Правовое воспитание граждан в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является государственно-правовая действительность современного российского общества.
Предметом исследования выступает система правового воспитания в современном российском обществе.

Цель исследования - разработка теоретических, организационных и законодательных основ правового воспитания граждан в России. В соответствии с целью исследования предусматривается решение ряда взаимосвязанных задач теоретического и эмпирического характера:

1. Уточнить и обосновать терминологию и формулирование определений ряда понятий, относящихся к предметной области исследования.

2. Проанализировать законодательную базу и выявить проблемы регулирования организации правового воспитания в Российской Федерации.

3. Определить субъект и объект правового воспитания, а также его цели, задачи и функции.

4. Исследовать структурные элементы правового воспитания в России.

5. Разработать механизм организации и управления правовым воспитанием в России, а также исследовать проблемы, относящиеся к данной сфере.

6. Разработать систему мер и рекомендаций, направленных на совершенствование организации правового воспитания в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы правового воспитания……………………... 7
1.1. Сущность и специфика правового воспитания…………………....... 7
1.2. Цели, задачи, формы и методы правового воспитания…………… 12
1.3. Функциональная характеристика правового воспитания………… 18
Глава 2. Организационный аспект правового воспитания в современном российском обществе……………………………………………………………. 21
2.1. Правовое состояние общества как следствие правового воспитания. Система правовой социализации………………………………………….. 21
2.2. Правовое воспитание в применение к различным социальным группам. Содержание, формы и методы правового перевоспитания…... 27
2.3. Проблема практической реализации правового воспитания в Российской Федерации…………………………………………………….. 33
Заключение……………………………………………………………………….. 41
Список использованных источников и литературы………………………... 43

Работа содержит 1 файл

курсовой по тгп.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

      - правомерное поведение граждан, их личное участие в осуществлении (реализации) и охране правовых норм;

      - самовоспитание.

      К средствам правового воспитания относятся 9:

      - нормативно-правовые акты, акты применения норм права;

      - ознакамливающие и разъясняющие материалы о правовых актах в прессе;

      - правовые радио и телевизионные журналы;

      - юридические газеты, целью которых является распространение правовых знаний;

      - организационно-образовательные: пресс-конференции, брифинги, встречи, лекции, беседы, семинары, вечера вопросов и ответов, консультации и др.

      Правоведы-практики указывают на юридический аспект понятия «правовое воспитание»  как особой разновидности юридической  практики, связанной со становлением в России правовой государственности.

      Правовому обучению и воспитанию служат различные  средства, а практика решения названной  задачи выработала разнообразные формы  деятельности по ее решению. Но в основном, все средства правового воспитания, да и воспитания в целом носят  преимущественно психологический и педагогический характер.

      В юридической литературе последних  лет было высказано мнение, о необходимости  строить правовое воспитание по нескольким различным, связанным друг с другом направлениям, преследовать при проведении правовоспитательной деятельности несколько целей и задач.

      Специфика процесса правового воспитания зависит  от объективных особенностей и качеств  самого права и его норм. Свойства права (волевой и нормативный  характер, формальная определенность, принудительность и т.д.) накладывают отпечаток на рассматриваемый процесс воспитания, делают его специфически правовым, так как само объективное право является не только исходной базой этого процесса, но и основным материалом, источником для него. Посредством процесса правового воспитания и через него в правосознание граждан вносятся идеи, имеющие государственно-волевой характер.

      Сущностью правового воспитания можно назвать  процесс выработки устойчивых правовых идей и принципов в правосознании  воспитуемых.

      Рассматривая  задачи правового воспитания10, следует отметить, что они не сводятся к чисто утилитарным целям широкого ознакомления населения с существующими и действующими в обществе законами и их требованиями, правовой системой, ее структурой и сущностью, принципами и идеями, политической системой общества. Совершенно недостаточно только иметь определенный запас правовых знаний, недостаточно только знать нормы действующего законодательства, нужно понимать их требования, цели и назначение. Хочу особо подчеркнуть, что не существует способов насильственного воспитания, также так и нельзя заставить индивида познать содержание идеи права, в противном случае, воспитания остается сомнительным. Правовое воспитание станет действенным только при активном участии самого индивида, его потребности в праве и желании его познать.

      Принято выделять в структуре правосознание  две взаимосвязанные части: правовую психологию и правовую идеологию. Правовая психология формируется в результате повседневной практики. В эту область  правосознания включаются правовые чувства, настроения, желания, привычки, характерные для личности, социальной группы или общества в целом. Правовая психология отражает эмоции людей, возникающие в правовой сфере. Для нее свойственны стихийность, связь с личными интересами и ценностями. Правовая идеология - это совокупность систематизированных теоретически обоснованных юридических знаний, идей и оценок права. В ней отражаются требования общества и социальных групп, которые предъявляются к личности. В демократических обществах правовая идеология обладает большим нравственным потенциалом, выражающимся в утверждении высокой ценности прав и свобод личности.

      Получение правового воспитания и обучения – это процесс, реализация которого возможна, по нашему мнению, только в  определенный период жизни человека. При недостатке воспитания в конкретном временном промежутке, дальнейшее его получение становится затруднительным, и это обосновано возрастными особенностями, когда все психические процессы становятся менее восприимчивы к внешнему воздействия в форме воспитания.

      Например11. Если человек до 30-ти лет не получил должного воспитания, в том числе и правового, то вряд ли он станет восприимчив к перевоспитанию его в том направлении, которого требует от него общество. Сформировавшиеся мнения и убеждения трудно поколебать. Поэтому в российском обществе среди людей без специального юридического образования старше 30-35 лет такой большой процент правовых нигилистов. До 30 лет больше правовых идеалистов и людей, относящихся к праву ровно и просто законопослушных – их психические и познавательные процессы (память, внимание, восприятие, воображение, мышление, ощущения) более приспособляемы к действительности, они более гибкие и достаточно легко реагируют на изменения в обществе, в том числе и правовой ситуации, им легче уследить за изменениями в законодательстве, касающемся их трудовой деятельности, их социального статуса. После 30 лет все заметно сложнее – укрепляются бытовые, не всегда верные понятия о праве, человек не стремится заниматься правовым самовоспитанием. А между тем, как известно, право пронизывает всю нашу жизнь. От рождения и до самой смерти. Каждую секунду мы связаны сотнями тончайших невидимых нитей права. Их незнание (незамечание) может привести к тому, что человек запутается, разорвет невидимые связи, не только свои, но и окружающих его людей. Незнание права ведет к заблуждению в нашей сложной и разнообразной жизни. Знание права может поспособствовать несовершению «ошибок молодости», уберечь имущество, восстановить справедливость в отношениях с государственными органами. Подумайте только - сколько раз за жизнь мы нарушаем закон? Если, к примеру, тот же самый не достаточно прововоспитанный тридцатилетний человек на минуту задумается и оглянется назад, то всплывет не один пример административных правонарушений (перебежал дорогу на красный свет, нарушал общественное спокойствие, не оплатил проезд в общественном транспорте). Более того, в жизни любого человека присутствуют и уголовные преступления (оскорбил кого-то, обманул кого-то, вынес с работы что-то).

      Важно свести к минимуму такие ошибки. Важно приучать население быть воспитанным. 

      1.2.  Цели, задачи, формы и методы правового воспитания 

      Целью правового воспитания, говоря в общем, является совершенствование правовой культуры и правосознания граждан. Основной задачей правового воспитания является привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению. Конкретные цели правового воспитания можно выразить следующими: правовое информирование, правовое обучение, а также вовлечение личности в деятельность государства – т.е. фактически применение полученных знаний на практике.

      Таким образом, выпускник школы должен разбираться в правоведении (уметь участвовать в обсуждении) на уровне следующих тем и вопросов12:

      1) Право, его роль в жизни общества и государства. Понятие и признаки государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Норма права. Нормативный правовой акт. Система законодательства. Субъекты права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

      2) Конституция Российской Федерации.  Основы конституционного строя  Российской Федерации. 

      3) Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

      4) Права и свободы человека и  гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

      5) Гражданские правоотношения. Право  собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Жилищные правоотношения. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.

      Правовое  информирование возможно при распространенности и доступности информации. Этому  способствует просвещение населения через печатную продукцию, средства массовой информации, телекоммуникационные технологии (Интернет), общение с юридически образованными людьми, обращение в публичные центры правовой информации, консультации. Сюда же можно отнести лекции на предприятиях, в организациях и учреждениях, пропаганда, занятия в системе повышения квалификации, театральные постановки, кино и телевидение – все это методы правового воспитания граждан.

      Элементарные  основные нормативные акты (как то Конституция РФ, Кодексы РФ) желательно иметь в каждой семье, чтобы в случае необходимости просто заглянуть и рассеять все сомнения по тому или иному вопросу. Вступая в те или иные гражданско-правовые правоотношения гражданам следует обращаться к соответствующим нормам кодификационных актов. Заключают ли они сделку купли-продажи – просмотреть главу ГК РФ о купле-продаже; нанимают ли помещение – см. главу наем помещения; хочет ли гражданин, будучи медицинским работником получить законный отпуск – см. соответствующие статьи в трудовом кодексе. Основные тесты договоров можно позволить себе иметь в бумажном виде, или приобрести компакт диск с какой-либо правовой системой (благо, иметь компьютер дома или на работе сегодня может себе позволить практически каждый работающий гражданин).

      СМИ с одной стороны, захламлены передачами и статьями13, в которых обсуждаются те или иные правовые явления, происходящие в стране, а с другой стороны, подача материала превращается больше в шоу с интересными действующими лицами, где форма преобладает над содержанием (сериал «Улицы разбитых фонарей», Мировой судья, Человек и Закон). Передачи же более серьезные (Парламентский час) в большинстве своем не доступны в понимании населению именно из-за недостатка базовых знаний о праве каждого члена общества.

      Для того чтобы запустить механизм правового  воспитания в каждодневных ситуациях, важно, чтобы грамотные люди передавали юридических знаний другим лицам, например, родственникам, друзьям, коллегам –  зная как поступить в той или  иной ситуации нужно доводить до других лиц эти сведения, разъяснять спорную ситуацию. Для разъяснения юр. вопросов сторонним людям существуют юридические консультации. Многие граждане не решаются обращаться к консультантам в опасении, что они потратят довольно крупную сумму денег, не получив дельного и действующего совета-разъяснения. В последнее время становятся популярны онлайновые Интернет-консультации, в которых совершенно любой посетитель может задать интересующий его вопрос и получить профессиональный ответ. В сети имеется множество организаций, оказывающих платные услуги – но есть и те, которые не берут оплаты за свою помощь гражданам, а работают в целях именно правового просвещения и образования.

      Каждый  человек не только сталкивается с  правом, но и непосредственно в  какой-то мере участвует в юридической жизни государства самым активным образом. Человека, например, могут вписать в список присяжных заседателей, и при определенных условиях он сможет участвовать на судебном процессе в судьбе какого-либо человека путем отдания своего голоса в пользу обвинения или оправдания его. Эдакий «суд улицы» - как обозвал суд присяжных М.Н. Катков 14и есть пример участия каждого (буквально – любого человека, взятого с улицы) в правотворении. А участие в референдумах? – это и есть выражение воли народа в связи с правотворческой деятельностью властей.

      Правовая  воспитанность, ведет в итоге  к процветанию государства –  подкованные в правовом смысле граждане активизируются и в экономическом. «Развитие надлежащего активного  правосознания, сознания собственных прав, важно в педагогике и с точки зрения развития житейской (хозяйственной и т.д.) деятельности. Оно сообщает необходимую для жизни твердость и уверенность, энергию и предприимчивость. Экономическое недомогание и процветание зависит от характера миллионов субъектов хозяйственной деятельности, от типа «хозяев», от их энергии, предприимчивости, умения смело и уверенно задумывать и исполнять хозяйственные планы, полагаться на себя, а не на «авось» и проч. А для воспитания этих черт характера существенным условием является законность, пропитание всех областей социальной жизни, в том числе и экономической.

      Эффективное функционирование системы правового  формирования населения зависит  не только от организации деятельности ее субъектов, но и от правильного учета особенностей объектов системы, которыми выступают конкретные личности, их сознание и поведение. В процессе своего нравственного и правового становления личность усваивает социальные эталоны и образцы поведения, причем этот процесс может быть более или менее интенсивным в зависимости от активности индивида, от его субъективного желания стать личностью определенного социального типа. Нормы права и морали способны воздействовать на человека, стимулировать его правомерное поведение, сдерживать или подавлять мотивы, приводящие к совершению социально опасных действий. Поэтому в праве и в морали заключены огромные возможности воздействия на сознание и поведение личности.

      Говоря  о правовом воспитании школьников, чаще всего имеют в виду такие  его формы, как нравственно-правовое воспитание, гражданско-правовое, этико-правовое, патриотическое. Т.е. в школьниках система воспитывает патриотов, граждан. И это, безусловно, оправдано, т.к. «эмоционально здоровое и достаточно интенсивное сознание своих прав оказывает на человека то важное воспитательное влияние, что оно делает его «гражданином» по характеру».

Информация о работе Правовое воспитание граждан в России