Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:50, курс лекций
Работа содержит курс лекций по теории государства и права.
Юридические факты, как правило, возникают и существуют помимо права, но придание им законодателем правового характера необходимо для их регулирования и упорядочивания.
Юридические факты служат непосредственными поводами, основаниями для возникновения, изменения, прекращения правовых отношений.
Некоторые юридические факты (например, акты гражданского состояния) подлежат обязательной государственной регистрации.
Юридические факты многочисленны и разнообразны. Они могут быть классифицированы по различным основаниям.
Выделяют юридические факты:
По связи с волей субъекта юридические факты могут быть классифицированы на события (появление которых объективно не зависит от воли сторон правоотношения) и деяния (появление которых связано с волей хотя бы одного из участников правоотношения).
События могут быть абсолютными и относительн
Деяния (действия и бездействия) могут быть правомерными и противоправными. В свою очередь, правомерные факты подразделяются на юридические акты и юридические поступки, а противоправные — на правонарушения и объективно противоправные юридические факты.
Юридические поступки — это поведение людей в рамках существующих правоотношений, волевое начало которых прямо не направлено на возникновение конкретных юридических последствий. Наиболее показательным примером является юридический поступок лица недееспособного, действия которого не могут быть юридическими актами (так как за таким лицом не признается способность осознанного волевого решения), однако действия такого лица могут повлечь за собой юридические последствия. Иначе говоря, только если поступок повлек за собой юридические последствия, такой поступок признается юридическим. Таким образом, обычное испитие воды из стакана не является юридическим поступком.
Юридические акты — действия (осознанные) субъектов правоотношений, явно направленные на возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические акты являются выражением чьей-либо воли и делятся на сделки и административные акты. Сделки порождают только гражданско-правовые последствия, административные акты могут порождать ещё и административные последствия.
Сложные, комплексные факты, когда
для возникновения
Среди юридических фактов выделяются также правовые состояния (нахождение на воинской службе, в браке, в родстве, розыске и т. д.).
Совокупность юридических
53.Правонарушение: понятие и признаки.
Правонаруше́ние — виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность.
В составе правонарушения принято
выделять четыре элемента:
объект - общественные отношения, которые
нарушаются, которым причиняется вред
в результате противоправного деяния;
объективная сторона - фактические обстоятельства
дела;
субъект - лицо, совершившее правонарушение;
субъективная сторона - эмоционально-интеллектуальное
отношение человека к совершенному деянию.
Отсутствие хотя бы одного из которых исключает состав правонарушения в действиях лица, по общему правилу. Однако если в уголовном праве невозможно привлечение к ответственности за невиновное преступление, то гражданское право допускает ряд подобных случаев (например, ответственность владельца источника повышенной опасности или ответственность предпринимателей за дефекты и недостатки реализуемого товара).
Все правонарушения принято подразделять
на две группы: проступки и престу
Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, ад
Под преступлениями понимают, как
правило, уголовные преступлени
В зависимости от вида правонарушения
выделяют соответствующую
54.Концепция правоотношения.
Следует отметить, что, несмотря на значительное число работ в этом направлении, проблематика правоотношения по-прежнему остается одной из наиболее дискуссионных в отечественной правовой науке.
Сегодня в теории права существуют две основные концепции правоотношения. Первая точка зрения, наиболее ярко изложенная в широко известной работе Ю.К.Толстого, характеризуется тем, что правоотношения рассматриваются в качестве особых идеологических отношений, через которые нормы права регулируют фактические общественные отношения. Ю.К.Толстой полагает необходимым признать, что «...нормы права регулируют фактические общественные отношения, но регулируют их через посредство правоотношений; последние выступают в качестве посредствующего звена между нормой права и теми общественными отношениями, на которые норма права воздействует, как на свой объект (выделено нами - Д.О.)».
Вторая точка зрения на правоотношение заключается в том, что под правоотношением понимается общественное отношение, урегулированное нормами права. Правоотношение является результатом упорядочивающего воздействия норм права на определенные общественные отношения, после чего эти общественные отношения становятся правовыми и с этого момента существуют уже как правоотношения.
В то же время согласно первой точке зрения регулируемое общественное отношение и собственно правоотношение существуют одновременно, параллельно друг с другом. Подобное определение правоотношения основано на признании в правоотношении как фактически существующего общественного отношения, так и специфической правовой составляющей, привнесенной в результате правового упорядочения. Будучи юридически урегулированным, общественное отношение не утрачивает своих прежних свойств. С точки зрения своего материального содержания оно остается общественным отношением того же вида (экономическим, политическим и др.), однако при этом оно дополнительно приобретает качества правового.
Сторонники этой точки зрения особо подчеркивают, что правоотношение необходимо рассматривать как неразрывное единство его правового аспекта и материального содержания.1 В частности, В.И.Сенчищев, анализируя правовую и общественную составляющую правоотношения, обращает внимание на необходимость понимания абстрактности такого разделения правоотношения, так как в действительности вряд ли «...есть какая-либо возможность отделить общественную и правовую составляющую друг от друга. Видимо, под общественной составляющей в некоторых случаях следует понимать экономическое значение отношения, в некоторых - личное (моральное) его значение, в некоторых - психологическое и т.д.».
Таким образом, на наш взгляд, наиболее обоснованным представляется понимание правоотношения как урегулированного общественного отношения, взятого в неразрывном единстве правовой и фактической составляющей. На эту точку зрения мы будем опираться в настоящей работе при рассмотрении специальных вопросов правовых отношений в информационной сфере.
55.Пробелы в праве и их виды. Англо-саксонская правовая система и пробелы в праве.
Пробел в
праве представляет собой отсутствие
регулирования в той ситуации,
когда такое регулирование
Выделяют 3 вида:
Пробел в законе – какая то ситуация остается без регулирования;
Пробел в праве – или правовой вакуум, случается крайне редко и представляет собой ситуацию, когда очень большая группа общественных отношений остается без регулирования;
Квалифицированное молчание – не является в чистом виде пробелом, поскольку законодатель специально не принимает норм, делает это умышленно, постольку есть ситуации, которые может решить только суд в каждом конкретном случае.
Причина пробелов:
Пробелы в законодательстве
существуют в основном
В таких ситуациях обычно используются специальные приемы: аналогия закона и аналогия права.
Аналогия закона — это применение к не урегулированному в конкретной норме отношению нормы закона, регламентирующей сходные отношения. Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую сходные со спорным отношения. Правило найденной нормы и используется в качестве правового основания при принятии решения по делу.
Аналогия права применяется, когда в закондательстве отсутствует и норма права, регулирующая сходный случай, и дело решается на основе общих принципов права. Речь прежде всего идет о таких принципах права, как справедливость, гуманизм, равенство перед законом и др. Подобные принципы закрепляются в Конституции и других законах.
Применение права по аналогии – это не произвольное разрешение дела. Принятие решения осуществляется в соответствии с государственной волей, выраженной в правовой системе в целом или в отдельных нормах права, регулирующих сходные отношения. Путем аналогии правоприменительный орган пробел в праве не устраняет, а лишь преодолевает. Пробел может быть устранен только компетентным нормотворческим органом.
56.Понятие и формы реализации права
Это реальное воплощение права в жизни людей.
Реализация права проявляется в действительности, в поведение людей.
Реализация права имеет 3 формы (вида) – т.е. существует 3 типа поведения.
Этот тип поведения пассивен. Содержание соблюдения – это следование юридическим обязанностям. Запрещающим нормам права. (Нормы права делятся на : управомочивающие, запрещающие, обязывающие).
Пассивный – отказ от реализации права (лицо не идёт на выборы)
Активный – само действие (лицо идёт на выборы)
Представляет собой
Содержащиеся в