Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:21, курсовая работа
Объектом исследования является государственно-правовая действительность современного российского общества.
Предметом исследования выступает система правового воспитания в современном российском обществе.
Цель исследования - разработка теоретических, организационных и законодательных основ правового воспитания граждан в России. В соответствии с целью исследования предусматривается решение ряда взаимосвязанных задач теоретического и эмпирического характера:
1. Уточнить и обосновать терминологию и формулирование определений ряда понятий, относящихся к предметной области исследования.
2. Проанализировать законодательную базу и выявить проблемы регулирования организации правового воспитания в Российской Федерации.
3. Определить субъект и объект правового воспитания, а также его цели, задачи и функции.
4. Исследовать структурные элементы правового воспитания в России.
5. Разработать механизм организации и управления правовым воспитанием в России, а также исследовать проблемы, относящиеся к данной сфере.
6. Разработать систему мер и рекомендаций, направленных на совершенствование организации правового воспитания в России.
Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы правового воспитания……………………... 7
1.1. Сущность и специфика правового воспитания…………………....... 7
1.2. Цели, задачи, формы и методы правового воспитания…………… 12
1.3. Функциональная характеристика правового воспитания………… 18
Глава 2. Организационный аспект правового воспитания в современном российском обществе……………………………………………………………. 21
2.1. Правовое состояние общества как следствие правового воспитания. Система правовой социализации………………………………………….. 21
2.2. Правовое воспитание в применение к различным социальным группам. Содержание, формы и методы правового перевоспитания…... 27
2.3. Проблема практической реализации правового воспитания в Российской Федерации…………………………………………………….. 33
Заключение……………………………………………………………………….. 41
Список использованных источников и литературы………………………... 43
В
воспитании патриотов заинтересована
любая страна. В Российской Федерации
воспитанию патриотических настроений
посвящена Государственная
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Патриотическое воспитание связано с чисто правовым, на идеологическом уровне, но не может заменить его – задачи их и форма реализации различны, но составляют непременные элементы общего воспитания, особенно на ранних этапах жизни человека.
Важной задачей правовоспитания можно назвать его ориентир на борьбу с правонарушениями, предупреждение противозаконных деяний. Поэтому большое внимание должно уделяться устранению дефектов правосознания у склонных к правонарушениям лиц. Этого требуют задачи укрепления правопорядка. В основной же своей части правовоспитательные мероприятия ориентируются на законопослушных лиц, правосознание которых не может считаться дефектным в уголовно-правовом воспитании.
Правовое общество невозможно без высокой правовой культуры населения, а деятельность государства по укреплению правопорядка - без ее неуклонного повышения. Важнейшим компонентом этой культуры выступает правовоспитанность граждан, без которой невозможно их правомерное поведение.
Правовая
воспитанность ведет к
1.3.
Функциональная характеристика
правового воспитания
Всеобщим
качественным состоянием воспитания является
его состояние как
Общепризнанно, что воспитание является конкретно-историческим социальным явлением, что предполагает формирование и учет требований общества к молодому поколению (иными словами, социальный заказ общества).
Социальный заказ на основе ценностей и идеальных ценностных ориентации формирует идеальный тип личности, обусловливает соответствующую цель воспитания.
Знание пределов возможностей правового воспитания будут служить основанием оценки ее действенности и адекватности средств и методов.
Для приведения в действие поставленных целей и задач воспитательного процесса можно использовать различные сочетания методов, приемов и средств. В целом, метод воспитания является одним из инструментов, как воздействия, так и взаимодействия между людьми.
Вряд ли можно утверждать, что правовым воспитанием предложены оригинальные педагогические формы и методы. Им используются активные методы, уже доказавшие эффективность и нашедшие признание в педагогике: диалог, дискуссия, моделирование, ролевые игры, рефлективные методы.
Воспитательная работа не преследует прямого достижения цели, ибо она недостижима в ограниченные временными рамками организационной форме. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель.
Механизм правового воспитания - порядок перевода правовых идей и установок, содержащихся в общественном правосознании, в сознание воспитуемых (личности, общественной группы)16.
Функциональными элементами механизма правового воспитания являются следующие:
1) общественное правосознание;
2) система норм права;
3) способы и средства правового воспитания;
4)
правосознание воспитуемых,
Общественное
правосознание и правосознание
воспитуемых - это внутренняя, духовная
часть механизма правового
Механизм правового воспитания личности в духовном внутреннем срезе (правовоспитательный процесс личности), может быть представлен в виде таких стадий:
1) накопление правовых знаний, правовой информации;
2)
превращение накопленной
3)
готовность действовать,
Результатом действия механизма правового воспитания является уровень правовой воспитанности личности, ее правовая культура.
Правовая
воспитанность17 - внутреннее духовно-правовое
состояние, в котором находится личность
в момент принятия решения о том, как поступить
в тех или иных обстоятельствах. Это состояние
правосознания личности, уровень ее правовой
культуры, готовность к правомерному или
противоправному поведению. Уровень правовой
воспитанности - это не только знание права
и понимание необходимости исполнять
правовые предписания. Он определяется
степенью сформированности отношения
к праву и правовому закону как к ценностям,
находящимся в демократическом обществе
вне конкуренции.
ГЛАВА
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ
ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ
ОБЩЕСТВЕ
2.1.
Правовое состояние
общества как следствие
правового воспитания.
Система правовой социализации
В
современной России в области
правосознания сложилась
Знания о праве рядового гражданина сводятся к тому, что юрист назвал бы обычным правом – т.е. те нормы, которые соблюдались давно, всегда и которые актуальны и верны именно потому, что им беспрекословно следовали все члены общества, не задумываясь об их истоках. Это, например, твердая уверенность и знание того, что выход на работу в законный выходной день оплачивается особо, что в подтверждение покупки продавец должен давать товарно-кассовый чек, что если вас затопили соседи сверху – они должны возместить ущерб, и что если вас грабят – нужно звонить 02. Это те знания, которые усваиваются из поколения в поколение и считаются обыденными18.
Юридические знания человека должны быть связаны с его профессиональной деятельностью. Если человек занимается бизнесом – в его же интересах разбираться в содержании сделок, понимать суть отношений. Экономика – это форма, а юридическая подноготная – это конструкция. Если человек военный – здесь ли ни быть юридически подкованным?! Если он преподаватель или социальный работник – он всегда должен знать, как защитить интересы свои и своих подопечных, и это актуально для любой профессии и деятельности.
Как нижаль, но в нашем российском обществе с начала перехода к демократической форме правления формируется нигилистическое отношение к праву, его реализации. Правовой нигилизм означает не только отрицание права как социальной ценности в обществе, но и неуважительное отношение к нему, к деятельности органов государственной власти и правоохранительных органов.
Причиной
правового нигилизма можно
Поясним: мнение о законодательстве этих людей не изменится, останется осадком в памяти. Когда законодатель принимал очередной нормативный акт, реакция общества была различной: но чтобы окончательно утвердится в мысли каждому человеку какое отношение имеет этот документ к нему лично должно было пройти время – чтобы сложилась практика применения данного акта, чтобы были очевидны этапы и механизмы реализации заложенных в него норм, чтобы сделать для себя субъективный вывод: хорошо или плохо. Но в итоге, граждане разочаровывались отсутствием реализации закрепленного на бумаге, «законодательной чехардой». Их отношение к законотворческому прочесу близко к полному безразличию, за исключением тех случаев, когда закон ухудшает их материальное положение. Причем, именно материальное – а не, например, лишение политических прав и свобод. Монетизация льгот вызвала несанкционированные забастовки по всей стране, отнятие же фактически избирательного права по избранию глав субъектов федерации было проигнорировано.
Существуют и другие виды деформаций правосознания:
-
правовой фетишизм - это преувеличение,
абсолютизация роли и значения
правового регулирования в
- правовой инфантилизм - это недооценка роли права, плохое знание права;
-
перерождение правосознания - это
такая форма его деформации, которая
проявляется в осознанном
По мнению Баранова В.К.20 «перерожденческое» сознание следует рассматривать как крайнюю степень искаженного, дефектного правосознания или же как явление, хотя и находящееся за пределами последнего, но где-то совсем рядом с ним. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т.п. Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.
Количество совершаемых в РФ преступлений – лучший показатель деформации правосознания.
В основе исследования правовой социализации лежит представление о законе как о существенном элементе любой культуры. В рамках такого подхода изучаются механизмы присвоения людьми правовых норм и представлений, а также возможностьподхода изучаются механизмы присвоения людьми правовых норм и представлений, а также возможность изменения уже сложившихся взглядов, виды и характер влияния, оказываемого институтами социализации.
В процессе правовой социализации человек развивается в правовом плане, и, так или иначе, находится на определенном уровне правового развития. В связи с этим можно выделить три уровня правового развития: уровни правопослушания, правоподдержания и правотворчества.
Что же влияет на уровень правового развития? Ответ на этот вопрос можно найти в исследовании, проведенном в шести странах мира. Данное исследование показало, что на достижение людьми определенного уровня правового развития оказывает влияние культурный контекст.
Изучение правовой социализации невозможно без изучения институтов правовой социализации, а это связано с интересом к источникам информации, оказывающих влияние на правосознание людей. Среди институтов правовой социализации наиболее исследованными являются семья, школа, средства массовой информации и милиция и суд. Отдельным направлением исследования в данной области является влияние культурного контекста на особенности правосознания.