Правовое воспитание граждан в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является государственно-правовая действительность современного российского общества.
Предметом исследования выступает система правового воспитания в современном российском обществе.

Цель исследования - разработка теоретических, организационных и законодательных основ правового воспитания граждан в России. В соответствии с целью исследования предусматривается решение ряда взаимосвязанных задач теоретического и эмпирического характера:

1. Уточнить и обосновать терминологию и формулирование определений ряда понятий, относящихся к предметной области исследования.

2. Проанализировать законодательную базу и выявить проблемы регулирования организации правового воспитания в Российской Федерации.

3. Определить субъект и объект правового воспитания, а также его цели, задачи и функции.

4. Исследовать структурные элементы правового воспитания в России.

5. Разработать механизм организации и управления правовым воспитанием в России, а также исследовать проблемы, относящиеся к данной сфере.

6. Разработать систему мер и рекомендаций, направленных на совершенствование организации правового воспитания в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы правового воспитания……………………... 7
1.1. Сущность и специфика правового воспитания…………………....... 7
1.2. Цели, задачи, формы и методы правового воспитания…………… 12
1.3. Функциональная характеристика правового воспитания………… 18
Глава 2. Организационный аспект правового воспитания в современном российском обществе……………………………………………………………. 21
2.1. Правовое состояние общества как следствие правового воспитания. Система правовой социализации………………………………………….. 21
2.2. Правовое воспитание в применение к различным социальным группам. Содержание, формы и методы правового перевоспитания…... 27
2.3. Проблема практической реализации правового воспитания в Российской Федерации…………………………………………………….. 33
Заключение……………………………………………………………………….. 41
Список использованных источников и литературы………………………... 43

Работа содержит 1 файл

курсовой по тгп.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

      Итак, основными проблемами правовоспитательного процесса в Российской Федерации  можно назвать34:

      - отсутствие доступа к правовой  информации на разных стадиях  обучения;

      - укрепление в сознании «бытовых» воззрений на право;

      - нежелание самих граждан к  правовому самовоспитанию (отсутствие  мотивации, отсутствие веры);

      - переизложение правовой информации  СМИ, неверное ее толкование  и подача;

      - отсутствие единых программ правового  воспитания на разных стадиях обучения (дошкольное воспитание, школьное, вузовское) и программы воспитания взрослого населения.

      Правовой  всеобуч является средством воспитания граждан в духе уважения к закону, призванным помочь всем получить необходимый  минимум правовых знаний для выполнения профессиональных и общегражданских обязанностей. Правовое воспитание населения проводится по различным формам правового обучения, как школы правовых знаний, семинары, круглые столы, деловые игры, диспуты, дискуссии и пр.

      Правовое обучение необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как уже с первых шагов юного гражданина должны формироваться нравственно-правовые качества личности, эмоции и поведение. Все граждане должны знакомиться с законами нашего государства, четко и ясно представлять свои права и обязанности и учиться защищать свои права.

      Гражданин, обладающий правовой культурой, выражает это в обществе через толерантность, собственное достоинство, активную гражданскую позицию. Он в курсе  тех проблем, которыми живут его страна, мир, и в меру своих возможностей содействует их решению35.

      Основными принципами праворазъяснительной работы являются системное и непрерывное  осуществление правовой подготовки. И лишь в том случае граждане смогут построить подлинно правовое государство, если есть уверенность, что они обладают юридическими знаниями, чувством патриотизма и развитым уровнем правового сознания и правовой культуры.

      В заключение отметим, что проблеме правового  воспитания граждан со стороны государства  и органов местного самоуправления, на настоящий момент, уделяется недостаточно внимания. И причина не только в недооценке степени ее серьезности, но и затягивание разработки, принятия соответствующих нормативных актов и создания действенных механизмов по реализации правового воспитания. Причем, комплексные, и не просто формальные, но фактические меры по правовому воспитанию должны быть направлены абсолютно на всех граждан – всех возрастов и профессий, а не только детей (будущие поколения), в противном случае, не может идти речь о результативности правового воспитания. 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Подведем  итоги. Конечно, данная работа является, по сути, только началом исследовательских  попыток авторского коллектива в  изучении проблематики правового воспитания в России. Тем не менее, задав тон, мы будем в дальнейшем стараться развивать идеи правовоспитания и соразмерно нашим возможностям проводить их в жизнь.

      Правовое  воспитание – это система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.

      Целью правового воспитания является выработка  устойчивых, твердых социальных качеств  личности и социальных обязанностей, которые можно в целом охарактеризовать как высокую правовую культуру, включающую в себя все элементы правосознания и правового поведения; обладание необходимыми правовыми знаниями, выработку навыков и умений правомерного поведения и самостоятельной правовой оценки действительности; утверждение в сознании гражданина взглядов и убеждений, обеспечивающих высокое уважение к законам государства; нетерпимость к правонарушителям, а также высокую правовую активность, творческое участие в применении норм права и их совершенствовании, охране правопорядка.

      Мы  еще не сталкивались с результатами, истинными визуальными итогами проведения правовых воспитательных работ, т.к. только совсем недавно правовое воспитание стало решаться на уровне власти и государства. Должно пройти несколько лет, должны выпуститься из школ несколько поколений учеников, чтобы разработчики принципиальных положений воспитательных программ могли заявить о выполнении своей миссии. Заметный уровень правовой осознанности, спад количества правонарушений, общий характер правовой культуры общества станут показателями эффективности глобального правового воспитания и обучения.

      У большой части аудитории наблюдается  негативное отношение к профессии  «законник», будь то органы, следящие за правопорядком (милиция), или профессиональные структуры, оказывающие юридические  услуги (адвокатура), или представители  государственной власти. Поэтому работа над имиджем каждой из этих групп будет способствовать уважению к ним граждан, доверию, помощи в их деятельности.

      С долей большой уверенности можно  сказать, что учащиеся современных  школ и вузов не получают должного правового воспитания, так что в ближайшие 30-50 лет в России не может идти речи о правовом государстве и гражданском обществе. Сейчас уже есть позитивные результаты работы по правовому образованию в некоторых школах, регионах, коллективах России, но пока только на уровне апробации. Механизмы правового воспитания еще только разрабатываются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

      1. Нормативные акты 

      1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 25 декабря – 1993 г.

      2. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2006 г. № 125 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»

      3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004.  

      2. Литература 

      4. Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: Дисс.: канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону - 2006 г. – 627 с.

      6. Ленин В.И. Полн.Собр. соч. - М.: Прогресс, 1965. - т. 31.

      7. Общая теория права. Курс лекций / Под общей редакцией профессора В.К. Бабаева - Нижний Новгород – 2008 г. – 670 с.

      8. Основы государства и права. Учебное пособие. Под общей редакцией С.А. Комарова. – М. 2004 г. – 312 с.

      9. Памяти Константина Дмитриевича Ушинского. Сборник речей по случаю 25-тилетия со дня кончины. – С.-Петербург, - Типография товарищества «Общественная Польза», 1896 г. – 120 с.

      10. Певцова Е.А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Современное право. – 2009 г. - № 8. – 32 с.

      11. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права, - № 3 - 2009 г. – 47 с.

      12. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Том 1. – С.-Петербург, 1990г. – 425 с.

      13. Петров В.Р. Деформация правосознания граждан России. Проблемы теории и практики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук - Нижний Новгород – 2007г. – 452 с.

      14. Подласый И.П. педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.- 576 с.

      15. Почтарь Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики: Дисс. : канд. юрид. наук. М., - 2007 г.

      16. Сорокин В.В. Концепция эволюционного развития правовой системы в переходный период: Автореф. дисс. докт. юрид. наук. - Екатеринбург - 2003. – 300 с.

      17. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: 2008 г. – 490 с.

      18. Теория права и государства. Под ред. проф. Г.Н. Манова. Учебник для вузов. – М.: Издательство БЕК, 2007 г. – 336 с.

      19. Тепляшин И.В. Становление российской правовой государственности и правовая активность граждан // Журнал российского права, - № 1 - 2010 г. – 47 с.

      20. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. М. 2005 г. – 469 с.

      21. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Учебное пособие. М., 2007 г. – 370 с.

      22. Энциклопедический юридический словарь / под ред. В.Е. Крутских. – М. 2005 г. 

      3. Интернет-источники 

      23. Акимова Т.И. Правовая пропаганда  как способ формирования позитивных  элементов правового сознания, определяющих показатель лояльности правосознания. – Электронная версия на: http://tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2004/kon1.11/sek2/2/

      24. Науменкова К.В. Проблемы правового  воспитания граждан России на  рубеже веков. – взято с  сайта http://tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2004/kon22.03/sek1/13.htm

Информация о работе Правовое воспитание граждан в России