Проблема становления гражданского общества в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:06, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена реалиями современного политического процесса в России и тенденциями мирового развития. Важное и значимое место здесь занимает формирующееся гражданское общество. Вопрос о гражданском обществе, его сущности, путях и формах становления со всей остротой стал особенно актуальным в условиях демократизации страны.
Уничтожение жестких рамок тоталитаризма, утверждение принципа равенства граждан, их объединений, становление рыночных отношений способствовали формированию и развитию гражданского общества, как относительно самостоятельной силы, находящейся в противоречивом единстве с государством.

Работа содержит 1 файл

Научная по политологии.docx

— 34.76 Кб (Скачать)

Проблема становления  гражданского общества в России.

Актуальность  темы обусловлена реалиями современного политического процесса в России и тенденциями мирового развития. Важное и значимое место здесь  занимает формирующееся гражданское  общество. Вопрос о гражданском обществе, его сущности, путях и формах становления со всей остротой стал особенно актуальным в условиях демократизации страны.

Уничтожение жестких рамок тоталитаризма, утверждение  принципа равенства граждан, их объединений, становление рыночных отношений  способствовали формированию и развитию гражданского общества, как относительно самостоятельной силы, находящейся  в противоречивом единстве с государством.

В настоящее  время, когда идут процессы поиска оптимального устройства общества важную роль играет формирование гражданского общества. Его нельзя искусственно создать  там, где отсутствуют предпосылки  реальной свободы индивида и ее адекватное восприятие. Оно должно созреть, реализовав свои предпосылки. А это возможно только в правовом государстве.

Демократия  и гражданское общество – это неразрывные звенья одной цепи. Они не мыслимы друг без друга. Но после тоталитарных рамок государство не может перейти сразу к демократии. Оно должно пройти стадию либерализации через более «мягкие» политические режимы, разновидности авторитаризма.

Но как  в любых преобразованиях, в том  числе в демократических, существуют также явные противоречия и угрозы. Среди них можно выделить следующие: неготовность страны к демократическому режиму, что может привести к истощению государственных ресурсов, спровоцировать разочарование масс или элит, создать условия для преобразований в тоталитарные и авторитарные государства. Тем не менее, именно демократия является сегодня единственной и наиболее эффективной формой политического согласования и обоснования интересов граждан, гарантий их прав и свобод, дорогой к благосостоянию и социальному благополучию. Поэтому, достигнуть политической стабильности общества можно лишь на основе национального единства и консолидации общества.

Дискуссии о гражданском обществе в России ведутся не первый год, но зачастую они страдают расплывчатостью, поскольку  молодое общественное самосознание страны еще не обзавелось достаточным  организационным и информационным потенциалом. Поэтому, хотя сегодня  не для всех еще развеяны сомнения по поводу истинной дееспособности, природы  и роли российского гражданского общества, можно говорить о начале его становления.

В нашей  стране после всплеска общественной активности в начале 90-х гг. XX века все еще не хватает активной гражданской позиции россиян. Создание необходимых правовых и экономических условий, гарантирующих настоящую независимость гражданского сектора и экономическую устойчивость некоммерческих организаций (НКО), является важнейшим направлением развития гражданского общества в России. Эта задача является общей для государства и общества, требует их совместной работы. С одной стороны, это интересы общества, которые заключаются в обеспечении нормальных экономических и правовых  условий деятельности некоммерческих организаций, с другой – естественная потребность государства иметь действенные механизмы контроля за функционированием общественных организаций. Без создания системы справедливого налогообложения НКО, отвечающей бесприбыльному характеру их экономики, некоммерческие организации будут продолжать быть экономически неустойчивыми и зависеть от зарубежных грантов.

Власть  обязана учитывать этот настоятельный  социальный запрос взаимодействия с  гражданским обществом. Понимая  значимость этого, органы власти уделяют  большое значение привлечению народа к делам государственного управления.

Свидетельством  этому являются создание Совета при  Президенте по содействию развитию гражданского общества и правам человека, вошедшие в практику Гражданские Форумы на федеральном и региональном уровнях, на которых обсуждаются в той  или иной мере проблемы гражданского общества.  Власть стала открыто строить диалог с многочисленными гражданскими объединениями о насущных проблемах социально-политической и экономической жизни страны. Одним из важных результатов разнообразных форумов, своеобразным катализатором стала Общественная Палата при Президенте РФ и в регионах, которые являются одними из движущих механизмов взаимодействия власти и общества в современных условиях. Гражданское общество постепенно наращивает темп своего развития в России. Однако множество проблем в этой сфере остается не решенными.

Так, зачатки  гражданского общества по западному  типу в России начали формироваться  во второй половине ХIХ столетия в результате реформ Александра II. Но, возникающие «гражданские структуры» в ситуации доминирования государства-Левиафана не могли организовать реализацию своих специфических интересов вне сферы его деятельности. Более того, специфика реализации Александровских проектов, затем волна контрреформ и народовольческого насилия не способствовали появлению суверенной личности, свободно ставящей цели своей деятельности и определяющей способы их достижения, как одной из характеристик западного типа гражданского общества.

Появление такой личности и, как следствие, появление аналогичного европейскому гражданского общества было возможно в ситуации успешного перехода русского проторенессанса в русский Ренессанс. По мнению Д.С. Лихачева, к XVII в. происходит постепенное освобождение человеческой личности, разрушение старых средневековых представлений о человеке только как о составной части церкви, государства или сословия. После интервенции народные массы осознали себя вершителями своей собственной исторической судьбы и заявили о себе бунтами1. Если обобщить черты нового ментального типа человека, порожденного событиями рубежа ХVI-ХVII вв., то увидим следующий их набор: человек энергичный, деятельный, открытый новым идеям и делам, включенный в общественное движение своего времени, заинтересованный в «посюсторонней жизни», в преуспевании, в овладении новыми знаниями и умениями, ощущающий движение времени и понимающий необходимость перемен, в том числе, и в укладе жизни, деятельности, профессии.

Двадцатый век был временем беспримерной экспансии государства в сферы  частной жизни граждан. Если даже оставить в стороне тоталитарные формы этого вмешательства, то нельзя не видеть, что этот процесс проходил в большинстве стран мира. Сущностным содержанием этого процесса было переосмысление понятия гражданских  прав. Гражданство наполнялось социальным содержанием, превращаясь в юридически закрепленное право гражданина на получение  услуг от государства.

Проявившаяся в 80-90-е гг. XX в. неэффективность авторитаризма, особенно как формы государственного управления, опровергала ранее распространенное представление о результативности авторитарной модели модернизации экономики2. Рассматривая историю российских преобразований, можно заметить, что пик смещения в сторону демократии, пожалуй, приходится на 1980-е гг., на время утверждения гласности и формирования в стране публичной сферы. Именно тогда возник важнейший инструмент демократического развития, который до сих пор остается стержнем и индикатором демократии в российском обществе. Без этого прорыва к демократии были бы невозможны последующие реформы в экономике и политической системе, приведшие к крушению коммунистического авторитаризма 3.

В середине 90-х гг. XX столетия наблюдалось растущее массовое стремление государств к демократическим моделям развития, как результат широких культурных влияний, прежде всего западного цивилизационного типа.

Термин «демократия» весьма многозначный, позволяющий использовать его как  для обозначения формы государственного устройства, типа политической системы, разновидности политического режима, так и политического идеала общества. Нет совершенных демократий, и  мы можем говорить об объемах или  степенях развития демократии. Кроме  того, демократии, как правило, не возникают  мгновенно. Обычно требуется время, чтобы установить демократические  институты, чтобы граждане их признали и стали действовать в соответствии  с правилами демократического процесса.

Термин «гражданское общество»  стал актуальным в 80-е гг. ХХ столетия, после огромного перерыва, вызванного всеобъемлющим давлением государства  на все стороны жизни общества в советский период. Перераспределение  собственности через приватизацию создало объективные возможности  для формирования среднего класса. Приватизация позволила частным  лицам приобретать в собственность  государственное имущество. Трудовые коллективы получили право арендовать государственные предприятия, приобретать  на акционерной основе объекты промышленности, торговли, сферы услуг. Развитие частной  собственности и рыночных отношений  создали условия для того, чтобы  гражданское общество стало необходимым  элементом политической жизни современной  России 4.

С принятием Конституции РФ 1993 г. Россия провозглашается правовым государством, построенным на принципах федерализма. Процесс становления федерации, особенно в переходный период, происходил в сложных условиях. Формирование правового государства и гражданского общества - это единый взаимосвязанный  процесс функционирования демократического общественного устройства. В современной  России он происходит на фоне сложных  и противоречивых общественных преобразований, недостаточно проработанных, что вызывает значительные трудности и недовольство населения. За последние годы произошло  «разительное отчуждение» официальной  политики реформ от реального состояния  и самосозидания подавляющего большинства народа.

В современном российском обществе получила широкое распространение  коррупция. Криминализированное и  коррумпированное государство является важнейшим препятствием для развития гражданского общества.

Обратимся к реалиям гражданского общества в нашей стране. Существуют, на наш взгляд, положительные сдвиги в процессе его становления. За несколько  лет реформ возникли многочисленные политические партии, организации, объединения, ассоциации, центры, союзы, фонды, движения, отвечающие всем характеристикам гражданского общества. Они появились во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической, духовной и  др. В их числе: Ассоциация российских банков, Российский союз промышленников и предпринимателей, Конгресс деловых  российских кругов, Союз предпринимателей и арендаторов, Фонд социальной защиты материнства и детства, Союз солдатских матерей, Фонд «Духовное наследие», Фонд «За гражданское общество», «Центр гражданских инициатив» и др.5

Сферы и направления деятельности гражданских организаций в России многообразны. Прежде всего, в своих заявлениях они провозглашают идеи, затрагивающие интересы населения: защита прав граждан и правовое просвещение, охрана природы и экологическая защита, добровольные спасательные отряды, помощь инвалидам, больным детям, одиноким старикам, жизненное устройство выпускников детских домов, защита прав потребителей, работа с детьми и подростками из неблагополучных районов, поиск без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны и многое другое. Эти лозунги привлекают к участию в их работе широкие слои населения.

Участие в ассоциативных и институциональных  группах прививает гражданам  такие политические  навыки и  формы отношений сотрудничества, которые необходимы для хорошо функционирующего общества6. Ведь именно активная вовлеченность общественности в разнообразные группы интересов подготавливает благодатную почву для развития демократической политики государства. В то же время, опыт развития трансформирующихся обществ свидетельствует о том, что нередко появление добровольных ассоциаций, направленных против господства государства, приводит к их соперничеству друг с другом за право представлять народ, выступать защитниками его интересов. Но зачастую, это сопровождается стремлением к участию в государственном  управлении7.

Возникновение разноплановых некоммерческих организаций гражданского общества позволяет создавать благоприятные  условия для беспрепятственного становления жизнеспособных и гибких общественных структур, возрождение традиций (к примеру, благотворительности), различных форм добровольческой активности, направленной на достижение социально значимых целей.

Негосударственные некоммерческие организации, будучи основанными, в том числе, на частной собственности, действуют  в общественных интересах, обеспечивают доступ к общечеловеческим ценностям, отстаивают принцип плюрализма и  равных возможностей для всех членов общества. Некоммерческие организации  гражданского общества удовлетворяют, прежде всего, потребности в общественных благах и услугах.

Вне развития гражданского общества нормальное демократическое государство  – иллюзия, самообман и просто обман власть предержащих8. Для гражданского общества характерны четкая расчлененность, разветвление общественных связей и интересов, динамичная структурализация социальной жизни, с выходом на ясное сознание социально-политических интересов и устремлений различных социальных групп, классов, идейных программ, форм деятельности и т.д.9

Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что успешное развитие общества и  государства зависит от полноты  реализации прав и свобод каждого  из его граждан. Личность – это  творец сложных и многообразных  общественных отношений: политических, экономических, правовых, конфессиональных, культурных, этнических и иных. Ее участие  во всех этих сферах обеспечивается системой прав и свобод. Именно в них выражены основные притязания человека на достойную  жизнь и благополучие. Такие права  и свободы, как равенство всех перед законом, право на жизнь, свободу, достоинство и личную неприкосновенность, равноправие граждан, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свобода совести, вероисповедания, свобода мысли и слова, право частной собственности, право участия в государственном управлении являются неотчуждаемыми и непосредственно действующими. От степени их реализации зависит благополучие общества и процветание государства.

Эта проблема в современном мире имеет как внутригосударственное, так и внешнее значение. Национальные институты защиты прав и свобод человека дополняются институтами международно-правовыми, то есть человек становится субъектом  международного права. Эти процессы свидетельствуют об осознании мировым  сообществом огромной роли, которую  играют права и свободы человека в обеспечении эффективного национального  и международного развития государства. Вот почему права и свободы  человека представляют и главную  цель, и важнейший инструмент любого демократического правового государства, стремящегося обеспечить свободу, благосостояние, достоинство, безопасность общества, высокую  конкурентоспособность страны в  мировом сообществе.

Информация о работе Проблема становления гражданского общества в России