Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:08, дипломная работа
Целью дипломной работы является теоретический анализ проблем конституционно-правовой ответственности, как самостоятельного вида юридической ответственности.
Для достижения обозначенной цели, представляется необходимым решение следующих задач:
проанализировать теоретические подходы к конституционно-правовой ответственности;
определить является ли конституционная ответственность самостоятельным видом юридической ответственности – это проблема не только теоретическая, но и практическая;
соотнести конституционную ответственность с другими видами юридической ответственности;
рассмотреть функции конституционной ответственности;
провести сравнительный анализ конституционно-правового регулирования в Росси и за рубежом;
разграничить конституционную ответственность от политической.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОНСТИТУЦИОННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 6
2. КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ-ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 11
2.1. Понятие и признаки конституционной ответственности 11
2.2. Соотношение конституционной ответственности с другими видами юридической ответственности 24
2.3. Функции конституционной ответственности 30
3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 37
4. КОНСТИТУЦИОННАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
В
отечественной юридической
Частично такие идеи нашли отражение в федеральном законодательстве. Анализируя российские нормативные правовые акты, можно сделать вывод о том, что конституционно-правовая ответственность имеет собственную правовую основу. В частности, вопросы конституционно-правовой ответственности затронуты в федеральных конституционных законах - например, "О Конституционном Суде Российской Федерации"40 (ст.17, 18, 80), "О Правительстве Российской Федерации"41 (ст.33, 43, 44), а также в федеральных законах - например, "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"42 (ст.48, 49), "О политических партиях" (ст.9, 20, 27, 37-43), "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"43 (ст.25, 32, 64), "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" 44 (ст.40, 44, 47, 91) и др.
Ярким примером является установление мер федерального воздействия в отношении органов государственной власти субъектов федерации, закрепленных в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»45 (ст.3.1, 9, 19, 29, 29.1). Как известно, конституционность ряда соответствующих мер воздействия - досрочного прекращения полномочий (роспуска) законодательного (представительного) органа и отрешения высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) от должности - ставилась под сомнение. Вероятно, это произошло из-за того, что Конституция России не только не регулирует порядок применения таких мер, но и вовсе о них не упоминает. Однако Конституционный Суд РФ признал соответствующими Конституции закрепленные в федеральном законодательстве меры федерального воздействия в отношении органов государственной власти субъектов федерации, указав, что они представляют собой конституционно обусловленный комплексный правовой институт46.
Вместе с тем, правовая позиция Конституционного Суда РФ в отношении положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", устанавливающих эти меры ответственности, представляется неоднозначной. Конституционный Суд признал соответствие всех обжалуемых мер Конституции, поскольку федеральным законом в качестве обязательного элемента их применения предусматриваются судебные процедуры. Одновременно Суд еще раз подтвердил, что в силу норм Конституции он является единственной судебной инстанцией, которая уполномочена окончательно разрешать публично-правовые споры о соответствии Конституции РФ. Из названного закона следует, что применение рассматриваемых мер воздействия возможно на основании решения "соответствующего суда", но Конституционный Суд решил, что соответствующим в данном случае является только он сам. Другое истолкование норм о таких мерах воздействия, по мнению Конституционного Суда, не вытекает и не может вытекать из данного Федерального закона, поскольку оно не соответствовало бы Конституции.47 Таким образом, без окончательного решения Конституционного Суда все остальные судебные решения, констатирующие соответствующие нарушения Конституции и федерального законодательства, не имеют юридического значения, поскольку не могут служить основанием для применения указанных мер воздействия. Вследствие этого механизм реализации таких мер воздействия приобретает, видимо, несколько иное содержание, чем задумывал законодатель, он становится более громоздким и поэтому менее эффективным и сложно реализуемым.
Казалось
бы, признание отдельных мер
В
противоположность российской практике,
за рубежом встречается прямое конституционное
и законодательное закрепление
конституционно-правовой ответственности
в качестве особого вида ответственности.
Так, Конституция Польши49 прямо
предусмотрела конституционно-правовую
ответственность: в ст.198 указаны лица,
которые несут "за нарушение Конституции
или закона в связи с занимаемой должностью
или в сфере исполнения своих служебных
обязанностей конституционную ответственность".
В статье 142 Федерального конституционного
закона Австрии50 устанавливается
"предусмотренная Конституцией ответственность"
верховных органов Федерации и земель,
их должностных лиц за допущенные правонарушения.
Изучение зарубежного опыта правового
регулирования вопросов конституционно-правовой
ответственности имеет не только теоретическое,
но и прикладное значение. Однако в вопросе
заимствования моделей конституционно-правовой
ответственности, позитивно себя зарекомендовавших
за рубежом, необходимо проявлять осторожность,
а также учитывать совместимость реципируемых
норм и российских правовых реалий. Поэтому
речь не может идти о простом механическом
использовании иностранных конституционно-правовых
конструкций.
В
ХХ в. Дело, начатое буржуазными
Если политическая и нравственная ответственность власти существуют и как позитивная, и как ретроспективная, то уголовная ответственность так же, как и конституционная наступает только за конкретное деяние (ретроспективная ответственность).
Политическая
ответственность – это
Политическая
ответственность – это
Нравственная ответственность – это ответственность власти за реализацию своих полномочий на основе требований морали, справедливости.
Мерой нравственной ответственности является отстранение от власти людей без чести, совести, лишенных чувства долга, справедливости. В ряде цивилизованных стран усиливается тенденция ответственности власти за соблюдение общечеловеческой и национальной морали. Постоянно в той или иной стране отстраняют или не допускают кого-то к высокой государственной должности за прелюбодеяние , увлечение алкоголем, взяточничество и т.п.
Эффективным
рычагом ответственности
Уголовную ответственность власти можно проиллюстрировать судебным процессом в Южной Корее в 1986 г. над двумя бывшими президентами (Гон Ду Хваном и Ро Дэ У), виновными в государственной измене, коррупции и насилие над народом. Суд приговорил одного из бывших президентов к смертной казне, а другого – к тюремному заключению на 22,5 года. Более 70% граждан одобрили приговоры, а более 30% считают, что Ро Дэ У отделался слишком мягким наказанием.
Этот приговор свидетельствует о признании преступными военно-силовые методы завоевания власти, ответственность за них не имеет срока давности.
В 90-е годы ХХ в. в ряде стран проводятся широкие компании под девизом «чистые руки» с целью очищения власти от преступных элементов, коррумпированных должностных лиц вплоть до глав государства. Организуются громкие судебные процессы над высшими государственными деятелями, отдававшими и выполнявшими приказы, в результате реализации которых гибли люди. Привлекаются главы государств давнего прошлого, преклонного возраста, смертельно больные (ФРГ, Италия, Чили).
В правовых государствах функционируют государственные и общественные институты, приняты процедуры привлечения к ответственности всех субъектов высшего эшелона власти за провалы в делах и неблаговидное поведение. Мерами такой ответственности для законодательной, исполнительной, судебной, информационной власти являются: досрочный отзыв парламентариев, отставка правительства, роспуск парламентов и судов, запрет на работу в средствах массовой информации лицам, уличенным во лжи и т.д.
Очевидно,
что в демократических
В условиях формирования правового государства существование особых процедур привлечения должностных лиц властных структур к уголовной ответственности в рамках конституционного судопроизводства более эффективно для укрепления законности в обществе. Это связано с тем, что на практике в таких государствах в обычном судопроизводстве достаточно сложно привлечь лицо, обладающее иммунитетом, к юридической ответственности.
Вместе с тем очень проблематична реальность отстранения от должности лиц, обладающих властью в обществе с незрелой формой демократии. Яркий пример – материалы Специальной комиссии Государственной Думы по отрешению Президента РФ Б. Ельцина от должности, так как процесс импичмента официально даже не смог начаться.
Конституционно-правовая ответственность как гарантия сохранения конституционного строя представляет собой, прежде всего ответственность власти, в том числе за состояние конституционности и законности в правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов, должностных лиц, и, следовательно, она должна обеспечивать высокую социальную эффективность функционирования власти. При этом важно, чтобы объем полномочий и обязанностей субъектов, с одной стороны, и объем их ответственности - с другой были сбалансированы и находились в пропорциональной зависимости. Мера власти должна соотноситься с мерой ответственности.
Поскольку конституционное право главным образом регулирует политические отношения51, постольку и конституционно-правовая ответственность имеет политическое содержание, а ее меры - политический характер. Конституционно-правовая ответственность выполняет функцию политико-правового воздействия на субъекты, допустившие конституционные деликты, являясь одним из методов регулирования общественных отношений, что дает основание иногда не вполне точно отождествлять конституционно-правовую ответственность с политической. Но не всякую меру публично-принудительного воздействия (в том числе организационную), имеющую политическое содержание, можно рассматривать как меру конституционно-правовой ответственности. Иначе границы собственно юридической ответственности безосновательно расширяются, а ее функция стимулирования должного поведения столь же бессмысленно утрачивается.
Информация о работе Проблемы конституционно-правовой ответственности в РФ