Правовое воспитание граждан в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является государственно-правовая действительность современного российского общества.
Предметом исследования выступает система правового воспитания в современном российском обществе.

Цель исследования - разработка теоретических, организационных и законодательных основ правового воспитания граждан в России. В соответствии с целью исследования предусматривается решение ряда взаимосвязанных задач теоретического и эмпирического характера:

1. Уточнить и обосновать терминологию и формулирование определений ряда понятий, относящихся к предметной области исследования.

2. Проанализировать законодательную базу и выявить проблемы регулирования организации правового воспитания в Российской Федерации.

3. Определить субъект и объект правового воспитания, а также его цели, задачи и функции.

4. Исследовать структурные элементы правового воспитания в России.

5. Разработать механизм организации и управления правовым воспитанием в России, а также исследовать проблемы, относящиеся к данной сфере.

6. Разработать систему мер и рекомендаций, направленных на совершенствование организации правового воспитания в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы правового воспитания……………………... 7
1.1. Сущность и специфика правового воспитания…………………....... 7
1.2. Цели, задачи, формы и методы правового воспитания…………… 12
1.3. Функциональная характеристика правового воспитания………… 18
Глава 2. Организационный аспект правового воспитания в современном российском обществе……………………………………………………………. 21
2.1. Правовое состояние общества как следствие правового воспитания. Система правовой социализации………………………………………….. 21
2.2. Правовое воспитание в применение к различным социальным группам. Содержание, формы и методы правового перевоспитания…... 27
2.3. Проблема практической реализации правового воспитания в Российской Федерации…………………………………………………….. 33
Заключение……………………………………………………………………….. 41
Список использованных источников и литературы………………………... 43

Работа содержит 1 файл

курсовой по тгп.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

      В воспитании патриотов заинтересована любая страна. В Российской Федерации  воспитанию патриотических настроений посвящена Государственная программа  патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы15, целью которой является «развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации».

      Патриотическое  воспитание - это систематическая  и целенаправленная деятельность органов  государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

      Патриотическое  воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

      Система патриотического воспитания предусматривает  формирование и развитие социально  значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

      Патриотическое  воспитание связано с чисто правовым, на идеологическом уровне, но не может заменить его – задачи их и форма реализации различны, но составляют непременные элементы общего воспитания, особенно на ранних этапах жизни человека.

      Важной  задачей правовоспитания можно назвать его ориентир на борьбу с правонарушениями, предупреждение противозаконных деяний. Поэтому большое внимание должно уделяться устранению дефектов правосознания у склонных к правонарушениям лиц. Этого требуют задачи укрепления правопорядка. В основной же своей части правовоспитательные мероприятия ориентируются на законопослушных лиц, правосознание которых не может считаться дефектным в уголовно-правовом воспитании.

      Правовое  общество невозможно без высокой  правовой культуры населения, а деятельность государства по укреплению правопорядка - без ее неуклонного повышения. Важнейшим компонентом этой культуры выступает правовоспитанность граждан, без которой невозможно их правомерное поведение.

      Правовая  воспитанность ведет к процветанию  государства, - подкованные в правовом смысле граждане активизируются и в экономическом плане. 

      1.3. Функциональная характеристика правового воспитания 

      Всеобщим  качественным состоянием воспитания является его состояние как деятельности, с одной стороны, являющейся неотъемлемой для взрослых людей функцией, а с другой, - функцией, вмененной обществом, специально подготовленным профессионалам.

      Общепризнанно, что воспитание является конкретно-историческим социальным явлением, что предполагает формирование и учет требований общества к молодому поколению (иными словами, социальный заказ общества).

      Социальный  заказ на основе ценностей и идеальных  ценностных ориентации формирует идеальный  тип личности, обусловливает соответствующую  цель воспитания.

      Знание  пределов возможностей правового воспитания будут служить основанием оценки ее действенности и адекватности средств и методов.

      Для приведения в действие поставленных целей и задач воспитательного  процесса можно использовать различные  сочетания методов, приемов и  средств. В целом, метод воспитания является одним из инструментов, как воздействия, так и взаимодействия между людьми.

      Вряд  ли можно утверждать, что правовым воспитанием предложены оригинальные педагогические формы и методы. Им используются активные методы, уже  доказавшие эффективность и нашедшие признание в педагогике: диалог, дискуссия, моделирование, ролевые игры, рефлективные методы.

      Воспитательная  работа не преследует прямого достижения цели, ибо она недостижима в  ограниченные временными рамками организационной  форме. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель.

      Механизм  правового воспитания - порядок перевода правовых идей и установок, содержащихся в общественном правосознании, в  сознание воспитуемых (личности, общественной группы)16.

      Функциональными элементами механизма правового  воспитания являются следующие:

      1) общественное правосознание;

      2) система норм права;

      3) способы и средства правового  воспитания;

      4) правосознание воспитуемых, которое  необходимо обогатить правовыми идеями и установками, содержащимися в общественном правосознании.

      Общественное  правосознание и правосознание  воспитуемых - это внутренняя, духовная часть механизма правового воспитания, а система норм права, способы  и средства правового воспитания его внешняя, инструментальная часть.

      Механизм  правового воспитания личности в  духовном внутреннем срезе (правовоспитательный  процесс личности), может быть представлен  в виде таких стадий:

      1) накопление правовых знаний, правовой  информации;

      2) превращение накопленной информации  в правовые убеждения, привычки  правомерного поведения;

      3) готовность действовать, руководствуясь  этими правовыми убеждениями,  т.е. поступать правомерно, в соответствии с законом.

      Результатом действия механизма правового воспитания является уровень правовой воспитанности  личности, ее правовая культура.

      Правовая  воспитанность17 - внутреннее духовно-правовое состояние, в котором находится личность в момент принятия решения о том, как поступить в тех или иных обстоятельствах. Это состояние правосознания личности, уровень ее правовой культуры, готовность к правомерному или противоправному поведению. Уровень правовой воспитанности - это не только знание права и понимание необходимости исполнять правовые предписания. Он определяется степенью сформированности отношения к праву и правовому закону как к ценностям, находящимся в демократическом обществе вне конкуренции. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 

      2.1. Правовое состояние  общества как следствие  правового воспитания. Система правовой социализации 

      В современной России в области  правосознания сложилась интересная ситуация. Нельзя сказать, что народ  совершенно безграмотен в области права, нельзя сказать, что правовой нигилизм охватил полностью сознание наших граждан, но приходится констатировать, что знаний основ юриспруденции в образовательном багаже основной массы населения – недостаточно. Для рядового гражданина обычно изучение права идет с бытового уровня.

      Знания  о праве рядового гражданина сводятся к тому, что юрист назвал бы обычным  правом – т.е. те нормы, которые соблюдались  давно, всегда и которые актуальны  и верны именно потому, что им беспрекословно следовали все члены общества, не задумываясь об их истоках. Это, например, твердая уверенность и знание того, что выход на работу в законный выходной день оплачивается особо, что в подтверждение покупки продавец должен давать товарно-кассовый чек, что если вас затопили соседи сверху – они должны возместить ущерб, и что если вас грабят – нужно звонить 02. Это те знания, которые усваиваются из поколения в поколение и считаются обыденными18.

      Юридические знания человека должны быть связаны  с его профессиональной деятельностью. Если человек занимается бизнесом – в его же интересах разбираться в содержании сделок, понимать суть отношений. Экономика – это форма, а юридическая подноготная – это конструкция. Если человек военный – здесь ли ни быть юридически подкованным?! Если он преподаватель или социальный работник – он всегда должен знать, как защитить интересы свои и своих подопечных, и это актуально для любой профессии и деятельности.

      Как нижаль, но в нашем российском обществе с начала перехода к демократической  форме правления формируется нигилистическое отношение к праву, его реализации. Правовой нигилизм означает не только отрицание права как социальной ценности в обществе, но и неуважительное отношение к нему, к деятельности органов государственной власти и правоохранительных органов.

      Причиной  правового нигилизма можно считать  правовое невежество граждан и должностных  лиц, слабой информированности о  законах, а также интуитивное  желание обойти норму, если это приносит хоть какую-то малую прибыль при  минимальных рисках подвергнуться санкциям. Профессор Г.Н. Манов 19же причиной правового нигилизма видит подрыв доверия народа к законодателю и низкое качество самих законов. К тому же, продолжает он, разбухание законодательного массива, многочисленные наслоения актов и противоречия в правовом регулировании одних и тех же вопросов создают путаницу, близкую к неразберихе. Сейчас мы как раз наблюдаем следствие того, что люди, те поколения, которые сознательно «впитывали плоды» нормотворчества того периода (90-х гг. XX века) надолго сохранят соответствующее отношение к качеству законодательного материала.

      Поясним: мнение о законодательстве этих людей  не изменится, останется осадком  в памяти. Когда законодатель принимал очередной нормативный акт, реакция  общества была различной: но чтобы окончательно утвердится в мысли каждому человеку какое отношение имеет этот документ к нему лично должно было пройти время – чтобы сложилась практика применения данного акта, чтобы были очевидны этапы и механизмы реализации заложенных в него норм, чтобы сделать для себя субъективный вывод: хорошо или плохо. Но в итоге, граждане разочаровывались отсутствием реализации закрепленного на бумаге, «законодательной чехардой». Их отношение к законотворческому прочесу близко к полному безразличию, за исключением тех случаев, когда закон ухудшает их материальное положение. Причем, именно материальное – а не, например, лишение политических прав и свобод. Монетизация льгот вызвала несанкционированные забастовки по всей стране, отнятие же фактически избирательного права по избранию глав субъектов федерации было проигнорировано.

      Существуют  и другие виды деформаций правосознания:

      - правовой фетишизм - это преувеличение,  абсолютизация роли и значения  правового регулирования в жизни  общества;

      - правовой инфантилизм - это недооценка роли права, плохое знание права;

      - перерождение правосознания - это  такая форма его деформации, которая  проявляется в осознанном игнорировании  и отрицании закона и сопровождается  наличием у носителей умысла  на совершение правонарушений. Перерожденное правосознание проявляется в различных формах и, прежде всего, в виде умышленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, сопровождающихся совершением преступлений и иных правонарушений.

      По  мнению Баранова В.К.20 «перерожденческое» сознание следует рассматривать как крайнюю степень искаженного, дефектного правосознания или же как явление, хотя и находящееся за пределами последнего, но где-то совсем рядом с ним. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т.п. Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.

      Количество  совершаемых в РФ преступлений –  лучший показатель деформации правосознания.

      В основе исследования правовой социализации лежит представление о законе как о существенном элементе любой культуры. В рамках такого подхода изучаются механизмы присвоения людьми правовых норм и представлений, а также возможностьподхода изучаются механизмы присвоения людьми правовых норм и представлений, а также возможность изменения уже сложившихся взглядов, виды и характер влияния, оказываемого институтами социализации.

      В процессе правовой социализации человек  развивается в правовом плане, и, так или иначе, находится на определенном уровне правового развития. В связи с этим можно выделить три уровня правового развития: уровни правопослушания, правоподдержания и правотворчества.

      Что же влияет на уровень правового развития? Ответ на этот вопрос можно найти  в исследовании, проведенном в шести странах мира. Данное исследование показало, что на достижение людьми определенного уровня правового развития оказывает влияние культурный контекст.

      Изучение  правовой социализации невозможно без  изучения институтов правовой социализации, а это связано с интересом к источникам информации, оказывающих влияние на правосознание людей. Среди институтов правовой социализации наиболее исследованными являются семья, школа, средства массовой информации и милиция и суд. Отдельным направлением исследования в данной области является влияние культурного контекста на особенности правосознания.

Информация о работе Правовое воспитание граждан в России