Проблемы госпошлины и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Объектом работы является государственная пошлина, основной целью работы является раскрытие понятия государственной пошлины и ее роли в налоговой системе Российской Федерации.

Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- Экономическое содержание госпошлин;

- Роль государственной пошлины в доходах фед.бюджета;

- Проблемы госпошлины и пути их решения.

Задачи, которые поставлены передо мной я постараюсь раскрыть в данной работе. Для этого я буду опираться на работы Пузина А.М., Глазова В.В., Бычкова С.С. и других выдающихся учёных и писателей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Экономическое содержание госпошлин……………………………..5

1.1. История возникновения пошлин……………………………………………5

1.2. Нормативное регулирование госпошлины и поправки в НК РФ с 2010г..9

1.3. Государственная пошлина в других странах……………………………...15

Глава 2.Роль государственной пошлины в доходах фед.бюджета…………...19

2.1.Место госпошлины в налогой системе РФ………………………………...19

2.2.Анализ поступлений государственной пошлины в РФ…………………...31

Глава 3.Проблемы госпошлины и пути их решения…………………………..36

Заключение……………………………………………………………………….44

Список использованной литературы…………………………………………...46

Работа содержит 1 файл

ГоспошлинаКУРСОВАЯ.docx

— 85.62 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Экономическое содержание госпошлин……………………………..5

1.1. История  возникновения пошлин……………………………………………5

1.2. Нормативное  регулирование госпошлины и поправки  в НК РФ с 2010г..9

1.3. Государственная  пошлина в других странах……………………………...15

Глава 2.Роль государственной пошлины в  доходах фед.бюджета…………...19

2.1.Место  госпошлины в налогой системе  РФ………………………………...19

2.2.Анализ  поступлений государственной пошлины  в РФ…………………...31

Глава 3.Проблемы госпошлины и пути их решения…………………………..36

Заключение……………………………………………………………………….44

Список  использованной литературы…………………………………………...46 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Пошлина - денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательством государства. К пошлинам относятся, в частности, регистрационные и гербовые сборы, судебные пошлины. С провозимых через границу государства товаров взимаются таможенные пошлины.

     Проведение  налоговой реформы в части  взимания государственной пошлины  ознаменовалось принятием Главы 25.3 Налогового кодекса РФ «Государственная пошлина». Это начало нового этапа  правового регулирования государственной  пошлины.

     Ранее правовое регулирование порядка  взимания государственной пошлины  осуществлялось на основании Закона РФ от 9 декабря 1991г. №2005-1 «О государственной  пошлине». В соответствии с данным Законом госпошлина – обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, который уплачивается за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными  на то органами или должностными лицами. Понятие «платеж» не в полной мере отражало сущность государственной  пошлины, но в тоже время соответствовало  действовавшему в то время подходу  к определению налоговой системы  в целом. Определение налоговой  системы было дано в Законе РФ от 27 декабря 1991г. №2118-1 «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации»1. В соответствии с Законом налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. При этом все указанные платежи именовались налогами и в законодательстве не было установлено критериев, на основании которых можно было провести разграничение понятий «налог», «сбор» и «пошлина». На современном этапе госпошлина – это единственный сбор, порядок взимания которого установлен Налоговым кодексом РФ. Госпошлина уплачивается определенными категориями физических и юридических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий. 
     Объектом работы является государственная пошлина, основной целью работы является раскрытие понятия государственной пошлины и ее роли в налоговой системе Российской Федерации.

     Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     - Экономическое содержание госпошлин;

     - Роль государственной пошлины  в доходах фед.бюджета; 

     - Проблемы госпошлины и пути  их решения.

     Задачи, которые поставлены передо мной я  постараюсь раскрыть в данной работе. Для этого я буду опираться  на работы Пузина А.М., Глазова В.В., Бычкова  С.С. и других выдающихся учёных и  писателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Экономическое содержание госпошлин

1.1.История  возникновения пошлин

     Пошлина сегодня – это любой государственный сбор за исполнение определенных функций. Но так было не всегда. Слово «пошлина» произошло от слова «пойти». Первоначально слово «пошлина» означало «то, что пошло с товара». И именно таможенные сборы стали первыми пошлинами2.

     История пошлин уходит далеко вглубь веков. Например, в Средние века пошлины – это сборы, которые взимались за пользование дорогами и мостами. Городам, государствам и феодалам платили и за ведение судебных процессов, и за охрану порядка, и за выполнение других функций. Но все-таки более  распространенными были сборы за въезд и передвижение по стране, городу или княжеству и сборы с торговцев.

     Следует отметить, что не всегда взимание пошлины  за передвижение и торговлю было государственным делом. Еще до появления первых централизованных государств племена и роды разрешали путешественникам проехать по их земле или проплыть по рекам, использовать переправы и мосты, останавливаться на постоялых дворах. Но за такое разрешение путешественники платили пошлину местным сообществам.

     Каким же образом появились государственные пошлины? Начальный период развития любого государства наполнен войнами. Дружины привозили с войны трофеи. Побежденные народы платили дань. Это был основной источник пополнения казны государства. Ведь возможности пополнять казну за счёт пошлин с торговцев не было, так как экономика и технические средства не были развиты. Объемы торговли были невелики, а границы условны, и «запереть их на замок» не было ни средств, ни сил.

     К XVII веку сформировались государства,  обладающие суверенитетом в собственных границах. С появлением границ появились таможни. Именно с этого времени пошлины стали взиматься в государственную казну, стали явлением регулирования и вмешательства в экономику.

     От  слова «мыт» пошло название «мытарей», то есть сборщиков налогов. Мыт – это аналог таможенных пошлин, появившийся в Древней Руси. Мыт собирался в местах, где останавливались возы и лодки и означал первоначально это место. Уже в XII веке мыт – это государственный фискальный механизм, с XVI века он был переименован в «замыт» и применяется при провозе товаров через городские заставы. Замыт был отменен в 1653 году Торговым уставом, но ещё век так называлась пошлина, собираемая с товаров на так называемых мытных дворах. Можно сказать, что государство наполняло казну, используя предоставление услуг торговцам. В этом смысле очень показательно происхождение слова «таможня». Буквально оно означает «клеймо», «печать» (от тюркского слова «тамъга»). Иначе говоря, таможня – это «место, где ставили печать». Такая инстанция существовала в Золотой Орде и была перенята русскими князьями. Этот механизм ничего общего с рыночными отношениями не имел.

     Механизм  сбора пошлин – это более завуалированный и аккуратный метод пополнения государственной казны, чем прямая дань. Правители всех государств это понимали и практиковали сбор пошлин. Вплоть до XIX века европейские и российские города и крупные села, стоявшие на крупных трактах, деньги с торговых людей за право проезда и торговли. Некоторые из этих сборов, например «большая тамга», уплачивались на границе. Но никакой осмысленной политики сбора пошлин не существовало. Таможня зародилась как инструмент пополнения казны государства. При Петре I в России существовала должность «прибыльщика», который должен был придумывать все новые и новые сборы.

     Но  в истории есть примеры и беспошлинной свободной торговли. В период раздробленности русского государства бурно развивались торговые связи, в том числе с западноевропейскими государствами. В так называемые «свободные города» (Новгород, Псков, Смоленск и другие) иностранные товары завозились без уплаты пошлин и соблюдения таможенных обрядностей.

     Например, по договору Пскова с Дерптом от 1474 года гарантировалась свободноя торговля в этих городах и возможность беспошлинного провоза товаров. Соглашение было выгодно для Пскова, так как разрешало псковским купцам торговать в Дерпте. Такая таможенная политика сделала Псков одним из самых крупных торговых и ремесленных центров Руси.

     Великий Новгород благодаря своей таможенной политике стал одним из экономических и культурных центров Руси и сохранил свою независимость при монголо-татарском нашествии.

     Пытались упорядочить пошлины и московские цари. Согласно таможенной грамоте 1571 г. с жителей Новгорода брали пошлину в размере 0,75% от стоимости товара, с жителей пригородов Новгорода – 2%, с торговцев из других областей – 4%, а с иноземцев 7%.

     Политика  централизонного взимания пошлин не привела к исчезновению внутренних таможенных препонов на пути торговли. Лишь в 1654 году была составлена уставная грамота, которая запретила собирать проезжие пошлины в феодальных владениях, что не помешало собирать пошлину в пользу казны в ряде регионов вплоть до конца XIX века.

     История пошлин в России не уникальна. Такие процессы шли во всех странах мира3. Например, таможенная политика Австрийской империи задерживала экономический прогресс. Установленные высокие ввозные пошлины лишали промышленников необходимого сырья и способствовали развитию контрабанды. Австрия не присоединилась к созданному Пруссией таможенному союзу и это нарушило уже сложившиеся торговые связи с соседними государствам и усугубило экономическую отсталость. Именно экономическая отсталость стала одной из основных причин гибели Австро-Венгрии в Первой мировой войне.

     Интересен пример истории развития итальянских республик Венеции и Генуи. Маленькие и по территории и по численности населения они контролировали Средиземное и Чёрное моря на протяжении многих веков только благодаря политике поощрения торговли.

     Ганзейский союз, объединив в себе две сотни городов Северной Европы, благодаря созданному единому беспошлинному пространству, несколько веков была локомотивом экономического и культурного развития Северной Европы. Он соединял регионы в единое экономическое и культурное пространство и отбивал захватнические нападки правителей государств по всей границе союза.

     Можно резюмировать, что именно развитие системы таможенных пошлин сыграло существенную роль в мировой экономической и политической истории. Вполне вероятно, что мы могли бы избежать многих бедствий, если бы этих пошлин не было. Но, с другой стороны, трудно найти более полезный материал для размышления о том, какие последствия имеет государственное регулирование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Нормативное  регулирование госпошлины  и поправки в  НК РФ с 2010г

     Федеральным законом от 02.11.2004г. №127-ФЗ введена в действие гл. 25.3 Налогового кодекса РФ «Государственная пошлина». При этом Законом отменен действовавший до 1 января 2005 г. Закон РСФСР от 09.12.1991г. №2005-1 «О государственной пошлине», который регулировал порядок взимания государственной пошлины за некоторые юридически значимые действия, совершаемые органами государственной власти.

     Согласно  Налоговому кодексу РФ государственная  пошлина представляет собой определенный сбор, как и другие сборы, налоги, уплачиваемый в обязательном порядке  в доходные статьи бюджета соответствующего уровня4. Когда граждане и организации (налогоплательщики) заполняют платежные поручения и квитанции, то там среди прочих реквизитов они указывают код бюджетной классификации. Это не что иное, как «адрес» доходной части бюджета, в который поступят данные средства.

     Данный  сбор уплачивается его плательщиками/ Плательщики сбора - граждане и организации. Государственная пошлина уплачивается в случаях, когда плательщики обращаются в органы государственной власти и местного самоуправления за совершением юридически значимых действий. Под юридически значимыми действиями следует понимать те действия, которые влекут изменение, возникновение и прекращение прав и обязанностей налогоплательщиков. Собственно, сами действия плательщикам сбора для того и нужны, что бы как-то изменить свои правоотношения с третьими лицами, органами государственной власти, организациями и учреждениями. Юридически значимые действия выражаются в выдаче каких-либо правоустанавливающих документов, выдаче копий и дубликатов из материалов дела, хранящихся в судах, совершении действий по заверению копий документов, нотариальных действий, совершении действий по сборам за выдачу разрешений, других действий.

     Определенным  категориям граждан комментируемая глава НК РФ предоставляет льготы по уплате государственной пошлины. Относительно государственной пошлины, которая устанавливается настоящей  главой, можно отметить, что правила  данной главы НК РФ распространяются на действия всех государственных органов, облагаемых государственной пошлиной, кроме консульских учреждений.

     Все те юридически значимые действия, которые  облагаются государственной пошлиной, возникают не в произвольном порядке, а строго предусмотрены законодательством  РФ. При этом законодательство на федеральном  уровне, какие-либо нормативные и  законодательные акты субъектов  РФ или нормативные акты органов  местного самоуправления устанавливать  виды деятельности, за которые будет  взиматься государственная пошлина, не вправе. А вот полномочия на совершения данных юридически значимых действий могут устанавливаться нормативными и законодательными актами не только федерального, но и регионального, и  местного уровня.

     НК  РФ запрещает взимать какие-либо другие платежи за совершение юридически значимых действий, кроме той государственной  пошлины, которая предусмотрена  Налоговым кодексом РФ. Увеличивать  или уменьшать размеры государственной  пошлины данные органы по своей инициативе также права не имеют.

Информация о работе Проблемы госпошлины и пути их решения