Правовое воспитание граждан в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является государственно-правовая действительность современного российского общества.
Предметом исследования выступает система правового воспитания в современном российском обществе.

Цель исследования - разработка теоретических, организационных и законодательных основ правового воспитания граждан в России. В соответствии с целью исследования предусматривается решение ряда взаимосвязанных задач теоретического и эмпирического характера:

1. Уточнить и обосновать терминологию и формулирование определений ряда понятий, относящихся к предметной области исследования.

2. Проанализировать законодательную базу и выявить проблемы регулирования организации правового воспитания в Российской Федерации.

3. Определить субъект и объект правового воспитания, а также его цели, задачи и функции.

4. Исследовать структурные элементы правового воспитания в России.

5. Разработать механизм организации и управления правовым воспитанием в России, а также исследовать проблемы, относящиеся к данной сфере.

6. Разработать систему мер и рекомендаций, направленных на совершенствование организации правового воспитания в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы правового воспитания……………………... 7
1.1. Сущность и специфика правового воспитания…………………....... 7
1.2. Цели, задачи, формы и методы правового воспитания…………… 12
1.3. Функциональная характеристика правового воспитания………… 18
Глава 2. Организационный аспект правового воспитания в современном российском обществе……………………………………………………………. 21
2.1. Правовое состояние общества как следствие правового воспитания. Система правовой социализации………………………………………….. 21
2.2. Правовое воспитание в применение к различным социальным группам. Содержание, формы и методы правового перевоспитания…... 27
2.3. Проблема практической реализации правового воспитания в Российской Федерации…………………………………………………….. 33
Заключение……………………………………………………………………….. 41
Список использованных источников и литературы………………………... 43

Работа содержит 1 файл

курсовой по тгп.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

      Специфической целью правового воспитания, в рамках профессиональной группы, связанной с юридической практикой, является формирование юридического мировоззрения. Но было бы неверным утверждать, что только у юристов есть свое видение правовой жизни, ведь каждая профессия влияет на восприятие мира, права и сознание человека. Подобные проблемы узости понимания профессионального правосознания не являются для российской юриспруденции абсолютно новыми. Подобное профессиональное мировоззрение способствует формированию определенного отношения к праву, законодательству, правовым явлениям вообще. Правовые воззрения, установки профессиональной группы могут формировать позитивное или негативное отношение к общественным ценностям. Правосознание профессиональной группы является отражением правовой практики, в которую включена социальная общность.

      Особенности профессионального правосознания  государственных служащих связаны  с «исполнением властных, управленческих и правоохранительных функций. Эта  деятельность, как правило, не имеет  чисто юридической направленности, но тесно связана со сферой действия права». Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентации и т.д.

      Для юристов правовая подготовленность, естественно, имеет определяющее значение. Юриста-профессионала должно отличать устойчиво положительное отношение  к праву и практике его применения, что предполагает максимально высокую степень согласия с правовой нормой (с законодателем), понимание полезности, необходимости и справедливости ее применения, привычку соблюдать закон28.

      Сущность  и особенности правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентации и т.д. Кроме того, следует отметить, что именно в процессе правовой подготовки в правосознании юриста формируются базовые стереотипы в отношении тех норм права и элементов правовой действительности, которые будут иметь в дальнейшем важное значение именно для данной деятельности.

      Как и другие виды деятельности, юридическая  деятельность и подготовленность ее кадров, как лицо государства, постоянно находятся под наблюдением общественности. Ее открытость и гласность требует особого контроля и особого похода к кадровому аппарату и оценок деятельности ее сотрудников. На данный момент, по мнению руководителей государства и ведомств, общая оценка подготовленности к юридической деятельности не высока.

      Профессионалу мало быть юридически грамотным. Правовое воспитание должно подразумевать не только профессиональную подготовленность, но и связь своих профессиональных знаний и функциональных обязанностей с внутренней нравственностью. Наряду с этим, не многие профессионалы в разных видах кооперативного труда четко и ясно знают и понимают те главные цели своей деятельности, которые ставит перед ними общество и государство. Их неспособность иметь в сознании глобальные цели и ими руководствоваться вызывает порой удручающее впечатление. 

      2.3. Проблемы практической реализации правового воспитания в Российской Федерации 

      Так кто же, собственно, воспитывает население? – само же население, общество.

      Первоначальные  сведения о праве индивид получает в семье, затем к правовому  воспитанию подключаются другие субъекты - государство, социальные объединения, другие индивиды.

      Родители  и ближайшие родственники закладывают  в ребенке нравственный фундамент, на котором формируются элементы правосознания29. Часть родители воспитывают в ребенке этические, культурные и нравственные чувства, мало уделяя внимания воспитанию патриотизма и права. «Родители и воспитатели должны вообще обращать серьезнейшее внимание на развитие в детях сильной и живой правовой психологии: им следует заботиться о внушении детям не только нравственности, но и права; при том важно развитие, так сказать, обеих сторон права, внушение прав других и их святости, сильного уважения к ним. Надлежащее развитие сознания и уважения чужих прав дает твердую опору для надлежащего, отдающего должное отношение к ближним (в том числе для надлежащего уважения к личности других); развитие сознания собственных прав сообщает воспитаннику надлежащее личное достоинство и связанные с этим черты характера (открытость, прямоту). Воспитание «без права» дает в результате отсутствие прочной этической почвы и гарантии против житейских искушений, а что касается специально отношения к человеческой личности, чужой и своей, то естественный продукт такого воспитания – «рабская душа» и вместе с тем неуважение чужой личности, деспотизм и самодурство».

      Если  не вводить правовое воспитание на самых ранних стадиях школьного  образования, человек станет жертвой  бытового правовоспитания, основными категориями которого является народная «мудрость», передаваемая из поколения в поколение. Родители с крайне низким уровнем правосознания не могут воспитать своих детей в духе права. Даже в семье дети видят неправовую сторону отношений. В семье, бытовых, уличных отношениях дети видят разрешение вопросов с точки зрения силы. Как гласит японская народная мудрость – там где права сила, нет силы права. Отсюда и закладывается в сознании граждан «опыт», выраженный в устном народном творчестве, фольклоре: пословицы типа: Закон - дышло: куда хочешь, туда и воротишь, Суд что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет, Суды да пересуды доведут до остуды, Тяжбу завел - стал, как бубен, гол и мн. др. А раз так говорит народ – значит, так оно и есть! Это в большей мере относится к глубинке РФ. Такие «мудрости» искоренить из языка не возможно – да и не нужно этого делать, нужно выводить их из убеждений народа путем доказательной демонстрации их ошибочности.

      Но  народ действительно мудр – и  он создал не только отрицательные образы, но и убедительные положительные мнения о праве: Правда всегда перетянет, Правда суда не боится, Судья праведный - ограда каменная, Закон не кол - не обтешешь. Если бы в умах закреплялись только такие положения – ситуация была бы куда лицеприятнее.

      Интересны, все-таки взгляды, выраженные в народных пословицах – некоторые из них  разработаны и обоснованы теоретически в правовой идеологии. Проф. В.Д. Попков 30указывает на такие примеры: «Закон назад не пишется» соответствует правовому положению «Закон обратной силы не имеет», пословице «Незнанием закона никто не отговаривайся!» соответствует правовой принцип «Нельзя ссылаться на незнание закона».

      После того, как ребенок вышел из семьи  и попал в ситуацию, когда необходима социализация – его воспитанием занимаются уже обученные профессионалы.

      Для того, чтобы прививать дух права, создавать правосознание должно быть уважение прав ученика в школе. Многие школы создают свой уклад  таким, чтобы он был олицетворением правового сообщества. Уклад школы, а не изучение предметов дает ученику возможность прожить десятилетие своей жизни в правовой безопасности и уважении его детского достоинства. Это и есть, по мнению учителей, правовое воспитание. Для того чтобы осуществить это, необходимо дать право ученикам управлять своей жизнью в школе. На нашей практике данный проект был реализован следующим образом. Автор, в период получения педагогического образования проходивший практику в одной из городских школ, лично наблюдал за практической реализацией идеи частичного управления школьными делами самими учащимися. Каждый класс, начиная с пятого класса, выдвигал в общешкольный совет учащихся по два кандидата, которые в течение определенного периода заседают в школьной коллегии. Полномочия коллегии, в которую кроме школьников входят и некоторые учителя, ее регламент закреплены в внутришкольной документации.

      Будучи  объективным – такая форма  управления школой – только форма. Реально, конечно же, управление целиком  и полностью лежит на взрослых, но ученики получают возможность участвовать в «политической» жизни школы, они обсуждают различные вопросы, их мнение через учителей передается на педсовет. Даже на уровне избрания двух выборных в коллегию – это уже участие в свободных тайных выборах, когда твой голос зачастую решающий – это твое политическое право. Можно быть уверенным, что этот школьник, вступив во взрослую жизнь не пропустит государственных выборов. Кроме того, начиная уже с 5-го класса до или после выборов, во время «агитации», школьники устно или письменно обосновывают, почему они отдают свой голос именно этому кандидату – голосуют ли они «сердцем, эмоциями», или «разумом», веря, что этот кандидат сможет принести пользу школе31.

      На  практике же управление школой коллегией  с участием учеников – очень сложная задача. При этом важно сохранить партнерство взрослых и детей, создать ситуацию разделения прав и обязанностей, четко распределить полномочия, определить что может стать результатом общего решения, а что – результатом решения только учителей, учеников или родителей?

      В той же школе на видном месте вывешен  «Билль о правах школы», где обозначены права школьников, учителей и администрации, родителей учащихся. Неукоснительное  соблюдение этих прав является кредо  школы.

      В стенах школы или любого другого  образовательного учреждения большим правовоспитательным потенциалом обладают уроки литературы, истории, обществоведения, родного языка, даже иностранного языка. В старших классах сюда прибавляется экономика – школьники уясняют раз и навсегда, что экономика и право связаны очень тесно. Внеклассные мероприятия, внешкольные посещение театров, кинотеатров, музеев, встречи с представителями органов местного самоуправления, диспуты, дискуссии, ролевые игры и пр. – все это влияет на правосознание человека.

      Школьники младшего звена участвуют в правовой жизни несколько пассивно – воспитание направлено на них сверху: они получают уроки о правилах дорожного движения, о родном крае и пр. Конечно, дети и дошкольники не всегда четко уясняют свою роль как субъекта правоотношений – но зато с радостью ходят с родителями на выборы и собственноручно опускают избирательный бюллетень в урну.

      Вообще, что касается школы, нами был замечен  следующий момент: в школе принять  прививать интерес учащихся к  определенным предметам: естественного  цикла, или точным наукам, или гуманитарным. Но редко (если это не специализированное учебное заведение) интерес прививается к праву как науке, учебной дисциплине, социальному явлению. Поэтому сравнительно низок уровень знаний абитуриентов юридических факультетов (без дополнительной подготовки). На наш взгляд школа должна прививать правовую грамотность в таком же объеме, как общую грамотность, общую воспитанность, общую культуру. Пока не существует федеральной программы правового воспитания. Следующие шаги могли бы этому способствовать32:

      - создание и внедрение внутри школьных и региональных программ правового воспитания – как, например, программа «Учусь договариваться» г. Пермь - стремиться к системному правовому воспитанию;

      - создание условий всестороннего  и конкретного обеспечения интересов  детей на основе уважения их  прав и свобод, устранения всех  форм дискриминации детей в  семье, школе, обществе;

      - ориентировать правовые знания  на практическую значимость, социализацию  и социальную адаптацию обучаемых.

      Государство, заинтересованное в повышении правовой культуры общества, занимается правовой пропагандой - распространением среди  населения правовой информации. На вооружение берутся СМИ, политические и правовые активисты (устраивают митинги, встречи, раздают брошюры юридического содержания для изучения, предоставляют различную, часто даже разоблачительную информацию в сети Интернет). Даже такие мероприятия, как организация экскурсий в Государственную Думу РФ и в региональные законодательные собрания, посещение открытых судебных процессов способствуют правовому воспитанию взрослого населения.

      СМИ и их роль в распространении правовой информации давно обсуждается на разных уровнях. Эксперты в области  журналистики и юриспруденции, а  также психологии и политологии вынуждены констатировать частый низкий уровень правовой культуры, несформированность и деформированность правосознания журналистов.

      Журналисты  различных информационных изданий  и телевизионных каналов наглядно демонстрируют пренебрежение к правовым требованиям вплоть до полного отрицания всех запретов – мало того, что они не соблюдают внутренние отраслевые нормы права и этики, так они еще и прививают свое отношение публике – особенно это характерно для региональных СМИ33. Репортажи о правовой и политической ситуации толкуются субъективно, часто безграмотно даже с точки зрения юридической терминологии, грамматики. Определенный слои населения (пенсионеры, домохозяйки) склонны доверять отдельным репортерам, считая их мнение компетентным, часто полагаясь на внешние и эмотивные симпатии. Люди же грамотные, юридически образованные сразу замечают такого рода ошибки. Некачественные, непроверенные материалы, распространяемые СМИ, подрывают доверие не только к конкретной публикации и данному изданию, но и вызывают негативное отношение к средствам массовой информации и журналистскому сообществу в целом.

      Существует  еще одна проблема. Располагая сенсационной, «горячей» информацией, обладатель ее подчас руководствуется своими мотивами и целями, используя средства массовой информации для манипулирования общественным мнением. А безответственность и самонадеянность, легкомыслие журналистов и редакций СМИ способствуют этому. Поэтому информация, правовая в том числе, распространяется под видом слухов, затем широко обсуждается в массах, и как результат – укрепляется в сознании.

Информация о работе Правовое воспитание граждан в России