Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:21, курсовая работа
Объектом исследования является государственно-правовая действительность современного российского общества.
Предметом исследования выступает система правового воспитания в современном российском обществе.
Цель исследования - разработка теоретических, организационных и законодательных основ правового воспитания граждан в России. В соответствии с целью исследования предусматривается решение ряда взаимосвязанных задач теоретического и эмпирического характера:
1. Уточнить и обосновать терминологию и формулирование определений ряда понятий, относящихся к предметной области исследования.
2. Проанализировать законодательную базу и выявить проблемы регулирования организации правового воспитания в Российской Федерации.
3. Определить субъект и объект правового воспитания, а также его цели, задачи и функции.
4. Исследовать структурные элементы правового воспитания в России.
5. Разработать механизм организации и управления правовым воспитанием в России, а также исследовать проблемы, относящиеся к данной сфере.
6. Разработать систему мер и рекомендаций, направленных на совершенствование организации правового воспитания в России.
Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы правового воспитания……………………... 7
1.1. Сущность и специфика правового воспитания…………………....... 7
1.2. Цели, задачи, формы и методы правового воспитания…………… 12
1.3. Функциональная характеристика правового воспитания………… 18
Глава 2. Организационный аспект правового воспитания в современном российском обществе……………………………………………………………. 21
2.1. Правовое состояние общества как следствие правового воспитания. Система правовой социализации………………………………………….. 21
2.2. Правовое воспитание в применение к различным социальным группам. Содержание, формы и методы правового перевоспитания…... 27
2.3. Проблема практической реализации правового воспитания в Российской Федерации…………………………………………………….. 33
Заключение……………………………………………………………………….. 41
Список использованных источников и литературы………………………... 43
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН В РОССИИ
Курсовая
работа по Теории государства и права
Челябинск 2010 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы правового воспитания……………………... 7
Глава
2. Организационный
аспект правового
воспитания в современном
российском обществе…………………………………………………………
2.1. Правовое состояние общества как следствие правового воспитания. Система правовой социализации………………………………………….. 21
2.2. Правовое воспитание в применение к различным социальным группам. Содержание, формы и методы правового перевоспитания…... 27
2.3. Проблема
практической реализации правового воспитания
в Российской Федерации…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников
и литературы………………………... 43
Введение
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена изменениями, происходящими в экономической, политической и правовой сферах жизни российского общества. В настоящее время, когда осуществляется реформирование общественных отношений, проблемы правового воспитания, подъема его уровня приобретают характер неотложных и требуют принятия кардинальных мер, от успешной реализации которых во многом зависит успех государственно-правового строительства в Российской Федерации.
Воспитанный человек, всесторонне развитая высоконравственная личность – таким в идеале видится гражданин современного общества. Львиную долю в становлении такой личности занимает воспитание с самого детства. Очень верно отметил В.И. Ленин (хотя сейчас, надо признать, его взгляды на коммунистическое воспитание далеко не популярны), что «цель коммунистического воспитания заключается в формировании людей, преданных идее строительства коммунистического общества. Идеальный образ человека - всесторонне развитый человек»1. Перефразировав этого классика – воспитанный человек – это сформированный член любого общества, строитель общества по своим идеалам, всесторонне развитый человек.
Воспитание вообще – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности, передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. В образ всесторонне развитой личности мы обычно включаем сбалансированное (гармоническое) сочетание всех аспектов воспитанности: умственной, физической, трудовой, нравственной, эмоциональной, также политической и правовой – что особенно стало популярно и актуально в последние десятилетия, когда наша страна (в связи с переходом к рыночной экономике и активной ориентации политического пути на демократическое развитие государства и общества) стала активно воспитывать в гражданах убеждения, что знание права, участие в праве, правовая воспитанность – это необходимые элементы успешной жизнедеятельности, экономического благосостояния нации вообще и отдельных лиц.
Объектом исследования является государственно-правовая действительность современного российского общества.
Предметом исследования выступает система правового воспитания в современном российском обществе.
Цель
исследования - разработка теоретических,
организационных и
1.
Уточнить и обосновать
2.
Проанализировать
3. Определить субъект и объект правового воспитания, а также его цели, задачи и функции.
4.
Исследовать структурные
5.
Разработать механизм
6. Разработать систему мер и рекомендаций, направленных на совершенствование организации правового воспитания в России.
Еще в середине XIX века известный русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский юрист по образованию и воспитатель по призванию, в одной из своих первых работ («О камеральном образовании», 1848 г.) указал на необходимость изучения народных юридических понятий, в связи со всеми вообще условиями местной жизни2 - т.е. уже тогда в ученой среде признавалась необходимость наряду с общим воспитанием уделять время и правовому воспитанию человека. В программе (содержании) полновесного воспитания человека Ушинский выделял отдельным пунктом «воспитание в ребенке чувства права и справедливости», путем развития его психических основ в чувстве равенства личностей перед законом. Понятно, что не последнее место в этом процессе занимает влияние окружающей среды и обращения взрослых с ребенком.
Более
подробно влияние правосознания (как
результат правового
Знание права, воспитание в духе права должно идти с детства, с воспитания в семье, в школе, т.к. это есть необходимая составляющая всесторонне развитой личности. Недаром в древнем Риме, в период республики и демократии элементарное юридическое образование, как и воспитание, было частью общего образования. Тогда весь уклад римской жизни требовал общего знакомства всех и каждого с элементарными положениями права: весь народ принимал участие в политической жизни, весь народ призывался к обсуждению и решению законодательных вопросов.
В современной России ситуация иная. Нельзя сказать, что народ совершенно безграмотен в области права, нельзя сказать, что правовой нигилизм охватил полностью сознание наших граждан, но приходится констатировать, что знаний основ юриспруденции в образовательном багаже основной массы населения – недостаточно.
В школах изучение права, как правило, сводится к ознакомлению учащихся с основными положениями Конституции и к извечному спору – вводить ли в России смертную казнь? Часто «правоведение» даже не выделяют отдельным предметом, а включают его в блок «обществознания», и учитель – не специализирующийся на юриспруденции, а историк – в лучшем случае, а в худшем – классный руководитель, который по должности своей должен в качестве части воспитательного и образовательного процесса изложить ученикам на классном часу ту информацию о праве, которую он накануне почерпнул из методического пособия для классных руководителей4.
Не освоенное в детстве очень тяжело запоминается впоследствии. Мы на всю жизнь запомнили таблицу умножения и правила написания сложных слов, нам не составит труда припомнить Пушкинские строки «Буря мглою небо кроет…» - а это все, заметьте, изучается в младшей школе. А теперь попробуйте вспомнить что-нибудь из материала 6-9 классов по химии или алгебре? Чему равен синус единицы? Что такое валентность вещества? В каком году взяли Бастилию? То-то. А поэтому и правоведение должно изучаться с малых лет и кирпичик за кирпичиком выстраиваться в сознании ребенка, подростка, взрослого человека5.
Правовое образование в нашей стране, как ни прискорбно, находится в минусе, и правовое воспитание рядовых граждан России удручает.
Что
делать? Выход один - насаждать правовоспитание
и правовые знания у рядовых граждан.
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1.
Сущность и специфика
правового воспитания
Правовое воспитание это уникальное явление, потому что в его изучении одновременно заинтересованы деятели различных наук, причем не только юридических. Это и история, и теория государства и права, и социология, и педагогика и др.
Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру.
Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения 6.
«Правовое воспитание можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры»7.
Правовое воспитание это есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, относящейся непосредственно к каждому индивиду; развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции.
Воспитание плавно перетекает в сознание, формирует общую правовую культуру граждан.
Система правового воспитания - совокупность основных частей (элементов) правовоспитательного процесса, обеспечивающая его определенный порядок и организацию.
Систему правового воспитания составляют такие элементы8:
1) субъекты - государственные органы, организации, специально уполномоченные государством лица, которые осуществляют правовоспитательную деятельность;
2) объекты - воспитуемые граждане или общественные группы;
3)
совокупность
Субъект правового воспитания может иметь правовоспитательную функцию в качестве основной или в качестве одной из многих (Советы народных депутатов, прокуратура, адвокатура, органы юстиции, МВД и др.).
Объект
правового воспитания (граждане) в
ходе правовоспитательного процесса испытывает
влияние двух факторов, от которых
зависит эффективность
а) объективный фактор - позитивные внешние условия, которые способствуют правовоспитательной деятельности (демократизация общества, защита прав личности, успехи правотворческой деятельности, юридической практики и др.), или негативные условия, которые затрудняют правовоспитательную деятельность (несовершенство законодательства, неотработанность способов и средств правового воспитания и др.);
б) субъективный фактор - позитивное внутреннее духовно-правовое состояние личности (ее правовая воспитанность, установка на правомерное поведение) или негативное (правовая установка на неправомерное поведение, одним из оснований которой является правовой нигилизм).
Совокупность
правовоспитательных
Способами правового воспитания являются:
- правовое образование (или иначе: правовой всеобуч);
- правовая пропаганда;
- юридическая практика государственных органов и других организаций (например, правовоспитательная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и т.д.);