Проблемы госпошлины и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Объектом работы является государственная пошлина, основной целью работы является раскрытие понятия государственной пошлины и ее роли в налоговой системе Российской Федерации.

Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- Экономическое содержание госпошлин;

- Роль государственной пошлины в доходах фед.бюджета;

- Проблемы госпошлины и пути их решения.

Задачи, которые поставлены передо мной я постараюсь раскрыть в данной работе. Для этого я буду опираться на работы Пузина А.М., Глазова В.В., Бычкова С.С. и других выдающихся учёных и писателей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Экономическое содержание госпошлин……………………………..5

1.1. История возникновения пошлин……………………………………………5

1.2. Нормативное регулирование госпошлины и поправки в НК РФ с 2010г..9

1.3. Государственная пошлина в других странах……………………………...15

Глава 2.Роль государственной пошлины в доходах фед.бюджета…………...19

2.1.Место госпошлины в налогой системе РФ………………………………...19

2.2.Анализ поступлений государственной пошлины в РФ…………………...31

Глава 3.Проблемы госпошлины и пути их решения…………………………..36

Заключение……………………………………………………………………….44

Список использованной литературы…………………………………………...46

Работа содержит 1 файл

ГоспошлинаКУРСОВАЯ.docx

— 85.62 Кб (Скачать)

     За  три года произошло увеличение доли государственной пошлины в общей  сумме налоговых поступлений:

     в 2008г. -0,14%;

     в 2009г. -0,24%;

     в 2010г. -0,26%.

     В 2009г. увеличение доли государственной  пошлины связано прежде всего  с существенным уменьшением налоговых  поступлений в бюджет, связанных  с последствиями кризиса. Общие  налоговые поступления в 2009г. по сравнению с 2008г. сократились на 1660 277 777 тыс.руб. или 21%.

     Увеличение  доли госпошлины в 2010г. на фоне увеличившихся  общих налоговых поступлений  связано с поправками внесенными в 2010г. в НК РФ.  
 
 
 
 
 

Таблица 2 – Поступление  госпошлины в 2008г. (в  тыс.руб.)

  Начислено к уплате Поступило в доходы
федерального  бюджета бюджета субъекта РФ
Налоговые доходы всего 6098524807 3569656482 4374547539
Государственная пошлина всего - 6213661 4907887
- по  делам в арбитражных судах - 4413814 -
- по  делам в Конституционных судах - 2588 1505
- по  делам в судах общей юрисдикции - 9547 4906382
- за  государственную регистрацию юридических  и физических лиц, внесение  изменений в учредительные документы  и регистрацию ликвидации юридического  лица - 1775335 -
- за  право использования наименований  «Россия» и «Российская Федерация» - 587 -
- за  совершение действий, связанных  с лицензированием и аттестацией - 3119 -
- прочие  государственные пошлины за регистрацию  и совершение прочих юридически  значимых действий - 8671 -
 
 
 

Таблица 3 – Поступление  госпошлины в 2009г. (в  тыс.руб.)

  Начислено к уплате Поступило в доходы
федерального  бюджета бюджета субъекта РФ
Налоговые доходы всего 4713122237 2500042851 3783883393
Государственная пошлина всего - 8540625 6712884
- по  делам в арбитражных судах - 6634423 -
- по  делам в Конституционных судах - 6902 1140
- по  делам в судах общей юрисдикции - 6117 6711744
- за  государственную регистрацию юридических  и физических лиц, внесение  изменений в учредительные документы  и регистрацию ликвидации юридического  лица - 1885177 -
- за  право использования наименований  «Россия» и «Российская Федерация» - 1256 -
- за  совершение действий, связанных  с лицензированием и аттестацией - 72 -
- прочие  государственные пошлины за регистрацию  и совершение прочих юридически  значимых действий - 6378 -
 
 
 

Таблица 4 – Поступление  госпошлины в 2010г. (в  тыс.руб.)

  Начислено к уплате Поступило в доходы
федерального  бюджета бюджета субъекта РФ
Налоговые доходы всего 5876734123 3172174693 4487360023
Государственная пошлина всего - 10458221 9491878
- по  делам в арбитражных судах - 7332755 -
- по  делам в Конституционных судах - 2778 1605
- по  делам в судах общей юрисдикции - 22849 9490273
- за  государственную регистрацию юридических  и физических лиц, внесение  изменений в учредительные документы  и регистрацию ликвидации юридического  лица - 3043573 -
- за  право использования наименований  «Россия» и «Российская Федерация» - 1217 -
- за  совершение действий, связанных  с лицензированием и аттестацией - -1992 -
- прочие  государственные пошлины за регистрацию  и совершение прочих юридически  значимых действий - 57041 -
 

     Анализ  распределения поступившей госпошлины в разрезе бюджетов показал, что  в 2008-2009гг. доля федерального бюджета  в сумме поступившей государственной пошлины не изменилась и составила 56%, в 2010г. доля федерального бюджета уменьшилась до 52%. Соответственно увеличилась и

     доля  бюджета субъекта РФ, сумма перераспределения  бюджета субъекта РФ в доходы местных  бюджетов увеличилась с 38% в 2008-2009гг. до 41% в 2010г.

     Таким образом, сумма поступлений в бюджет государства государственных пошлин очень незначительна. Именно поэтому можно ставить вопрос о повышении эффективности системы государственных пошлин. Здесь могут быть два варианта увеличения сумм поступлений от государственных пошлин:

     - пересмотр размеров ставок государственных  пошлин;

     - сокращение числа льгот.

     Пересмотр размеров ставок государственных пошлин уже произошел в 2010г., но реальных результатов он не принес. Несмотря на то, что данный вариант достаточно сложный и трудоемкий и требует значительных материальных затрат на расчет, оптимизацию и прогнозирование новых ставок, можно прогнозировать, что это не последнее повышение ставок пошлин.

     Сокращение  числа льгот по уплате государственных  пошлин – это наиболее оптимальное решение и большая часть льгот уже была отменена законодателем. В данном случае можно также прогнозировать дальнейшую отмену льгот по уплате госпошлины.

     Если работу в этих двух направлениях не проводить, то систему государственных пошлин целесообразнее вообще отменить, иначе сумма от поступлений государственной пошлины не будет покрывать ни одну из расходных статей бюджета. 
 
 

Глава 3.Проблемы госпошлины и пути их решения

     1. Плательщики уплачивают государственную  пошлину, если иное не установлено  НК РФ в следующие сроки:

     1) при обращении в Конституционный  Суд Российской Федерации, в  суды общей юрисдикции, арбитражные  суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства,  заявления, искового заявления,  жалобы (в том числе апелляционной,  кассационной или надзорной);

     2) плательщики, указанные в подпункте  2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ - в десятидневный  срок со дня вступления в  законную силу решения суда;

     3) при обращении за совершением  нотариальных действий - до совершения  нотариальных действий;

     4) при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) - до выдачи  документов (их копий, дубликатов);

     5) при обращении за проставлением  апостиля - до проставления апостиля;

     6) при обращении за совершением  иных юридически значимых действий, за исключением юридически значимых  действий, указанных в подпунктах 1 - 5 настоящего пункта, - до подачи  заявлений и (или) иных документов  на совершение таких действий  либо до подачи соответствующих  документов.

     2. Государственная пошлина уплачивается  плательщиком, если иное не установлено  настоящей главой.

     В случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

     В случае если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого  действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной  пошлины, размер государственной пошлины  уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.

     Особенности уплаты государственной пошлины  в зависимости от вида совершаемых  юридически значимых действий, категории  плательщиков либо от иных обстоятельств  устанавливаются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 НК РФ.

     3. Государственная пошлина уплачивается  в наличной или безналичной  форме.

     Факт  уплаты государственной пошлины  плательщиком в безналичной форме  подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.

     Факт  уплаты государственной пошлины  плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику  должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области  налогов и сборов.

     4. Иностранные организации, иностранные  граждане и лица без гражданства  уплачивают государственную пошлину  в порядке и размерах, которые  установлены настоящей главой  соответственно для организаций  и физических лиц.

     Порядок уплаты государственной пошлины  характеризуется способом и временем уплаты, а также процедурой возврата государственной пошлины.

     В недавнем прошлом в большинстве  случаев государственная пошлина  уплачивалась путем покупки специальных  пошлинных марок с их последующим  погашением. Сейчас же, прежде всего  в связи со значительным увеличением  размеров государственной пошлины она уплачивается путем внесения соответствующей суммы в, банковское учреждение, которое выдает квитанцию об уплате установленного образца.

     Плательщик  государственной пошлины может  внести причитающуюся сумму наличными  либо перечислить ее со своего счета. Уплачивать государственную пошлину можно только в рублях в отличие от некоторых других обязательных платежей в доход государства, оплата которых может совершаться как в российских рублях, так и в иностранной валюте, котируемой Банком России (таможенные пошлины и др.).

     Определение времени уплаты государственной  пошлины зависит, во-первых, от того, какой государственный орган (должностное лицо) совершает требуемое юридически значимое действие либо выдает необходимый документ, а, во-вторых, от вида самой «услуги», за которую уплачивается государственная пошлина. Так, при обращении в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ государственная пошлина уплачивается до подачи соответствующего заявления (жалобы), апелляционной или кассационной жалобы и т.д. Во взаимоотношениях с нотариусом государственная пошлина уплачивается при совершении нотариальных действий. За государственную регистрацию актов гражданского состояния пошлина уплачивается при подаче соответствующего заявления.

     До  введения в силу Главы 25.3 НК РФ «Государственнная  пошлина» советское и российское законодательство освобождало о  уплаты государственной помощи при  обращении в суд гражданина вследствие его тяжелого материального положения.  

     НК  РФ предусматривает освобождение от уплаты пошлины для отдельных  категорий истцов. Также предусмотрено  освобождение и в определенных случаях  и по определенным категориям дел. Освобождения заявителя по имущественным причинам в НК РФ нет.

Информация о работе Проблемы госпошлины и пути их решения