Правовое воспитание граждан в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является государственно-правовая действительность современного российского общества.
Предметом исследования выступает система правового воспитания в современном российском обществе.

Цель исследования - разработка теоретических, организационных и законодательных основ правового воспитания граждан в России. В соответствии с целью исследования предусматривается решение ряда взаимосвязанных задач теоретического и эмпирического характера:

1. Уточнить и обосновать терминологию и формулирование определений ряда понятий, относящихся к предметной области исследования.

2. Проанализировать законодательную базу и выявить проблемы регулирования организации правового воспитания в Российской Федерации.

3. Определить субъект и объект правового воспитания, а также его цели, задачи и функции.

4. Исследовать структурные элементы правового воспитания в России.

5. Разработать механизм организации и управления правовым воспитанием в России, а также исследовать проблемы, относящиеся к данной сфере.

6. Разработать систему мер и рекомендаций, направленных на совершенствование организации правового воспитания в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы правового воспитания……………………... 7
1.1. Сущность и специфика правового воспитания…………………....... 7
1.2. Цели, задачи, формы и методы правового воспитания…………… 12
1.3. Функциональная характеристика правового воспитания………… 18
Глава 2. Организационный аспект правового воспитания в современном российском обществе……………………………………………………………. 21
2.1. Правовое состояние общества как следствие правового воспитания. Система правовой социализации………………………………………….. 21
2.2. Правовое воспитание в применение к различным социальным группам. Содержание, формы и методы правового перевоспитания…... 27
2.3. Проблема практической реализации правового воспитания в Российской Федерации…………………………………………………….. 33
Заключение……………………………………………………………………….. 41
Список использованных источников и литературы………………………... 43

Работа содержит 1 файл

курсовой по тгп.doc

— 209.00 Кб (Скачать)
 

ПРАВОВОЕ  ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН В РОССИИ

Курсовая  работа по Теории государства и права 

     Челябинск 2010 г.

Оглавление

                                                                              С.

Введение……………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические основы правового воспитания……………………... 7

    1. Сущность и специфика правового воспитания…………………....... 7
    2. Цели, задачи, формы и методы правового воспитания…………… 12
    3. Функциональная характеристика правового воспитания………… 18

Глава 2. Организационный  аспект правового  воспитания в современном  российском обществе……………………………………………………………. 21

    2.1. Правовое состояние общества как следствие правового воспитания. Система правовой социализации………………………………………….. 21

    2.2. Правовое воспитание в применение к различным социальным группам. Содержание, формы и методы правового перевоспитания…... 27  

    2.3. Проблема практической реализации правового воспитания в Российской Федерации…………………………………………………….. 33

Заключение……………………………………………………………………….. 41

Список  использованных источников и литературы………………………... 43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена изменениями, происходящими в экономической, политической и правовой сферах жизни российского общества. В настоящее время, когда осуществляется реформирование общественных отношений, проблемы правового воспитания, подъема его уровня приобретают характер неотложных и требуют принятия кардинальных мер, от успешной реализации которых во многом зависит успех государственно-правового строительства в Российской Федерации.

      Воспитанный человек, всесторонне развитая высоконравственная личность – таким в идеале видится гражданин современного общества. Львиную долю в становлении такой личности занимает воспитание с самого детства. Очень верно отметил В.И. Ленин (хотя сейчас, надо признать, его взгляды на коммунистическое воспитание далеко не популярны), что «цель коммунистического воспитания заключается в формировании людей, преданных идее строительства коммунистического общества. Идеальный образ человека - всесторонне развитый человек»1. Перефразировав этого классика – воспитанный человек – это сформированный член любого общества, строитель общества по своим идеалам, всесторонне развитый человек.

      Воспитание  вообще – это целенаправленный и  организованный процесс формирования личности, передача накопленного опыта  от старших поколений к младшим. Под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. В образ всесторонне развитой личности мы обычно включаем сбалансированное (гармоническое) сочетание всех аспектов воспитанности: умственной, физической, трудовой, нравственной, эмоциональной, также политической и правовой – что особенно стало популярно и актуально в последние десятилетия, когда наша страна (в связи с переходом к рыночной экономике и активной ориентации политического пути на демократическое развитие государства и общества) стала активно воспитывать в гражданах убеждения, что знание права, участие в праве, правовая воспитанность – это необходимые элементы успешной жизнедеятельности, экономического благосостояния нации вообще и отдельных лиц.

      Объектом  исследования является государственно-правовая действительность современного российского  общества.

      Предметом исследования выступает система  правового воспитания в современном  российском обществе.

      Цель  исследования - разработка теоретических, организационных и законодательных  основ правового воспитания граждан  в России. В соответствии с целью  исследования предусматривается решение ряда взаимосвязанных задач теоретического и эмпирического характера:

      1. Уточнить и обосновать терминологию  и формулирование определений  ряда понятий, относящихся к  предметной области исследования.

      2. Проанализировать законодательную базу и выявить проблемы регулирования организации правового воспитания в Российской Федерации.

      3. Определить субъект и объект  правового воспитания, а также  его цели, задачи и функции.

      4. Исследовать структурные элементы  правового воспитания в России.

      5. Разработать механизм организации  и управления правовым воспитанием  в России, а также исследовать  проблемы, относящиеся к данной  сфере.

      6. Разработать систему мер и рекомендаций, направленных на совершенствование организации правового воспитания в России.

      Еще в середине XIX века известный русский  педагог Константин Дмитриевич Ушинский юрист по образованию и воспитатель  по призванию, в одной из своих  первых работ («О камеральном образовании», 1848 г.) указал на необходимость изучения народных юридических понятий, в связи со всеми вообще условиями местной жизни2 - т.е. уже тогда в ученой среде признавалась необходимость наряду с общим воспитанием уделять время и правовому воспитанию человека. В программе (содержании) полновесного воспитания человека Ушинский выделял отдельным пунктом «воспитание в ребенке чувства права и справедливости», путем развития его психических основ в чувстве равенства личностей перед законом. Понятно, что не последнее место в этом процессе занимает влияние окружающей среды и обращения взрослых с ребенком.

      Более подробно влияние правосознания (как  результат правового воспитания) на жизнь человека исследует профессор  Л.И. Петражицкий3 - он подчеркивает, что «оказывая более сильное и решительное давление, право более успешно укрепляет социально желательные привычки и склонности; вообще оно оказывает соответственно более неуклонное и сильное воспитательное действие на индивидуальную и массовую психику, чем нравственность». «Правосознание, - по верному положению Петражицкого, - имеет важное воспитательное значение». В чем именно видел Лев Иосифович значение правового воспитания мы опишем ниже, в соответствующей главе данной работы.

      Знание  права, воспитание в духе права должно идти с детства, с воспитания в  семье, в школе, т.к. это есть необходимая составляющая всесторонне развитой личности. Недаром в древнем Риме, в период республики и демократии элементарное юридическое образование, как и воспитание, было частью общего образования. Тогда весь уклад римской жизни требовал общего знакомства всех и каждого с элементарными положениями права: весь народ принимал участие в политической жизни, весь народ призывался к обсуждению и решению законодательных вопросов.

      В современной России ситуация иная. Нельзя сказать, что народ совершенно безграмотен в области права, нельзя сказать, что правовой нигилизм охватил полностью сознание наших граждан, но приходится констатировать, что знаний основ юриспруденции в образовательном багаже основной массы населения – недостаточно.

      В школах изучение права, как правило, сводится к ознакомлению учащихся с основными положениями Конституции и к извечному спору – вводить ли в России смертную казнь? Часто «правоведение» даже не выделяют отдельным предметом, а включают его в блок «обществознания», и учитель – не специализирующийся на юриспруденции, а историк – в лучшем случае, а в худшем – классный руководитель, который по должности своей должен в качестве части воспитательного и образовательного процесса изложить ученикам на классном часу ту информацию о праве, которую он накануне почерпнул из методического пособия для классных руководителей4.

      Не  освоенное в детстве очень  тяжело запоминается впоследствии. Мы на всю жизнь запомнили таблицу  умножения и правила написания  сложных слов, нам не составит труда  припомнить Пушкинские строки «Буря мглою небо кроет…» - а это все, заметьте, изучается в младшей школе. А теперь попробуйте вспомнить что-нибудь из материала 6-9 классов по химии или алгебре? Чему равен синус единицы? Что такое валентность вещества? В каком году взяли Бастилию? То-то. А поэтому и правоведение должно изучаться с малых лет и кирпичик за кирпичиком выстраиваться в сознании ребенка, подростка, взрослого человека5.

      Правовое  образование в нашей стране, как  ни прискорбно, находится в минусе, и правовое воспитание рядовых граждан России удручает.

      Что делать? Выход один - насаждать правовоспитание  и правовые знания у рядовых граждан.  
 
 

      ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ 

      1.1.  Сущность и специфика правового воспитания 

      Правовое  воспитание это уникальное явление, потому что в его изучении одновременно заинтересованы деятели различных наук, причем не только юридических. Это и история, и теория государства и права, и социология, и педагогика и др.

      Правовое  воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру.

      Правовое  воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения 6.

      «Правовое воспитание можно определить, как  систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры»7.

      Правовое  воспитание это есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, относящейся непосредственно к каждому индивиду; развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции.

      Воспитание  плавно перетекает в сознание, формирует  общую правовую культуру граждан.

      Система правового воспитания - совокупность основных частей (элементов) правовоспитательного процесса, обеспечивающая его определенный порядок и организацию.

      Систему правового воспитания составляют такие  элементы8:

      1) субъекты - государственные органы, организации, специально уполномоченные государством лица, которые осуществляют правовоспитательную деятельность;

      2) объекты - воспитуемые граждане или общественные группы;

      3) совокупность правовоспитательных  мероприятий, определенных способов  и средств.

      Субъект правового воспитания может иметь  правовоспитательную функцию в  качестве основной или в качестве одной из многих (Советы народных депутатов, прокуратура, адвокатура, органы юстиции, МВД и др.).

      Объект  правового воспитания (граждане) в  ходе правовоспитательного процесса испытывает влияние двух факторов, от которых  зависит эффективность правового  воспитания:

      а) объективный фактор - позитивные внешние условия, которые способствуют правовоспитательной деятельности (демократизация общества, защита прав личности, успехи правотворческой деятельности, юридической практики и др.), или негативные условия, которые затрудняют правовоспитательную деятельность (несовершенство законодательства, неотработанность способов и средств правового воспитания и др.);

      б) субъективный фактор - позитивное внутреннее духовно-правовое состояние личности (ее правовая воспитанность, установка на правомерное поведение) или негативное (правовая установка на неправомерное поведение, одним из оснований которой является правовой нигилизм).

      Совокупность  правовоспитательных мероприятий  может быть представлена в виде способов и средств правового воспитания.

      Способами правового воспитания являются:

      - правовое образование (или иначе: правовой всеобуч);

      - правовая пропаганда;

      - юридическая практика государственных органов и других организаций (например, правовоспитательная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и т.д.);

Информация о работе Правовое воспитание граждан в России