Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:50, курс лекций
Работа содержит курс лекций по теории государства и права.
Использование содержащихся в обязывающих нормах.
Смысл исполнения – реализация навязанных правом действий.
57.Элементы механизма правового регулирования.
Механизм правового
Механизм правового
1) принципы права, нормы права,
нетипичные правовые
2) правоотношения, субъективные юридические права и обязанности в их индивидуализации (конкретизации);
3) акты непосредственной
4) акты применения норм права.
Каждый элемент выполняет
Рассмотрим кратко каждый из элементов.
1. Норма права в механизме правового регулирования.
Норма права — изначальный элемент и нормативная основа механизма правового регулирования.
Норма права представляет собой общее обязательное правило (модель) поведения, которое устанавливает для субъекта как возможный вариант поведения — субъективные юридические права, так и необходимый вариант поведения — субъективные юридические обязанности.
Специфическая задача нормы права
в механизме правового
а) определить общий круг людей, на которые она распространяет действие;
б) определить содержание общественных
отношений (содержание поведения субъекта),
а также объекты
в) определить обстоятельства, при которых лицо должно руководствоваться данным правилом поведения;
г) раскрыть само правило поведения
указанием на права и обязанности
участников регулируемых отношений, характер
их связи между собой, а также
государственно-принудительные меры,
применяемые к лицам при
Обязывающие нормы регламентируют активное поведение обязанных лиц.
Дозволяющие и запрещающие нормы
возлагают пассивные
Характер регулирующего
Норма права получает внешнее выражение в нормативно-правовом акте, который обеспечивает её действенность.
Нормативно-правовые акты обслуживают
нормативную основу механизма правового
регулирования. Функции нормативно-правовых
актов состоят главным образом
в том, чтобы ввести в правовую
систему новые юридические
К нормативно-правовым актам (законам, подзаконным актам) примыкают акты, в которых дается их официальное разъяснение, толкование.
Акты толкования норм права (интерпретационные
акты) не содержат новых правоположений,
а являются средством, обеспечивающим
единообразное понимание и
2. Правоотношение в механизме правового урегулирования.
Правоотношение — необходимый
элемент механизма правового
регулирования, важная ступень осуществления
программ, заложенных в нормах права.
В правоотношении индивидуализируются
положения соответствующей
Особенности прав, обязанностей, полномочий и ответственности (а отсюда и особенности правоотношений) во многом зависят от характера регулирующего воздействия норм права, в результате которого складываются различные виды правоотношений — регулятивные или охранительные, активные или пассивные.
Таким образом, правоотношения в механизме
правового регулирования
При этом центром общих юридических
связей, составляющих основу правоотношений,
является правовой статус, в том
числе правосубъектность, как первый
шаг в конкретизации
Правоотношение в механизме
правового регулирования
а) определяет конкретный круг лиц, на которые распространяется действие норм права в данный момент;
б) закрепляет конкретное поведение, которому должны или могут следовать лица;
в) служит условием для возможного приведения в действие специальных юридических средств (прокуратурой, судом, милицией) с целью обеспечения субъективных прав, обязанностей, ответственности.
Таким образом, правоотношение в механизме правового регулирования — это средство «перевода» общих предписаний юридических норм в плоскость субъективных прав и обязанностей для данных субъектов.
3. Акты непосредственной
Акты непосредственной реализации
прав и обязанностей — фактическое
поведение субъектов
Возможны два результата реагирования на правовое регулирование',
• активный — совершение дозволяемых действий (например, участвовать в выборах органов власти);
• пассивный — воздержание от запрещенных действий (например, не наносить вред природе).
Если активными действиями реализуются права— имеет место использование правовых норм;
Если активными действиями реализуются обязанности — имеет место исполнение правовых норм.
Если реализация правовых норм, запрещающие какие-либо действия, состоит в воздержании от их совершения — имеет место соблюдение норм права. Например, нормы уголовного права pea- :
лизуются тогда, когда граждане не совершают противоправных действий.
Таким образом, акты непосредственной
реализации в формах использования
предоставленных нормами права
возможностей, исполнения обязывающего
правового предписания, соблюдения
правовых запретов занимают особое место
в механизме правового
4. Акты применения норм права
в механизме правового
В процессе правового регулирования
возможна (но не обязательна) стадия применения
норм права, которая заключается
в издании государственно-
Акты применения норм права имеют форму решений, распоряжений, приказов, приговоров и т.п. В них персонифицируются общие права и обязанности, а также, если это необходимо, индивидуализируются санкции. Специфика акта применения норм права заключается в том, что индивидуализация осуществляется от лица государства как требование, которое может быть при необходимости выполнено и принудительно.
Акты применения норм права в
механизме правового
1) когда сами нормы права
2) когда субъекты регулируемых
отношений ведут себя
Во всех случаях акты непосредственной
либо опосредованной реализации прав
и обязанностей завершают правовое
регулирование. Именно здесь происходит
«перевод» предписаний
58.Форма Российского
государства на современном
На форму РФ повлияло стремление
уйти от советской формы организации
власти, а также приблизиться к
передовым демократическим гос-
Форма правления-
Но в конституции не названа форма республика поэтому есть 2а варианта:
1)Президентская республика с элементами парламентской
2)Смешенная республика со
значительным уклоном в
От президентской:
1) Всенародные выборы
2) Огромные полномочия президента в области исполнительной власти. В частности президент формирует правительство, а правительство ответственно перед президентом, президент может отправить правительство в отставку, президент определяет систему и структуру исполнительной власти)
От парламентской:
1) участие гос.думы в формировании правительства
2) дума дает согласие на кандидатуру председателя правительства
3) дума может выставить вотум недоверия правительству (но последнее слово за президентом)
По факту - супер президентская т.к. полномочия правительства ограничены а президента- нет
Форма гос. Устройства - Федеративная
обладающая следующими
1) Огромное число субъектов федерации (на данный момент 83)
2) ассиметричный характер (республики, автономные округа, автономная область, края, области, города федерат значения) (в америке симметричный - штаты)
3) смешенный принцип выделения субъектов федераций: часть по национальным признакам, часть по территориальным (края, области, города федерат значения)
4)Неравноправное положение
субъектов (республики имеют
5) не четкое разграничение полномочий м/д федерацией и субъектами ( есть вопросы которые решает только федерация, есть те которые совместные, а все остальное за субъектами)
Государственно-правовой режим РФ- демократический.
Российская Федерация - нетипичная, отклоняющаяся от классических образцов федерация.
Российская Федерация - демократическое
федеративное правовое
59.Юридическая
Понимание юридической ответственности традиционно дискутируется. С некоторых пор стали обращать внимание на так называемую позитивную ответственность. Это когда на какой-то орган или должностное лицо возлагается какая-то функция, он призывается к выполнению определенной задачи и при этом подчеркивается важность этой задачи, необходимость внимательного отношения к ее решению, а также и то, что только этот орган или должностное лицо выполняет данную функцию во всем ее объеме, не перекладывая организационных обременении на других лиц. Если проанализировать конституционные нормы или нормы, опосредующие деятельность министерств и ведомств, то выяснится, что там чаще идет речь не об ответственности за правонарушения, а об ответственности как долге, соответствующей обязанности государственных органов. Впрочем, и по отношению к гражданам можно вести речь об их позитивной ответственности, если иметь в виду их долг и обязанности перед обществом и государством.
Позитивная ответственность означает понимание ее субъектом того груза, который он несет на своих плечах, понимание того, что придется нести определенные лишения, если он не справится с возложенной задачей. Позитивная ответственность ассоциируется с долгом лица. Многие берут на себя смелость нести такого рода ответственность.
Гораздо чаще юристами анализируется "негативная" ответственность. И в этой части существует разноголосица в определениях, а высказанные точки зрения часто контрастируют. Существует два наиболее распространенных варианта понимания "негативной" (ретроспективной) юридической ответственности.
Юридическая ответственность — это предусмотренная правовыми нормами обязанность субъекта права претерпевать Неблагоприятные для него последствия правонарушения.
Юридическая ответственность — это мера государственного принуждения за совершенное правонарушение, связанная с претерпеванием виновным лишений личного (организационного) или имущественного характера.