Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:21, курсовая работа
Объектом исследования является государственно-правовая действительность современного российского общества.
Предметом исследования выступает система правового воспитания в современном российском обществе.
Цель исследования - разработка теоретических, организационных и законодательных основ правового воспитания граждан в России. В соответствии с целью исследования предусматривается решение ряда взаимосвязанных задач теоретического и эмпирического характера:
1. Уточнить и обосновать терминологию и формулирование определений ряда понятий, относящихся к предметной области исследования.
2. Проанализировать законодательную базу и выявить проблемы регулирования организации правового воспитания в Российской Федерации.
3. Определить субъект и объект правового воспитания, а также его цели, задачи и функции.
4. Исследовать структурные элементы правового воспитания в России.
5. Разработать механизм организации и управления правовым воспитанием в России, а также исследовать проблемы, относящиеся к данной сфере.
6. Разработать систему мер и рекомендаций, направленных на совершенствование организации правового воспитания в России.
Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы правового воспитания……………………... 7
1.1. Сущность и специфика правового воспитания…………………....... 7
1.2. Цели, задачи, формы и методы правового воспитания…………… 12
1.3. Функциональная характеристика правового воспитания………… 18
Глава 2. Организационный аспект правового воспитания в современном российском обществе……………………………………………………………. 21
2.1. Правовое состояние общества как следствие правового воспитания. Система правовой социализации………………………………………….. 21
2.2. Правовое воспитание в применение к различным социальным группам. Содержание, формы и методы правового перевоспитания…... 27
2.3. Проблема практической реализации правового воспитания в Российской Федерации…………………………………………………….. 33
Заключение……………………………………………………………………….. 41
Список использованных источников и литературы………………………... 43
Существуют качественные различия и в характере правового воспитания и его востребованности в рамках разных правовых семей. В рамках англо-саксонской правовой семьи актуальность организации правового воспитания гораздо меньше, чем в странах с господством континентального права, поскольку в странах англо-саксонской правовой семьи культивируется «живое» право, а потому роль развитого правосознания выше, чем в странах, где культивируется писанное, узаконенное право.
На примере российских граждан21, как представителей континентальной правовой семьи, характерна система двойных стандартов, вызванная разрывом между идеологией и реальной жизнью, и в конечном итоге приведшая к разрыву между правом и нравственностью, неуважению закона. Вот почему у российских граждан и представителей англосаксонской правовой семьи настолько различны полученные результаты, касающиеся отношения к закону. Одним из самых ярких примеров является то, что закон у американцев является средством защиты отдельного человека, а у российских граждан - средством защиты государства, именно поэтому понятие «справедливость» не ассоциируется с законом, и как следствие, российские граждане чувствуют незащищенность перед государством и преступностью.
Одним
из важнейших показателей
Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества.
С точки зрения своеобразия правового сознания и, следовательно, правового воспитания можно отметить достаточное количество критериев выделения социальных групп: по возрастному, по половому, по социальному признаку и т.д.
Морально-этические нормы представляют собой очень мощные регуляторы всей жизнедеятельности личности. Это справедливо как для норм общей этики, так и для отдельного ее раздела - трудовой морали, которая призвана ориентировать людей в более узкой сфере трудовых взаимоотношений. В еще более узкой области - в профессиональной деятельности - функционируют так называемые нормы профессиональной этики и деонтологии. Особенно велика их роль в такой профессиональной сфере, которая имеет дело с людьми.
Каждая профессия влияет на восприятие мира, права и сознание человека, поэтому было бы неверным утверждать, что только у юристов есть свое видение правовой жизни.
Реализация правового воспитания и обучения, как некого процесса, возможна только в определенный период жизни человека. Вследствие этого, значительная часть нашего исследования правового воспитания социальных групп, разбитых по возрастному критерию, посвящена правовому воспитанию молодежи.
Особое место, в силу своей актуальности на данном этапе развития государства, занимают позитивно и негативно ориентированные группы.
Весьма ощутимой проблемой современной действительности является крайне развитый нигилизм в обществе, что в свою очередь делит общество на два враждующих лагеря.
Специфика современного состояния процесса формирования общественного правосознания в российском обществе проявляется в том, что он осуществляется в условиях крайнего правового нигилизма большей части населения страны. Усиливающими факторами данного явления выступают разрушение прежних стереотипов и ориентации, нравственно-правовых ценностей, распространение в массовом порядке девиантных форм поведения, сохраняющийся правовой кризис, незавершенность процесса реформирования правовой системы и т.д.
Качество деятельности государственного аппарата и в целом надлежащее осуществление государственных функций во многом зависит от уровня развитости профессионального (юридического) правосознания, от содержания и характера присущих ему юридических ценностных установок и ориентации22.
Правовое
воспитание населения, правотворчество
и правоприменение есть особые формы,
через которые реализуется правовая политика
государства. Каждой из этих сфер присущ
свой собственный набор средств, при помощи
которых осуществляется целенаправленное
воздействие на сознание и поведение людей
в сфере правового регулирования.
2.2.
Правовое воспитание
в применении к
различным социальным
группам. Содержание,
формы и методы правового
перевоспитания
Одним
из важнейших показателей
Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества.
С точки зрения своеобразия правового сознания и, следовательно, правового воспитания можно отметить достаточное количество критериев выделения социальных групп: по возрастному, по половому, по социальному признаку и т.д.
Морально-этические нормы23 представляют собой очень мощные регуляторы всей жизнедеятельности личности. Это справедливо как для норм общей этики, так и для отдельного ее раздела - трудовой морали, которая призвана ориентировать людей в более узкой сфере трудовых взаимоотношений. В еще более узкой области - в профессиональной деятельности - функционируют так называемые нормы профессиональной этики и деонтологии. Особенно велика их роль в такой профессиональной сфере, которая имеет дело с людьми.
Каждая профессия влияет на восприятие мира, права и сознание человека, поэтому было бы неверным утверждать, что только у юристов есть свое видение правовой жизни.
Реализация правового воспитания и обучения, как некого процесса, возможна только в определенный период жизни человека. Вследствие этого, значительная часть нашего исследования правового воспитания социальных групп, разбитых по возрастному критерию, посвящена правовому воспитанию молодежи.
Особое место, в силу своей актуальности на данном этапе развития государства, занимают позитивно и негативно ориентированные группы.
Весьма ощутимой проблемой современной действительности является крайне развитый нигилизм в обществе, что в свою очередь делит общество на два враждующих лагеря.
Специфика современного состояния процесса формирования общественного правосознания в российском обществе проявляется в том, что он осуществляется в условиях крайнего правового нигилизма большей части населения страны. Усиливающими факторами данного явления выступают разрушение прежних стереотипов и ориентации, нравственно-правовых ценностей, распространение в массовом порядке девиантных форм поведения, сохраняющийся правовой кризис, незавершенность процесса реформирования правовой системы и т.д.24
Качество деятельности государственного аппарата и в целом надлежащее осуществление государственных функций во многом зависит от уровня развитости профессионального (юридического) правосознания, от содержания и характера присущих ему юридических ценностных установок и ориентации.
Правовое
воспитание населения, правотворчество
и правоприменение есть особые формы,
через которые реализуется
Перевоспитание
является более сложным процессом,
так как направлено на перестройку
неправильно сложившихся
Существует достаточно внушительный арсенал методов и средств изучения личности, ее воспитания и перевоспитания. В основном это педагогические и психологические методы, широко применяемые всеми субъектами воспитания. Выбор того или иного метода должен определяться предметом и задачами конкретного исследования.
Воспитание всегда связано с изменением сознания, поведения, отношений с точки зрения заданных целей. Поэтому в большинстве случаев термин «перевоспитание» используется в контексте исполнения наказаний. Процесс перевоспитания направлен на изменение сознания и поведения, и происходит данное воздействие зачастую посредством государственного принуждения. С таким подходом согласно большое количество ученых, рассматривающих процесс перевоспитания с позиции исправления осужденных.
В процессе перевоспитания степень изменения личности различна, но при этом они вполне сопоставимы с нравственными общечеловеческими нормами, т.к. не существует отдельно взятой морали для правонарушителей и для законопослушных граждан. В процессе перевоспитания такие нравственные нормы, как добросовестное отношение к труду, точное исполнение законов и уважение к правилам человеческого общежития, бережное отношение к общественной и личной собственности, приобретают статус правовых.
Перевоспитание
в местах лишения свободы
Правовое перевоспитание следует рассматривать как специфический процесс в исправительно-трудовых учреждениях, в котором своеобразно преломляются общие закономерности и принципы воспитания, а так же как подсистема всей системы воспитания, сложившейся в обществе и выполняющая преобразовательную функцию26.
Разнообразие используемых средств воспитательного воздействия повышают уровень эффективности процесса перевоспитания. Но одно лишь их знание не приведет к желаемым результатам. Необходимо учитывать особенности организации процесса правового перевоспитания и той социальной группы, на которую будет распространяться данный процесс.
Затрагивая вопрос об особенностях организации перевоспитательного процесса в органах внутренних дел, следует заметить то обстоятельство, что большинство научной литературы посвящено вопросам правового перевоспитания с позиции, в которой органы внутренних дел являются субъектом, а не объектом данного процесса, а также освещения вопросов профессиональной деформации.
В настоящее время существует огромная потребность в воспитании и перевоспитании не только граждан-обывателей, а в большей степени юристов, лиц, профессии которых непосредственно связаны с юридической практикой; государственные кадры: чиновники, госслужащие. При изучении данного вопроса я, с сожалением, столкнулась с материалами вековой давности, где уже высказывались размышления о причинах правовой безграмотности, неуважения закона, коррупции государственного аппарата.
В настоящее время в органах внутренних дел правовое перевоспитание, вызвано рядом причин, обусловливающих необходимость его организации. Такими причинами являются недостаточная профессиональная и морально-психологическая готовность, профессиональные изменения в правосознании от отклонений до деформаций. Вместе с тем пока не удаётся кардинально изменить ситуацию в деле укрепления служебной дисциплины и законности в органах и подразделениях внутренних дел.
Определенное положительное воздействие на решение задач по обеспечению психологической устойчивости сотрудников, а также повышению качества отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел оказывает система психологического обеспечения, действующая на штатной основе.
Правовое воспитание применительно к юридической области ориентируется, прежде всего, на приобретение воспитуемым (сотрудником, юристом) основ правовых знаний.
В правовом воспитании иных различных социальных групп чрезвычайно важно формировать и укреплять убеждения, установки и мотивы правомерного и инициативного правового поведения, добиваться активного участия граждан в управлении, охране правопорядка. Эти качества личности тесно связаны с осознанием и выработкой устойчивого нравственного отношения людей к правовым нормам и их применению в обществе: уважение к закону, правосудию, органам, применяющим закон, порядку его исполнения, правам личности27.