Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:06, контрольная работа
Актуальность темы обусловлена реалиями современного политического процесса в России и тенденциями мирового развития. Важное и значимое место здесь занимает формирующееся гражданское общество. Вопрос о гражданском обществе, его сущности, путях и формах становления со всей остротой стал особенно актуальным в условиях демократизации страны.
Уничтожение жестких рамок тоталитаризма, утверждение принципа равенства граждан, их объединений, становление рыночных отношений способствовали формированию и развитию гражданского общества, как относительно самостоятельной силы, находящейся в противоречивом единстве с государством.
Проблема становления гражданского общества в России.
Актуальность темы обусловлена реалиями современного политического процесса в России и тенденциями мирового развития. Важное и значимое место здесь занимает формирующееся гражданское общество. Вопрос о гражданском обществе, его сущности, путях и формах становления со всей остротой стал особенно актуальным в условиях демократизации страны.
Уничтожение жестких рамок тоталитаризма, утверждение принципа равенства граждан, их объединений, становление рыночных отношений способствовали формированию и развитию гражданского общества, как относительно самостоятельной силы, находящейся в противоречивом единстве с государством.
В настоящее время, когда идут процессы поиска оптимального устройства общества важную роль играет формирование гражданского общества. Его нельзя искусственно создать там, где отсутствуют предпосылки реальной свободы индивида и ее адекватное восприятие. Оно должно созреть, реализовав свои предпосылки. А это возможно только в правовом государстве.
Демократия и гражданское общество – это неразрывные звенья одной цепи. Они не мыслимы друг без друга. Но после тоталитарных рамок государство не может перейти сразу к демократии. Оно должно пройти стадию либерализации через более «мягкие» политические режимы, разновидности авторитаризма.
Но как в любых преобразованиях, в том числе в демократических, существуют также явные противоречия и угрозы. Среди них можно выделить следующие: неготовность страны к демократическому режиму, что может привести к истощению государственных ресурсов, спровоцировать разочарование масс или элит, создать условия для преобразований в тоталитарные и авторитарные государства. Тем не менее, именно демократия является сегодня единственной и наиболее эффективной формой политического согласования и обоснования интересов граждан, гарантий их прав и свобод, дорогой к благосостоянию и социальному благополучию. Поэтому, достигнуть политической стабильности общества можно лишь на основе национального единства и консолидации общества.
Дискуссии
о гражданском обществе в России
ведутся не первый год, но зачастую
они страдают расплывчатостью, поскольку
молодое общественное самосознание
страны еще не обзавелось достаточным
организационным и
В нашей стране после всплеска общественной активности в начале 90-х гг. XX века все еще не хватает активной гражданской позиции россиян. Создание необходимых правовых и экономических условий, гарантирующих настоящую независимость гражданского сектора и экономическую устойчивость некоммерческих организаций (НКО), является важнейшим направлением развития гражданского общества в России. Эта задача является общей для государства и общества, требует их совместной работы. С одной стороны, это интересы общества, которые заключаются в обеспечении нормальных экономических и правовых условий деятельности некоммерческих организаций, с другой – естественная потребность государства иметь действенные механизмы контроля за функционированием общественных организаций. Без создания системы справедливого налогообложения НКО, отвечающей бесприбыльному характеру их экономики, некоммерческие организации будут продолжать быть экономически неустойчивыми и зависеть от зарубежных грантов.
Власть обязана учитывать этот настоятельный социальный запрос взаимодействия с гражданским обществом. Понимая значимость этого, органы власти уделяют большое значение привлечению народа к делам государственного управления.
Свидетельством этому являются создание Совета при Президенте по содействию развитию гражданского общества и правам человека, вошедшие в практику Гражданские Форумы на федеральном и региональном уровнях, на которых обсуждаются в той или иной мере проблемы гражданского общества. Власть стала открыто строить диалог с многочисленными гражданскими объединениями о насущных проблемах социально-политической и экономической жизни страны. Одним из важных результатов разнообразных форумов, своеобразным катализатором стала Общественная Палата при Президенте РФ и в регионах, которые являются одними из движущих механизмов взаимодействия власти и общества в современных условиях. Гражданское общество постепенно наращивает темп своего развития в России. Однако множество проблем в этой сфере остается не решенными.
Так, зачатки гражданского общества по западному типу в России начали формироваться во второй половине ХIХ столетия в результате реформ Александра II. Но, возникающие «гражданские структуры» в ситуации доминирования государства-Левиафана не могли организовать реализацию своих специфических интересов вне сферы его деятельности. Более того, специфика реализации Александровских проектов, затем волна контрреформ и народовольческого насилия не способствовали появлению суверенной личности, свободно ставящей цели своей деятельности и определяющей способы их достижения, как одной из характеристик западного типа гражданского общества.
Появление такой личности и, как следствие, появление аналогичного европейскому гражданского общества было возможно в ситуации успешного перехода русского проторенессанса в русский Ренессанс. По мнению Д.С. Лихачева, к XVII в. происходит постепенное освобождение человеческой личности, разрушение старых средневековых представлений о человеке только как о составной части церкви, государства или сословия. После интервенции народные массы осознали себя вершителями своей собственной исторической судьбы и заявили о себе бунтами1. Если обобщить черты нового ментального типа человека, порожденного событиями рубежа ХVI-ХVII вв., то увидим следующий их набор: человек энергичный, деятельный, открытый новым идеям и делам, включенный в общественное движение своего времени, заинтересованный в «посюсторонней жизни», в преуспевании, в овладении новыми знаниями и умениями, ощущающий движение времени и понимающий необходимость перемен, в том числе, и в укладе жизни, деятельности, профессии.
Двадцатый век был временем беспримерной
экспансии государства в сферы
частной жизни граждан. Если даже
оставить в стороне тоталитарные
формы этого вмешательства, то нельзя
не видеть, что этот процесс проходил
в большинстве стран мира. Сущностным
содержанием этого процесса было
переосмысление понятия гражданских
прав. Гражданство наполнялось
Проявившаяся в 80-90-е гг. XX в. неэффективность авторитаризма, особенно как формы государственного управления, опровергала ранее распространенное представление о результативности авторитарной модели модернизации экономики2. Рассматривая историю российских преобразований, можно заметить, что пик смещения в сторону демократии, пожалуй, приходится на 1980-е гг., на время утверждения гласности и формирования в стране публичной сферы. Именно тогда возник важнейший инструмент демократического развития, который до сих пор остается стержнем и индикатором демократии в российском обществе. Без этого прорыва к демократии были бы невозможны последующие реформы в экономике и политической системе, приведшие к крушению коммунистического авторитаризма 3.
В середине 90-х гг. XX столетия наблюдалось растущее массовое стремление государств к демократическим моделям развития, как результат широких культурных влияний, прежде всего западного цивилизационного типа.
Термин «демократия» весьма многозначный,
позволяющий использовать его как
для обозначения формы
Термин «гражданское общество»
стал актуальным в 80-е гг. ХХ столетия,
после огромного перерыва, вызванного
всеобъемлющим давлением
С принятием Конституции РФ 1993 г.
Россия провозглашается правовым государством,
построенным на принципах федерализма.
Процесс становления федерации,
особенно в переходный период, происходил
в сложных условиях. Формирование
правового государства и
В современном российском обществе получила широкое распространение коррупция. Криминализированное и коррумпированное государство является важнейшим препятствием для развития гражданского общества.
Обратимся к реалиям гражданского общества в нашей стране. Существуют, на наш взгляд, положительные сдвиги в процессе его становления. За несколько лет реформ возникли многочисленные политические партии, организации, объединения, ассоциации, центры, союзы, фонды, движения, отвечающие всем характеристикам гражданского общества. Они появились во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической, духовной и др. В их числе: Ассоциация российских банков, Российский союз промышленников и предпринимателей, Конгресс деловых российских кругов, Союз предпринимателей и арендаторов, Фонд социальной защиты материнства и детства, Союз солдатских матерей, Фонд «Духовное наследие», Фонд «За гражданское общество», «Центр гражданских инициатив» и др.5
Сферы и направления деятельности
гражданских организаций в
Участие в ассоциативных и
Возникновение разноплановых некоммерческих
организаций гражданского общества
позволяет создавать
Негосударственные некоммерческие организации, будучи основанными, в том числе, на частной собственности, действуют в общественных интересах, обеспечивают доступ к общечеловеческим ценностям, отстаивают принцип плюрализма и равных возможностей для всех членов общества. Некоммерческие организации гражданского общества удовлетворяют, прежде всего, потребности в общественных благах и услугах.
Вне развития гражданского общества нормальное демократическое государство – иллюзия, самообман и просто обман власть предержащих8. Для гражданского общества характерны четкая расчлененность, разветвление общественных связей и интересов, динамичная структурализация социальной жизни, с выходом на ясное сознание социально-политических интересов и устремлений различных социальных групп, классов, идейных программ, форм деятельности и т.д.9
Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что успешное развитие общества и государства зависит от полноты реализации прав и свобод каждого из его граждан. Личность – это творец сложных и многообразных общественных отношений: политических, экономических, правовых, конфессиональных, культурных, этнических и иных. Ее участие во всех этих сферах обеспечивается системой прав и свобод. Именно в них выражены основные притязания человека на достойную жизнь и благополучие. Такие права и свободы, как равенство всех перед законом, право на жизнь, свободу, достоинство и личную неприкосновенность, равноправие граждан, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свобода совести, вероисповедания, свобода мысли и слова, право частной собственности, право участия в государственном управлении являются неотчуждаемыми и непосредственно действующими. От степени их реализации зависит благополучие общества и процветание государства.
Эта проблема в современном мире
имеет как
Информация о работе Проблема становления гражданского общества в России