть 2а варианта:

  1)Президентская республика  с элементами парламентской

  2)Смешенная республика со  значительным уклоном в сторону  президентской власти

  От президентской:

  1) Всенародные выборы

  2) Огромные полномочия президента в области исполнительной власти. В частности президент формирует правительство, а правительство ответственно перед президентом, президент может отправить правительство в отставку, президент определяет систему и структуру исполнительной власти)

  От парламентской:

  1) участие гос.думы в формировании правительства

  2) дума дает согласие на кандидатуру председателя правительства

  3) дума может выставить вотум недоверия правительству (но последнее слово за президентом)

  По факту - супер президентская  т.к. полномочия правительства  ограничены а президента- нет

  Форма гос. Устройства - Федеративная  обладающая следующими характерными  признаками федерализма:

  1) Огромное число субъектов  федерации (на данный момент 83)

  2) ассиметричный характер (республики, автономные округа, автономная область,  края, области, города федерат  значения) (в америке симметричный - штаты)

  3) смешенный принцип выделения  субъектов федераций: часть по  национальным признакам, часть  по территориальным (края, области,  города федерат значения)

  4)Неравноправное положение  субъектов (республики имеют больше  возможностей и действуют на  основе собственных конституций)

  5) не четкое разграничение  полномочий м/д федерацией и  субъектами ( есть вопросы которые  решает только федерация, есть  те которые совместные, а все  остальное за субъектами)

  Государственно-правовой режим  РФ- демократический.

   Российская Федерация - нетипичная, отклоняющаяся от классических  образцов федерация.

  Российская Федерация - демократическое  федеративное правовое государство  с республиканской формой правления

 

59.Юридическая ответственность.  Виды юридической ответственности.

 

Понимание юридической ответственности традиционно дискутируется. С некоторых пор стали обращать внимание на так называемую позитивную ответственность. Это когда на какой-то орган или должностное лицо возлагается какая-то функция, он призывается к выполнению определенной задачи и при этом подчеркивается важность этой задачи, необходимость внимательного отношения к ее решению, а также и то, что только этот орган или должностное лицо выполняет данную функцию во всем ее объеме, не перекладывая организационных обременении на других лиц. Если проанализировать конституционные нормы или нормы, опосредующие деятельность министерств и ведомств, то выяснится, что там чаще идет речь не об ответственности за правонарушения, а об ответственности как долге, соответствующей обязанности государственных органов. Впрочем, и по отношению к гражданам можно вести речь об их позитивной ответственности, если иметь в виду их долг и обязанности перед обществом и государством.

Позитивная ответственность означает понимание ее субъектом того груза, который он несет на своих плечах, понимание того, что придется нести определенные лишения, если он не справится с возложенной задачей. Позитивная ответственность ассоциируется с долгом лица. Многие берут на себя смелость нести такого рода ответственность.

Гораздо чаще юристами анализируется "негативная" ответственность. И в этой части существует разноголосица в определениях, а высказанные точки зрения часто контрастируют. Существует два наиболее распространенных варианта понимания "негативной" (ретроспективной) юридической ответственности.

Юридическая ответственность — это предусмотренная правовыми нормами обязанность субъекта права претерпевать Неблагоприятные для него последствия правонарушения.

Юридическая ответственность — это мера государственного принуждения за совершенное правонарушение, связанная с претерпеванием виновным лишений личного (организационного) или имущественного характера.

Информация о работе Проблемы теории государства и права