Проблемы становления России как социального государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - проанализировать конституционно-правовые основы становления социального государства в России.
Задачи исследования:
раскрыть понятие, сущность, конституционно-правовые основы социального государства;
дать характеристику Российской Федерации как социальному государству;
исследовать проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве.
Объект исследования – Российская Федерация.

Содержание

Введение
Глава I Понятие, признаки и функции социального государства
Понятие социального государства
Функции социального государства
Признаки социального государства
Глава II Характеристика России как социального государства
Глава III Проблемы становления России как социального государства
3.1 Понятие и проблемы становления России как социального государства
3.2 Конституционно-правовые характеристики социального государства
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

РФ как соц. государство.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

     «Российская Федерация, - записано в Основном законе страны, - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»8. Таким образом, на конституционном уровне зафиксирована приверженность ценностям социального государства в России в условиях современной модернизации страны. Однако понятие «социальное государство» в Конституции РФ по существу не раскрыто.

     В Конституции РФ утверждается, что  социальное государство в России является свершившимся фактом. Очевидно, что это утверждение является попыткой выдать желаемое за действительное.

     В ст.7 Основного закона говорится  о том, что в Российской Федерации  охраняются труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

     Однако  в п.2 ст.7 Конституции РФ перечислены лишь некоторые из основных направлений деятельности государства в социальной сфере. Таким образом, на конституционном уровне зафиксирована приверженность ценностям социального государства в России в условиях современной модернизации страны.

     Конституция РФ определяет стратегические целевые установки социальной политики: достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей; обеспечение эффективной занятости населения, повышении качества и конкурентоспособности рабочей силы; гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; нормализация и улучшение демографической ситуации; существенное улучшение социальной инфраструктуры.

     Основными принципами социальной политики являются: обеспечение предоставления гражданам социальных прав, гарантированных Конституцией; создание условий, обеспечивающих гражданам возможности для повышения их уровня жизни собственными усилиями и средствами; адресность социальной помощи – предоставление такой помощи гражданам, которые по объективным причинам не имеют достаточного дохода и собственности, способной приносить доход; согласование интересов социальных групп.

     Зарождение  и становление российской модели социального государства находится в глубокой связи с содержанием реформ и всем ходом современной модернизации страны.

     В любом социальном государстве существует сеть индикаторов, позволяющих оценивать  ситуацию в социальной сфере, ставить  обоснованные задачи перед социальной политикой. Этот уровень считается «порогом бедности». Поэтому прожиточный минимум в отличие от физиологического прожиточного минимума признавался категорией динамичной, подверженной изменениям вместе с общественным развитием.

     Вся та система индикации социальной сферы рухнула в начале 1992 г., когда появился Указ Президента РФ «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации»9. Этот шаг стал важнейшим элементом стратегии «шоковой терапии», в результате чего социальная политика России стала не только декларативной, но и просто лицемерной, поскольку преамбулы законодательных актов, в которых говорилось о заботе и внимании к нуждам населения, вступали в острейшее противоречие с текущей действительностью.

     Современную бедность в России формируют три основных фактора: низкая оплата труда, безработица и неплатежи. Но главная беда России состоит в том, что доходы распределяются крайне неравномерно и нерационально. 

     1.2 Функции социального государства 

     Говоря  о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:

     а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

     б) на содержание всех функций социального  государства налагает отпечаток  его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);

     в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства — специфические функции.

     К последним, в частности, относятся:

     поддержка социально незащищенных категорий  населения;

     охрана  труда и здоровья людей;

     поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

     сглаживание социального неравенства путем  перераспределения доходов между  различными социальными слоями через  налогообложение, государственный  бюджет, специальные социальные программы;

     поощрение благотворительной деятельности (в  частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

     финансирование  и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

     борьба  с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

     поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

     участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

     забота  о сохранении мира в обществе.

     Конституция Российской Федерации10 в закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции — расценивать как программную установку. 

     1.3 Признаки социального государства 

     Становление социального государства — это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

     С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

     Демократическая организация государственной власти.

     Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства.

     Мощный  экономический потенциал, позволяющий  осуществлять меры по перераспределению  доходов, не ущемляя существенно  положения собственников.

     Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

     Правовое  развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

     Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

     Ярко  выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется  в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

     Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

     а) достойных условий существования;

     б) социальной защищенности;

     в) равных стартовых возможностей для  самореализации личности.

     Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

     Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

 

     

     ГЛАВА 2.  ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА 

     В принятой в 1993 году Конституции Российской Федерации в соответствии с седьмой  ее статьей Россия была провозглашена  социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Однако одно лишь провозглашение социального статуса российского государства, даже конституционное, не гарантирует автоматического роста качества и уровня жизни населения, надежной социальной защиты и социальной безопасности, минимизации социальных рисков и требуемых условий для самореализации творческого трудового потенциала личности. К сожалению, напротив, за последнее десятилетие в социальной сфере России накопилось немало острых проблем, которые не соответствуют современным критериям, параметрам и принципам социального государства.

     К концу 1990-х годов, особенно после  дефолта 1998 г., стало очевидным, что  формирование рынка в России, без  обращения внимания на положение  и состояние граждан страны, уже  невозможно. Основная направленность социальных действий Правительства с самого начала («шоковая терапия») ориентировалась на снижение уровня социальных обязательств государства, что фактически противоречит Конституции, которая определяет российское государство социальным, о чем свидетельствуют следующие факты:

     1. Введение плоской налоговой шкалы на доходы с физических лиц прямо направленной против бедных и малообеспеченных групп населения, так как для них:

     - увеличилась налоговая ставка с 12 до 13 %;

     - возрос налоговый пресс, который и прежде был в 2 раза выше у низкооплачиваемых;

     - подоходный налог платят даже те группы работников, чей заработок ниже прожиточного минимума.

     Кроме того, плоская шкала обострила  социальную поляризацию и дестабилизацию в обществе, увеличив разрыв доходов нижних и верхних 10 %-ных групп с 14 до 17 раз11.

     С учетом единого социального налога для тех, кто получает заработок  до 30 тыс. руб., в год, плата составила 48,6 % (т.е. почти половину), но тот, кто  получает свыше 600 тыс. руб. в год, платит в целом лишь 15 % (13 +2 %)12.

     2. Введение единого социального налога (ЕСН) фактически перечеркнуло формирующуюся страховую систему с внебюджетными фондами. В результате такого «превращения» взносы предпринимателей, покрываемые на самом деле за счет фонда оплаты труда, трансформировались в обычный государственный налог, поступающий в федеральный бюджет, что вынудило замораживать заработную плату. ЕСН становится собственностью государства, и потому фактически теряет свою целевую направленность, прямо помогая при необходимости государственному бюджету в ущерб интересам населения.

     3. Введение в пенсионную систему накопительного принципа за счет торможения роста пенсий у существующих сегодня пенсионеров. На самом деле накопительная модель имеет двуединую цель: а) окончательное обоснование снижения существующих пенсий и выделение «базовой» пенсии в структуре трудовой, которая оплачивается в значительной мере за счет «страховых» взносов, осуществляемых предпринимателями (будучи на самом деле социальной выплатой, т. к. ее получают не заработавшие); б) аккумуляцию «длинных» рублей под эгидой государства для использования их как инвестиционный ресурс.

     4. Задуманная властями реформа ЖКХ имела своей целью не столько исправить плачевное состояние этого сектора, сколько получить в свое распоряжение фонд жилищных субсидий, который по своему размеру приближается к пенсионному, а его использование будет еще менее прозрачным.

     5. Реформа в сфере образования во главе с единым государственным экзаменом (ЕГЭ). В условиях сегодняшней России, где треть школ не имеет не только комплекта преподавателей, но в них отсутствуют водопровод, канализация, а зимой тепло и электричество, школьники не получают стандарта знания, а качество их обучения на порядок ниже того, что требует ЕГЭ. ЕГЭ оказывается гарантией привилегий детям, обучающимся ближе к «центру» со всеми современными удобствами и компьютерными классами.

Информация о работе Проблемы становления России как социального государства