Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:50, курс лекций
Работа содержит курс лекций по теории государства и права.
В узком смысле источниками права называются формы права:
-н.а
-суд. прецедент(!!!)
-нормативный договор
-правовой обычай
-правовая доктрина
Н.а.- это документ, исходящий лот гос-ва, за исключением судебных, либо от органов, которым делегировано право издавать н.а.
Иерархия н.а. – перечислить
Локальные – устав университета
Судебный прецедент – решение суда по конкретному делу, которое стало обязательным образцом для разрешения аналогичных дел нижестоящими судами.
Впервые суд.прецедент появился в Англии и распространился на страны англо-саксонской правовой семьи. В каждой стране сущ. свои правила применения суд. прецедента, но в любом случае, судья, используя прецедент, подходит к этому достаточно творчески и свободно. Судья дает толкование прецеденту и сам прецедент и его толкование ложатся в основу решения.
В России суд. прецедент не признан в качестве источника права, однако он имеет место в арбитражных делах, но, кроме того, решения, принятые по конкретному делу влияют в России на последующие решения, но все же не могут обладать силой прецедента.
Они влияют на обобщение суд. практики, которая в дальнейшем отражается в постановлениях пленумов ВС РФ и ВАС РФ.
Постановления по сути содержат нормы права. Но в РФ они не считаются н.а., а явл. актами толкования.
Нормативный договор – это соглашение, кот. содержит нормы права, адресованные не конкретному адресату. Они обязательны не только для лиц их заключивших, но и для других лиц. (международные конвенции и коллективные дог-ры в труд.праве, которые заключаются профсоюзами и администрациями предприятий - положения такого дог-ра должны исполнять все работники).
Правовой обычай – это модель поведения, кот. сложилась в рез-те многократного повторения и была санкционирована государством и гос-во придало ей защиту.
Прав. обычай имеет как самостоятельное значение, так и выступает в правовых формах. Когда обычай является самостоятельным, то в случае возникновения спора, суд в обоснование своего решения ссылается на обычай.(“Руководствуясь обычаем данной местности, суд решил”). Обычаи могут содержаться в спец. сборниках(Германия). Обычай может быть положен в основу н.а. (тогда содержанием н.а. становится обычай, но форма права – н.а.)
Правовая доктрина – научная концепция по какому-либо вопросу.
Она м.б. самостоятельным источником
права и может являться обоснованием
для решений суда(особенно в мусульм.
странах).Но правовая доктрина может
становиться содержанием
47.Понятие правоприменения. Необходимость правоприменения.
Правоприменение – деятельность управомоченных лиц или органов направленных на разрешение юридического дела. В отличи от простой реализации права, правоприменение осуществляется только специально уполномоченными органами или лицам, отсюда следует, что правоприменение – это особый порядок и более сложный тип реализации права.
Реализация права может
Правоприменение необходимо в 3х случаях, т.е. в этих случаях необходимо вмешательство специальных органов или лиц и вынесение специального решения.
( ассоциация – это обычно суд)
3 случая:
- когда право не позволяет самому лицу с\м реализовывать свои права
- когда лицо считает, что его права нарушены (гражд. спор- раздел имущества)
- когда имеет место привлечение к юридической ответственности.
Необходимость в правоприменении выражается в следующих случаях:
а) когда правовые отношения могут возникнуть или измениться только по решению государственного или другого компетентного органа (например, зачисление в учебное заведение, призыв на службу в Вооруженные силы);
б) когда правовые отношения, возникающие между сторонами, столь важные для общества, что в любом случае их следует контролировать с точки зрения законности и закреплять решением компетентного органа (решение соответствующего органа о приватизации гражданином жилья, регистрация нотариусом завещания);
в) когда для возникновения
г) когда возникает спор, который имеет юридическое значение, по наличию определенных фактов или отношений и стороны сами не могут достичь договоренности (раздел имущества);
г) когда следует применить меры
принуждения (например, конфискация
имущества, взыскание штрафа, лишения
свободы). Государственное принуждение
в правовой сфере осуществляется
не автоматически. Нормы права лишь
предусматривают возможность
48.Понятие правонарушения. Состав правонарушения.
Правонаруше́ние — виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность.
В составе правонарушения принято
выделять четыре элемента:
объект - общественные отношения, которые
нарушаются, которым причиняется вред
в результате противоправного деяния;
объективная сторона - фактические обстоятельства
дела;
субъект - лицо, совершившее правонарушение;
субъективная сторона - эмоционально-интеллектуальное
отношение человека к совершенному деянию.
Отсутствие хотя бы одного из которых исключает состав правонарушения в действиях лица, по общему правилу. Однако если в уголовном праве невозможно привлечение к ответственности за невиновное преступление, то гражданское право допускает ряд подобных случаев (например, ответственность владельца источника повышенной опасности или ответственность предпринимателей за дефекты и недостатки реализуемого товара).
Все правонарушения принято подразделять
на две группы: проступки и престу
Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, ад
Под преступлениями понимают, как
правило, уголовные преступлени
В зависимости от вида правонарушения
выделяют соответствующую
49.Проблемы деления права на частное и публичное.
Традиция
деления права на частное и
публичное восходит к римскому праву.
Римский юрист Ульпиан писал:
“публичное право - то, которое относится
к положению римского государства,
частное относится к пользе отдельных
лиц: существует полезное в общественном
отношении и полезное в частном
отношении”. Иначе можно сказать,
что частное право выражает и
защищает интересы частных лиц, публичное
- общее, общегосударственные интересы.
Деление права на частное и
публичное характерно для систем
права, входящих в семью романо-германских
правовых систем. Англосаксонское право
такого деления не имеет, здесь все
право является публичным. Не знает
деления права на частное и
публичное мусульманское право.
Существуют разные подходы к делению
права на частное и публичное. Одни за
основу деления берут материальный признак.
Публичное право служит государственным,
публичным интересам, частное - отдельным
лицам. Однако против этого приводились
определенные аргументы, утверждалось,
что общие интересы - это совокупность
частных интересов. Защищая частные интересы,
право защищает и общие и, наоборот. Можно
отметить, что проблема деления права
на частное и публичное нуждается в дальнейшем
исследованием. Это тем более важно, что
в современных условиях мы наблюдаем публицизацию
частного права, которое проявляется в
том, что в сферу частного права вторгаются
элементы публично-правового регулирования.
Заметим в связи с этим, что в России мы
наблюдаем противоположную тенденцию
- “приватизацию” публичного права, вызванную
переходом к рыночной экономике. Здесь
важно не допустить как излишнюю публицизацию,
так и “приватизацию” права.
Публицизация частного права была вызвана
интервенцией государства в экономические
и социальные отношения с целью защиты
общих интересов, а так же защиты интересов
слабых субъектов в рыночной экономике
(рабочего - от работодателя, потребителя
- от производителя и торговца). Например
трудовое право отпочковалось от гражданского
права в результате публицизации той части
гражданского права, которая распространялась
на трудовые отношения. И это было сделано
в интересах субъектов, продающих свою
рабочую силу.
Частноправовое регулирование характеризуется
следующими принципами:
- признание и защита частной собственности;
- независимость, автономность субъектов
частного права;
- равенство субъектов частного права;
- свобода договоров.
Именно в эти моменты частноправового
регулирования вторгаются публично - правовые
методы, что выражается в определенном
ограничении права частной собственности,
ограничении свободы договоров, постановке
в привилегированное положение слабых
субъектов рыночных отношений. Публицизация
частного права, вторжение публично-правовых
начал в сферу рыночных отношений, в конечном
счете, преследует цель защиты интересов
всего общества: ограничить рыночную стихию
и тот беспредел, который может исходить
от сильных субъектов экономики. В современных
условиях предпочтительной является социально
ориентированная, регулируемая рыночная
экономика. Такая экономика невозможна
без вторжения в рыночные отношения публично
- правовых начал. Излишняя публицизация
сковывает инициативу субъектов рыночной
экономики, а ее отсутствие ведет к хаосу,
к непредвиденной стихии.
В заключение можно выделить те критерии,
на основе которых система права делится
на частное и публичное - к предмету и методу
добавляются еще и способы правового регулирования.
Они могут быть дополнены еще такими критериями
как субъектный состав, интерес.
50.Понятие и признаки
права(традиционный
Пра́во — один из видов регуляторов общественных отношений; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений, общепризнанного определения права не существует и в современной науке
Конкретное определение права зависит от типа правопонимания, которого придерживается тот или иной учёный (то есть его представлений о праве). В то же время определения различных школ позволяют наиболее полно представить право. Поэтому для развития правовой науки особенно важен плюрализм, которого не всегда удаётся добиться в силу традиционной близости этой отрасли знаний кгосударственной власти.
В некоторых определениях или контекстах
право может сливаться с систем
Различные учёные выделяют различные признаки права, среди них наиболее распространены:
51.Понятие “система права”.
Соотношение понятий “система
права” и “система
Система права - это объективное, обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами права.
Соотношение системы права и системы законодательства
-структура системы права - горизонтальная
(отраслевая) структура, т.е. система
права состоит из отраслей
права, имеющих свой особый
предмет и метод регулирования,
-первичный структурный
- система права - это внутренняя
форма права (отрасли,
-система права шире системы
законодательства, поскольку законодательство
охватывает не все нормы права,
-система права возникает как
результат объективно
Правовая система общества - это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.
В структуру правовой системы входят следующие главные элементы;
1) право (законодательство) ;
2) юридическая практика;
3) господствующая правовая
Понятие "право" и "правовая система" соотносятся как часть и целое. Если под правом понимается система общеобязательных, формально определенных юридических норм, установленных и обеспечиваемых государством, то под правовой системой - явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей
Право-Ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судит и в сущности всеи правовой системы данного общества.
Помимо права, юридической практики
и господствующей правовой идеологии
(как главных элементов
52.Юридические факты. Юридический состав. Виды юридических составов.
Юриди́ческий фа́кт — конкретное жизненное обстоятельство (условие, ситуация), с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.