Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:08, дипломная работа
Целью дипломной работы является теоретический анализ проблем конституционно-правовой ответственности, как самостоятельного вида юридической ответственности.
Для достижения обозначенной цели, представляется необходимым решение следующих задач:
проанализировать теоретические подходы к конституционно-правовой ответственности;
определить является ли конституционная ответственность самостоятельным видом юридической ответственности – это проблема не только теоретическая, но и практическая;
соотнести конституционную ответственность с другими видами юридической ответственности;
рассмотреть функции конституционной ответственности;
провести сравнительный анализ конституционно-правового регулирования в Росси и за рубежом;
разграничить конституционную ответственность от политической.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОНСТИТУЦИОННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 6
2. КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ-ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 11
2.1. Понятие и признаки конституционной ответственности 11
2.2. Соотношение конституционной ответственности с другими видами юридической ответственности 24
2.3. Функции конституционной ответственности 30
3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 37
4. КОНСТИТУЦИОННАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
Применение мер конституционно-правовой ответственности всегда сопряжено с наступлением неблагоприятных (невыгодных) политических последствий для субъекта, допустившего недолжное поведение в конституционно-правовой сфере.
В сферу конституционного права включены также отношения основополагающего характера "государство (публичная власть) - личность", как связанные, так и непосредственно не связанные с политическими. Вместе с тем недолжные деяния субъектов конституционно-правовых отношений в этой сфере также могут влечь и неблагоприятные последствия политического характера.
По
поводу соотношения конституционно-
В
связи с этим свойством конституционно-
Представляется обоснованным подход, согласно которому конституционно-правовая ответственность "есть политическая ответственность, но не любая, а та, которая приобретает конституционные формы".54 Действительно, конституционно-правовая ответственность имеет довольно четко выраженное политическое содержание и по основаниям, и по кругу субъектов, и по мерам воздействия на них. Вместе с тем, необходимо избегать превращения конституционно-правовой ответственности из правового института в инструмент политической борьбы. Осуществление мер конституционно-правовой ответственности должно ограничиваться конституционно-правовыми целями и, прежде всего, защитой Конституции.
Целесообразно
поддержать позицию тех авторов,
которые рассматривают
Следовательно, отстранение от должности может быть как конституционной санкцией, так и политической мерой, что усложняет проблему в их разграничении. С правовой точки зрения важно не столько найти различие между политической и конституционной ответственностью, сколько определить наличие или отсутствие последней в каждом конкретном случае, так как отставка министра, к примеру, может быть одновременно мерой как политической, так и конституционной ответственности. Важно учитывать, что основанием конституционной ответственности для высших должностных лиц является нарушение их конституционных обязанностей, тогда как политическая ответственность означает только то, что занимающее высшую государственную должность лицо может лишиться политической поддержки в силу той или иной причины.
Таким
образом, меры конституционной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конституционная ответственность является особым видом юридической ответственности, которой присущи все общие признаки последней. Во-первых, ответственность наступает только в случаях, специально предусмотренных нормами права. Во-вторых, применение мер ответственности возможно за нарушение правовых норм. В-третьих, конституционная ответственность конкретизируется в актах компетентных органов. И, наконец, в-четвертых, ответственность связана с мерами государственного принуждения. Вместе с тем конституционная ответственность, как самостоятельный вид ответственности, применяемый в особой сфере, имеет специфические признаки.
1.
Основанием для применения мер
конституционной
2.
К конституционной
3.
Конституционным
Конституционная
ответственность состоит в
-
признание органом
-
признание неконституционным
-
признание неконституционными
Таким образом, можно выделить следующие особенности конституционной ответственности:
Во-первых,
сфера применения – меры ответственности
реализуются в ответ на правонарушения
в области основных элементов
системы государственной
Во-вторых, указанные меры лишены имущественного содержания. Поэтому правильным является утверждение, что за нарушение конституционных норм может наступать имущественная (гражданско-правовая) ответственность, а также в ряде случаев административная, дисциплинарная и уголовная.
В-третьих, существует особый состав субъектов указанной ответственности, т.е. инстанциями применения ответственности и правонарушителями, как правило, выступают государственные органы (обоих уровней власти федерации), должностные лица, депутаты, общественные объединения, т.е. носители публичных полномочий, участники публичных отношений и лишь в редких случаях физические лица (отказ в регистрации кандидата в депутаты, лишение статуса беженца и др.).
В-четвертых, реализация мер ответственности возможна через судебную процедуру (Конституционный Суд), а также во внесудебных формах (Президент, парламент, иные уполномоченные государственные органы, должностные лица). В некоторых случаях решение о применении мер ответственности принимается непосредственно населением (отрешение от должности путем проведения референдума главы местного самоуправления, отзыв депутата и т.д.).
В-пятых,
следует отграничивать
Конституционно-правовая ответственность возлагается на соответствующие органы государственной власти, которые за несоблюдение конституционного требования, закрепленного в правовой норме, могут быть подвергнуты государственному принуждению через ограничения их прав, иные формы воздействия.
На
основании вышеизложенного
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2.Специальная
литература
2.1.Авакьян С.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности //Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2001.
2.2.Авакьян С.А. Государственно-правовая ответственность // Советское государство и право. 1975. N 10.
2.3.Авакьян С.А., Арбузкин А.М., Аринин А.Н. Федеральное вмешательство: концепция и проект федерального закона // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. 2000. N 6.
2.4.Барциц И.Н. Федеративная ответственность: Конституционно правовые аспекты. – М.: Издательство научной образовательной литературы. РЭА, 1999.
2.5.Барциц И.Н. Институт федерального вмешательства: потребность в разработке и система мер // Государство и право. 2001. N 5.
2.6.Белкин А.А., Бурмистров А.С. Конституционная ответственность: доктринальные проблемы // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 1999.
2.7.Барциц И.Н. Федеративная ответственность: понятие и виды // Журнал российского права. 1999. N 12.
2.8.Барабашев Г.В. Ответственность органов управления перед Советами //Советское государство и право. 1981. N 5.
2.9.Виатр Е.Д. Конституционная ответственность в Польше после 1989 года // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. 1996. N2.
2.10.Виноградов В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. М., 2000.
2.11.Виноградов В.А. Конституционно-правовые санкции //Законодательство. 2001. N 12.
2.12.Гаджиев Г.А. К вопросу о разграничении конституционно-правовой и гражданско-правовой ответственности //Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2001.
2.13.Государственное право Германии. М., 1994.
2.14.Жученко А.А. Способы обеспечения соответствия конституций республик федеральной Конституции. //Государственная власть и местное самоуправление. 2001. № 1.
2.15.Жученко А.А. Соотношение конституций республик в составе Российской Федерации с Конституцией России: проблемы теории и практики. – М.: «Авиаиздат», 2001.
Информация о работе Проблемы конституционно-правовой ответственности в РФ