Правовое воспитание граждан в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является государственно-правовая действительность современного российского общества.
Предметом исследования выступает система правового воспитания в современном российском обществе.

Цель исследования - разработка теоретических, организационных и законодательных основ правового воспитания граждан в России. В соответствии с целью исследования предусматривается решение ряда взаимосвязанных задач теоретического и эмпирического характера:

1. Уточнить и обосновать терминологию и формулирование определений ряда понятий, относящихся к предметной области исследования.

2. Проанализировать законодательную базу и выявить проблемы регулирования организации правового воспитания в Российской Федерации.

3. Определить субъект и объект правового воспитания, а также его цели, задачи и функции.

4. Исследовать структурные элементы правового воспитания в России.

5. Разработать механизм организации и управления правовым воспитанием в России, а также исследовать проблемы, относящиеся к данной сфере.

6. Разработать систему мер и рекомендаций, направленных на совершенствование организации правового воспитания в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы правового воспитания……………………... 7
1.1. Сущность и специфика правового воспитания…………………....... 7
1.2. Цели, задачи, формы и методы правового воспитания…………… 12
1.3. Функциональная характеристика правового воспитания………… 18
Глава 2. Организационный аспект правового воспитания в современном российском обществе……………………………………………………………. 21
2.1. Правовое состояние общества как следствие правового воспитания. Система правовой социализации………………………………………….. 21
2.2. Правовое воспитание в применение к различным социальным группам. Содержание, формы и методы правового перевоспитания…... 27
2.3. Проблема практической реализации правового воспитания в Российской Федерации…………………………………………………….. 33
Заключение……………………………………………………………………….. 41
Список использованных источников и литературы………………………... 43

Работа содержит 1 файл

курсовой по тгп.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

      Существуют  качественные различия и в характере  правового воспитания и его востребованности в рамках разных правовых семей. В  рамках англо-саксонской правовой семьи актуальность организации правового воспитания гораздо меньше, чем в странах с господством континентального права, поскольку в странах англо-саксонской правовой семьи культивируется «живое» право, а потому роль развитого правосознания выше, чем в странах, где культивируется писанное, узаконенное право.

      На  примере российских граждан21, как представителей континентальной правовой семьи, характерна система двойных стандартов, вызванная разрывом между идеологией и реальной жизнью, и в конечном итоге приведшая к разрыву между правом и нравственностью, неуважению закона. Вот почему у российских граждан и представителей англосаксонской правовой семьи настолько различны полученные результаты, касающиеся отношения к закону. Одним из самых ярких примеров является то, что закон у американцев является средством защиты отдельного человека, а у российских граждан - средством защиты государства, именно поэтому понятие «справедливость» не ассоциируется с законом, и как следствие, российские граждане чувствуют незащищенность перед государством и преступностью.

      Одним из важнейших показателей состояния  правового сознания является общественное мнение о праве, представляющее собой  специфическую форму проявления массового правового сознания. Следует иметь в виду, что общественное мнение о праве среди Широких слоев населения отражает существующее обыденное правосознание.

      Правильное  воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально  активного и законопослушного общества.

      С точки зрения своеобразия правового сознания и, следовательно, правового воспитания можно отметить достаточное количество критериев выделения социальных групп: по возрастному, по половому, по социальному признаку и т.д.

      Морально-этические  нормы представляют собой очень мощные регуляторы всей жизнедеятельности личности. Это справедливо как для норм общей этики, так и для отдельного ее раздела - трудовой морали, которая призвана ориентировать людей в более узкой сфере трудовых взаимоотношений. В еще более узкой области - в профессиональной деятельности - функционируют так называемые нормы профессиональной этики и деонтологии. Особенно велика их роль в такой профессиональной сфере, которая имеет дело с людьми.

      Каждая  профессия влияет на восприятие мира, права и сознание человека, поэтому было бы неверным утверждать, что только у юристов есть свое видение правовой жизни.

      Реализация  правового воспитания и обучения, как некого процесса, возможна только в определенный период жизни человека. Вследствие этого, значительная часть нашего исследования правового воспитания социальных групп, разбитых по возрастному критерию, посвящена правовому воспитанию молодежи.

      Особое  место, в силу своей актуальности на данном этапе развития государства, занимают позитивно и негативно  ориентированные группы.

      Весьма  ощутимой проблемой современной  действительности является крайне развитый нигилизм в обществе, что в свою очередь делит общество на два  враждующих лагеря.

      Специфика современного состояния процесса формирования общественного правосознания в российском обществе проявляется в том, что он осуществляется в условиях крайнего правового нигилизма большей части населения страны. Усиливающими факторами данного явления выступают разрушение прежних стереотипов и ориентации, нравственно-правовых ценностей, распространение в массовом порядке девиантных форм поведения, сохраняющийся правовой кризис, незавершенность процесса реформирования правовой системы и т.д.

      Качество  деятельности государственного аппарата и в целом надлежащее осуществление  государственных функций во многом зависит от уровня развитости профессионального (юридического) правосознания, от содержания и характера присущих ему юридических ценностных установок и ориентации22.

      Правовое  воспитание населения, правотворчество  и правоприменение есть особые формы, через которые реализуется правовая политика государства. Каждой из этих сфер присущ свой собственный набор средств, при помощи которых осуществляется целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей в сфере правового регулирования. 

      2.2. Правовое воспитание  в применении к  различным социальным  группам. Содержание, формы и методы правового перевоспитания 

      Одним из важнейших показателей состояния  правового сознания является общественное мнение о праве, представляющее собой  специфическую форму проявления массового правового сознания. Следует иметь в виду, что общественное мнение о праве среди широких слоев населения отражает существующее обыденное правосознание.

      Правильное  воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества.

      С точки зрения своеобразия правового  сознания и, следовательно, правового  воспитания можно отметить достаточное  количество критериев выделения  социальных групп: по возрастному, по половому, по социальному признаку и т.д.

      Морально-этические  нормы23 представляют собой очень мощные регуляторы всей жизнедеятельности личности. Это справедливо как для норм общей этики, так и для отдельного ее раздела - трудовой морали, которая призвана ориентировать людей в более узкой сфере трудовых взаимоотношений. В еще более узкой области - в профессиональной деятельности - функционируют так называемые нормы профессиональной этики и деонтологии. Особенно велика их роль в такой профессиональной сфере, которая имеет дело с людьми.

      Каждая  профессия влияет на восприятие мира, права и сознание человека, поэтому  было бы неверным утверждать, что только у юристов есть свое видение правовой жизни.

      Реализация  правового воспитания и обучения, как некого процесса, возможна только в определенный период жизни человека. Вследствие этого, значительная часть нашего исследования правового воспитания социальных групп, разбитых по возрастному критерию, посвящена правовому воспитанию молодежи.

      Особое  место, в силу своей актуальности на данном этапе развития государства, занимают позитивно и негативно ориентированные группы.

      Весьма  ощутимой проблемой современной  действительности является крайне развитый нигилизм в обществе, что в свою очередь делит общество на два  враждующих лагеря.

      Специфика современного состояния процесса формирования общественного правосознания в российском обществе проявляется в том, что он осуществляется в условиях крайнего правового нигилизма большей части населения страны. Усиливающими факторами данного явления выступают разрушение прежних стереотипов и ориентации, нравственно-правовых ценностей, распространение в массовом порядке девиантных форм поведения, сохраняющийся правовой кризис, незавершенность процесса реформирования правовой системы и т.д.24

      Качество  деятельности государственного аппарата и в целом надлежащее осуществление государственных функций во многом зависит от уровня развитости профессионального (юридического) правосознания, от содержания и характера присущих ему юридических ценностных установок и ориентации.

      Правовое  воспитание населения, правотворчество  и правоприменение есть особые формы, через которые реализуется правовая политика государства. Каждой из этих сфер присущ свой собственный набор  средств, при помощи которых осуществляется целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей в сфере правового регулирования.

      Перевоспитание  является более сложным процессом, так как направлено на перестройку  неправильно сложившихся взглядов, суждений, оценок индивида, на преобразование отрицательных способов поведения, осложняющих развитие личности25.

      Существует  достаточно внушительный арсенал методов  и средств изучения личности, ее воспитания и перевоспитания. В основном это педагогические и психологические  методы, широко применяемые всеми  субъектами воспитания. Выбор того или иного метода должен определяться предметом и задачами конкретного исследования.

      Воспитание  всегда связано с изменением сознания, поведения, отношений с точки зрения заданных целей. Поэтому в большинстве случаев термин «перевоспитание» используется в контексте исполнения наказаний. Процесс перевоспитания направлен на изменение сознания и поведения, и происходит данное воздействие зачастую посредством государственного принуждения. С таким подходом согласно большое количество ученых, рассматривающих процесс перевоспитания с позиции исправления осужденных.

      В процессе перевоспитания степень изменения  личности различна, но при этом они  вполне сопоставимы с нравственными  общечеловеческими нормами, т.к. не существует отдельно взятой морали для  правонарушителей и для законопослушных граждан. В процессе перевоспитания такие нравственные нормы, как добросовестное отношение к труду, точное исполнение законов и уважение к правилам человеческого общежития, бережное отношение к общественной и личной собственности, приобретают статус правовых.

      Перевоспитание  в местах лишения свободы рассматривается  как двусторонний процесс, включающий и педагогическую работу воспитателей, и работу администрации по организации  системы исправительно-трудовых воздействий, и деятельность самих осужденных по усвоению этих воздействий. Результатом такого взаимодействия является диалектическое единство нравственной перестройки сознания и поведения личности.

      Правовое  перевоспитание следует рассматривать  как специфический процесс в  исправительно-трудовых учреждениях, в котором своеобразно преломляются общие закономерности и принципы воспитания, а так же как подсистема всей системы воспитания, сложившейся в обществе и выполняющая преобразовательную функцию26.

      Разнообразие  используемых средств воспитательного воздействия повышают уровень эффективности процесса перевоспитания. Но одно лишь их знание не приведет к желаемым результатам. Необходимо учитывать особенности организации процесса правового перевоспитания и той социальной группы, на которую будет распространяться данный процесс.

      Затрагивая  вопрос об особенностях организации  перевоспитательного процесса в  органах внутренних дел, следует  заметить то обстоятельство, что большинство  научной литературы посвящено вопросам правового перевоспитания с позиции, в которой органы внутренних дел являются субъектом, а не объектом данного процесса, а также освещения вопросов профессиональной деформации.

      В настоящее время существует огромная потребность в воспитании и перевоспитании не только граждан-обывателей, а в большей степени юристов, лиц, профессии которых непосредственно связаны с юридической практикой; государственные кадры: чиновники, госслужащие. При изучении данного вопроса я, с сожалением, столкнулась с материалами вековой давности, где уже высказывались размышления о причинах правовой безграмотности, неуважения закона, коррупции государственного аппарата.

      В настоящее время в органах  внутренних дел правовое перевоспитание, вызвано рядом причин, обусловливающих  необходимость его организации. Такими причинами являются недостаточная профессиональная и морально-психологическая готовность, профессиональные изменения в правосознании от отклонений до деформаций. Вместе с тем пока не удаётся кардинально изменить ситуацию в деле укрепления служебной дисциплины и законности в органах и подразделениях внутренних дел.

      Определенное положительное воздействие на решение задач по обеспечению психологической устойчивости сотрудников, а также повышению качества отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел оказывает система психологического обеспечения, действующая на штатной основе.

      Правовое  воспитание применительно к юридической  области ориентируется, прежде всего, на приобретение воспитуемым (сотрудником, юристом) основ правовых знаний.

      В правовом воспитании иных различных социальных групп чрезвычайно важно формировать и укреплять убеждения, установки и мотивы правомерного и инициативного правового поведения, добиваться активного участия граждан в управлении, охране правопорядка. Эти качества личности тесно связаны с осознанием и выработкой устойчивого нравственного отношения людей к правовым нормам и их применению в обществе: уважение к закону, правосудию, органам, применяющим закон, порядку его исполнения, правам личности27.

Информация о работе Правовое воспитание граждан в России