Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:21, курсовая работа
Объектом исследования является государственно-правовая действительность современного российского общества.
Предметом исследования выступает система правового воспитания в современном российском обществе.
Цель исследования - разработка теоретических, организационных и законодательных основ правового воспитания граждан в России. В соответствии с целью исследования предусматривается решение ряда взаимосвязанных задач теоретического и эмпирического характера:
1. Уточнить и обосновать терминологию и формулирование определений ряда понятий, относящихся к предметной области исследования.
2. Проанализировать законодательную базу и выявить проблемы регулирования организации правового воспитания в Российской Федерации.
3. Определить субъект и объект правового воспитания, а также его цели, задачи и функции.
4. Исследовать структурные элементы правового воспитания в России.
5. Разработать механизм организации и управления правовым воспитанием в России, а также исследовать проблемы, относящиеся к данной сфере.
6. Разработать систему мер и рекомендаций, направленных на совершенствование организации правового воспитания в России.
Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы правового воспитания……………………... 7
1.1. Сущность и специфика правового воспитания…………………....... 7
1.2. Цели, задачи, формы и методы правового воспитания…………… 12
1.3. Функциональная характеристика правового воспитания………… 18
Глава 2. Организационный аспект правового воспитания в современном российском обществе……………………………………………………………. 21
2.1. Правовое состояние общества как следствие правового воспитания. Система правовой социализации………………………………………….. 21
2.2. Правовое воспитание в применение к различным социальным группам. Содержание, формы и методы правового перевоспитания…... 27
2.3. Проблема практической реализации правового воспитания в Российской Федерации…………………………………………………….. 33
Заключение……………………………………………………………………….. 41
Список использованных источников и литературы………………………... 43
- правомерное поведение граждан, их личное участие в осуществлении (реализации) и охране правовых норм;
- самовоспитание.
К средствам правового воспитания относятся 9:
- нормативно-правовые акты, акты применения норм права;
- ознакамливающие и разъясняющие материалы о правовых актах в прессе;
- правовые радио и телевизионные журналы;
- юридические газеты, целью которых является распространение правовых знаний;
-
организационно-
Правоведы-практики указывают на юридический аспект понятия «правовое воспитание» как особой разновидности юридической практики, связанной со становлением в России правовой государственности.
Правовому обучению и воспитанию служат различные средства, а практика решения названной задачи выработала разнообразные формы деятельности по ее решению. Но в основном, все средства правового воспитания, да и воспитания в целом носят преимущественно психологический и педагогический характер.
В юридической литературе последних лет было высказано мнение, о необходимости строить правовое воспитание по нескольким различным, связанным друг с другом направлениям, преследовать при проведении правовоспитательной деятельности несколько целей и задач.
Специфика процесса правового воспитания зависит от объективных особенностей и качеств самого права и его норм. Свойства права (волевой и нормативный характер, формальная определенность, принудительность и т.д.) накладывают отпечаток на рассматриваемый процесс воспитания, делают его специфически правовым, так как само объективное право является не только исходной базой этого процесса, но и основным материалом, источником для него. Посредством процесса правового воспитания и через него в правосознание граждан вносятся идеи, имеющие государственно-волевой характер.
Сущностью правового воспитания можно назвать процесс выработки устойчивых правовых идей и принципов в правосознании воспитуемых.
Рассматривая задачи правового воспитания10, следует отметить, что они не сводятся к чисто утилитарным целям широкого ознакомления населения с существующими и действующими в обществе законами и их требованиями, правовой системой, ее структурой и сущностью, принципами и идеями, политической системой общества. Совершенно недостаточно только иметь определенный запас правовых знаний, недостаточно только знать нормы действующего законодательства, нужно понимать их требования, цели и назначение. Хочу особо подчеркнуть, что не существует способов насильственного воспитания, также так и нельзя заставить индивида познать содержание идеи права, в противном случае, воспитания остается сомнительным. Правовое воспитание станет действенным только при активном участии самого индивида, его потребности в праве и желании его познать.
Принято выделять в структуре правосознание две взаимосвязанные части: правовую психологию и правовую идеологию. Правовая психология формируется в результате повседневной практики. В эту область правосознания включаются правовые чувства, настроения, желания, привычки, характерные для личности, социальной группы или общества в целом. Правовая психология отражает эмоции людей, возникающие в правовой сфере. Для нее свойственны стихийность, связь с личными интересами и ценностями. Правовая идеология - это совокупность систематизированных теоретически обоснованных юридических знаний, идей и оценок права. В ней отражаются требования общества и социальных групп, которые предъявляются к личности. В демократических обществах правовая идеология обладает большим нравственным потенциалом, выражающимся в утверждении высокой ценности прав и свобод личности.
Получение правового воспитания и обучения – это процесс, реализация которого возможна, по нашему мнению, только в определенный период жизни человека. При недостатке воспитания в конкретном временном промежутке, дальнейшее его получение становится затруднительным, и это обосновано возрастными особенностями, когда все психические процессы становятся менее восприимчивы к внешнему воздействия в форме воспитания.
Например11. Если человек до 30-ти лет не получил должного воспитания, в том числе и правового, то вряд ли он станет восприимчив к перевоспитанию его в том направлении, которого требует от него общество. Сформировавшиеся мнения и убеждения трудно поколебать. Поэтому в российском обществе среди людей без специального юридического образования старше 30-35 лет такой большой процент правовых нигилистов. До 30 лет больше правовых идеалистов и людей, относящихся к праву ровно и просто законопослушных – их психические и познавательные процессы (память, внимание, восприятие, воображение, мышление, ощущения) более приспособляемы к действительности, они более гибкие и достаточно легко реагируют на изменения в обществе, в том числе и правовой ситуации, им легче уследить за изменениями в законодательстве, касающемся их трудовой деятельности, их социального статуса. После 30 лет все заметно сложнее – укрепляются бытовые, не всегда верные понятия о праве, человек не стремится заниматься правовым самовоспитанием. А между тем, как известно, право пронизывает всю нашу жизнь. От рождения и до самой смерти. Каждую секунду мы связаны сотнями тончайших невидимых нитей права. Их незнание (незамечание) может привести к тому, что человек запутается, разорвет невидимые связи, не только свои, но и окружающих его людей. Незнание права ведет к заблуждению в нашей сложной и разнообразной жизни. Знание права может поспособствовать несовершению «ошибок молодости», уберечь имущество, восстановить справедливость в отношениях с государственными органами. Подумайте только - сколько раз за жизнь мы нарушаем закон? Если, к примеру, тот же самый не достаточно прововоспитанный тридцатилетний человек на минуту задумается и оглянется назад, то всплывет не один пример административных правонарушений (перебежал дорогу на красный свет, нарушал общественное спокойствие, не оплатил проезд в общественном транспорте). Более того, в жизни любого человека присутствуют и уголовные преступления (оскорбил кого-то, обманул кого-то, вынес с работы что-то).
Важно
свести к минимуму такие ошибки.
Важно приучать население быть воспитанным.
1.2.
Цели, задачи, формы
и методы правового
воспитания
Целью правового воспитания, говоря в общем, является совершенствование правовой культуры и правосознания граждан. Основной задачей правового воспитания является привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению. Конкретные цели правового воспитания можно выразить следующими: правовое информирование, правовое обучение, а также вовлечение личности в деятельность государства – т.е. фактически применение полученных знаний на практике.
Таким образом, выпускник школы должен разбираться в правоведении (уметь участвовать в обсуждении) на уровне следующих тем и вопросов12:
1) Право, его роль в жизни общества и государства. Понятие и признаки государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Норма права. Нормативный правовой акт. Система законодательства. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
2)
Конституция Российской
3)
Федеративное устройство
4)
Права и свободы человека и
гражданина в России, их гарантии.
Конституционные обязанности
5) Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Жилищные правоотношения. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.
Правовое информирование возможно при распространенности и доступности информации. Этому способствует просвещение населения через печатную продукцию, средства массовой информации, телекоммуникационные технологии (Интернет), общение с юридически образованными людьми, обращение в публичные центры правовой информации, консультации. Сюда же можно отнести лекции на предприятиях, в организациях и учреждениях, пропаганда, занятия в системе повышения квалификации, театральные постановки, кино и телевидение – все это методы правового воспитания граждан.
Элементарные основные нормативные акты (как то Конституция РФ, Кодексы РФ) желательно иметь в каждой семье, чтобы в случае необходимости просто заглянуть и рассеять все сомнения по тому или иному вопросу. Вступая в те или иные гражданско-правовые правоотношения гражданам следует обращаться к соответствующим нормам кодификационных актов. Заключают ли они сделку купли-продажи – просмотреть главу ГК РФ о купле-продаже; нанимают ли помещение – см. главу наем помещения; хочет ли гражданин, будучи медицинским работником получить законный отпуск – см. соответствующие статьи в трудовом кодексе. Основные тесты договоров можно позволить себе иметь в бумажном виде, или приобрести компакт диск с какой-либо правовой системой (благо, иметь компьютер дома или на работе сегодня может себе позволить практически каждый работающий гражданин).
СМИ с одной стороны, захламлены передачами и статьями13, в которых обсуждаются те или иные правовые явления, происходящие в стране, а с другой стороны, подача материала превращается больше в шоу с интересными действующими лицами, где форма преобладает над содержанием (сериал «Улицы разбитых фонарей», Мировой судья, Человек и Закон). Передачи же более серьезные (Парламентский час) в большинстве своем не доступны в понимании населению именно из-за недостатка базовых знаний о праве каждого члена общества.
Для того чтобы запустить механизм правового воспитания в каждодневных ситуациях, важно, чтобы грамотные люди передавали юридических знаний другим лицам, например, родственникам, друзьям, коллегам – зная как поступить в той или иной ситуации нужно доводить до других лиц эти сведения, разъяснять спорную ситуацию. Для разъяснения юр. вопросов сторонним людям существуют юридические консультации. Многие граждане не решаются обращаться к консультантам в опасении, что они потратят довольно крупную сумму денег, не получив дельного и действующего совета-разъяснения. В последнее время становятся популярны онлайновые Интернет-консультации, в которых совершенно любой посетитель может задать интересующий его вопрос и получить профессиональный ответ. В сети имеется множество организаций, оказывающих платные услуги – но есть и те, которые не берут оплаты за свою помощь гражданам, а работают в целях именно правового просвещения и образования.
Каждый человек не только сталкивается с правом, но и непосредственно в какой-то мере участвует в юридической жизни государства самым активным образом. Человека, например, могут вписать в список присяжных заседателей, и при определенных условиях он сможет участвовать на судебном процессе в судьбе какого-либо человека путем отдания своего голоса в пользу обвинения или оправдания его. Эдакий «суд улицы» - как обозвал суд присяжных М.Н. Катков 14и есть пример участия каждого (буквально – любого человека, взятого с улицы) в правотворении. А участие в референдумах? – это и есть выражение воли народа в связи с правотворческой деятельностью властей.
Правовая
воспитанность, ведет в итоге
к процветанию государства –
подкованные в правовом смысле граждане
активизируются и в экономическом.
«Развитие надлежащего
Эффективное функционирование системы правового формирования населения зависит не только от организации деятельности ее субъектов, но и от правильного учета особенностей объектов системы, которыми выступают конкретные личности, их сознание и поведение. В процессе своего нравственного и правового становления личность усваивает социальные эталоны и образцы поведения, причем этот процесс может быть более или менее интенсивным в зависимости от активности индивида, от его субъективного желания стать личностью определенного социального типа. Нормы права и морали способны воздействовать на человека, стимулировать его правомерное поведение, сдерживать или подавлять мотивы, приводящие к совершению социально опасных действий. Поэтому в праве и в морали заключены огромные возможности воздействия на сознание и поведение личности.
Говоря о правовом воспитании школьников, чаще всего имеют в виду такие его формы, как нравственно-правовое воспитание, гражданско-правовое, этико-правовое, патриотическое. Т.е. в школьниках система воспитывает патриотов, граждан. И это, безусловно, оправдано, т.к. «эмоционально здоровое и достаточно интенсивное сознание своих прав оказывает на человека то важное воспитательное влияние, что оно делает его «гражданином» по характеру».