Правонарушения и юридическая ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:01, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования данной дипломной работы является изучение понятия и особенностей правонарушения и юридической ответственности по действующему законодательству Российской Федерации.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать правонарушение как основание юридической ответственности;

- выявить виды правонарушений по действующему законодательству Российской Федерации;

- определить понятие, признаки и функции юридической ответственности;

Содержание

Введение 3
1 Правонарушение как основание юридической ответственности 6
1.1 Сущность и причины правонарушения как основания

юридической ответственности 6

1.2 Признаки правонарушения 15

1.3 Элементы состава правонарушения 19

2 Классификация правонарушений 21

3 Понятие, признаки и функции юридической ответственности 26

3.1 Юридическая ответственность как социально-правовой

феномен 26

3.2 Цели, функции и принципы юридической ответственности 34

3.3 Классификация и меры юридической ответственности

по действующему законодательству РФ 36

Заключение 49

Глоссарий 52

Список сокращений 54

Список использованных источников 55

Приложение А Логическая схема - Динамика преступлений в России и

Новгородской области. 2007-2009 годы 60

Приложение Б Логическая схема - Классификация правонарушений 61

Приложение В Логическая схема – Разновидность социальной ответственности 62

Работа содержит 1 файл

Диплом 2.doc

— 321.50 Кб (Скачать)

      Значимость  общественного отношения - понятие  относительное, поскольку одно и то же общественное отношение при различных условиях может быть менее или более значимым. Так, понятием хулиганства объединяются и административный проступок (ст. 20.1 КоАП РФ), и преступление (ст. 213 УК Российской Федерации). Оба вида правонарушений посягают на отношения в сфере общественного порядка, но при определенных условиях посягательство рассматривается как преступление, а при отсутствии таковых - как проступок. Законодатель определяет, что более дерзкие, циничные формы хулиганских действий представляет собой уголовно наказуемое деяние. Поэтому одного критерия определения степени общественной опасности правонарушения - значимость регулируемого правом общественного отношения, ставшего объектом противоправного посягательства - недостаточно. В дополнение к нему используют и другие критерии.13

      Различают степень общественной опасности  правонарушения по размеру причиненного ущерба противоправным деянием, по способу, времени и месту его совершения.

      Личность  правонарушителя также влияет на определение степени общественной опасности правонарушений. Общественную опасность представляют лица, совершившие преступления. Складывается этот критерий из следующих характеристик личности правонарушителя: признание судом лица особо опасным рецидивистом, неснятая и непогашенная судимость, состояние алкогольного или наркотического опьянения. Но может стать общественно опасной личность, неоднократно совершившая один и тот же проступок, тогда все ее последующие правонарушения этого вида будут расцениваться как преступления. Например, незаконная охота является уголовно наказуемым деянием (ст. 258 УК Российской Федерации), если совершена после применения мер административной ответственности за такое же нарушение (ст. 8.37 КоАП РФ).

      Таким образом, присущая всем правонарушениям  общественная опасность различается по количественному критерию - степени общественной опасности - в свою очередь влияющей на качественное различие правонарушений: преступления характеризуются большей, а проступки - меньшей степенью общественной опасности.

      Государство, беря на себя обязанность "признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина" (ст. 2 Конституции Российской Федерации), запрещает издаваемыми нормами права деяния, опасные для отдельной личности или общества в целом. Правонарушению изначально присуща направленность против права. Разрыв в связи общественной опасности деяния и противоправности следует рассматривать как недостаток в деятельности законодательных органов - несвоевременное реагирование на изменяющиеся социально-политические условия.

      Правонарушения  совершаются только людьми, но не всякое лицо может быть признано совершившим  правонарушение, а лишь то, которое способно самостоятельно нести юридическую ответственность, т.е. лицо деликтоспособное.

      Правонарушение - это поведение, то есть оно выражается в противоправных действиях или бездействии. Мысли, убеждения, намерения, внешне не проявившиеся, не могут рассматриваться в качестве признака правонарушения.

      Правонарушение - это виновное деяние. Рассмотрение вины как психического отношения лица к совершенному правонарушению в качестве обязательного признака правонарушения признается далеко не всеми учеными-правоведами. Некоторые ученые категорически утверждают, что нет ответственности без вины, а существующая в законодательстве ответственность за невиновные объективно-противоправные деяния не является юридической ответственностью как таковой. Это лишь несение специального риска, компенсация убытков в силу предусмотренных в законе особых оснований. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, есть аналогия ответственности страховщика за ущерб, причиненный страховым бедствием застрахованному, то есть распределение риска.

      Существует  и другая точка зрения. Исследователи, определяя вину в качестве необходимого основания юридической ответственности, тем не менее признают, как исключение, необходимую правовую аномалию - безвинную ответственность.14

      Признаки  правонарушения, образующие предпосылки юридической ответственности, в совокупности являются не чем иным, как фактическим основанием ответственности. Деяние, которому присущи характерные признаки правонарушения, объективно, в силу своего существования в действительности, влечет за собой возникновение правоотношения ответственности.  

      1.3 Элементы состава  правонарушения 

      Юридической наукой разработано понятие состава  правонарушения, которым называется описание признаков правонарушения по схеме: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

      Трансформация социального в юридическое получает выражение в составе правонарушения, в четырех элементах которого юридически оформляются все его социологические свойства. Первый и, по-видимому, важнейший из них - объект правонарушения.

      В современной российской юриспруденции общепризнано, что им являются общественные отношения. Такая трактовка объекта, очевидно, связана с материальным понятием правонарушения как деяния, опасного для основ общественного строя, а не просто нарушающего юридическую норму.

      Вместе  с тем непосредственно правонарушение не затрагивает общественное отношение как таковое. Правонарушитель посягает, например, не на производственные отношения и даже не на общественные отношения собственности, а на вещи. Он покушается не на политические отношения вообще, а совершает, к примеру, террористический акт против конкретного государственного или общественного деятеля. Этого достаточно, чтобы понять, почему законодатель, стремясь воспроизвести объективные юридические свойства правонарушений, многие их составы построил таким образом, что в качестве объекта в них указываются не общественные отношения, а либо их элементы (например, субъекты политической деятельности), либо то, по поводу чего они, общественные отношения, складываются (например, частное имущество).15

      Сложность объекта правонарушения обусловливает и трудности его воспроизводства в теории. Например, науке уголовного права пришлось ввести в свою теорию понятия общего, родового и непосредственного объектов преступления. Под общим объектом преступления понимается вся совокупность общественных отношений как таковых. Под родовым (его иногда называют также групповым) объектом преступления понимается отдельный класс однородных отношений (например, политические, хозяйственные и т.д.). Наконец под непосредственным объектом чаще всего разумеют отдельные общественные отношения, на которые покушается преступник. Для обозначения же того, на что непосредственно посягает правонарушитель, теория пользуется понятием предмета преступления. Под ним понимаются те материальные предпосылки или элементы общественного отношения, которые становятся предметом прямого преступного посягательства (например, вещи, люди и т.д.).

      Второй  элемент состава правонарушения образует его объективная сторона. Она охватывает  деяние, т.е. отдельный поведенческий акт, находящийся под контролем сознания и воли субъекта, причиненный им вред, который делает это деяние общественно опасным, и причинную связь между деянием и наступившим социальным ущербом. 
 

 

       2 Классификация правонарушений 

      Классификация правонарушений - это их дифференциация в зависимости от степени их общественной опасности и общественной вредности. Не следует представлять эту классификацию как механическое отнесение того или иного противоправного деяния к определенному виду правонарушений. Во всех случаях учитывается степень общественной опасности и общественной вредности противоправных действий, и на этом основании оно относится законодателем к определенной группе правонарушений.

      История развития общества, государства и  права свидетельствует, что степень общественной опасности тех или иных противоправных действий непостоянна, поэтому грань между различными видами правонарушений не остается неизменной. Общественная опасность - категория историческая, она меняется с изменением обстановки. То или иное противоправное деяние, которое считалось преступлением, нередко с изменением исторической обстановки, социальных условий теряет свою общественную опасность и переводится в другую группу правонарушений, например, дисциплинарных проступков. Вполне возможна и обратная трансформация правонарушений.

      Если  государство признает определенное деяние общественно опасным, оно  квалифицирует его как уголовное  преступление. Если же деяние не носит  общественно опасного характера, оно  квалифицируется как административный, дисциплинарный либо гражданский проступок.

      Все правонарушения делятся на две основные группы: 1) преступления и 2) проступки (иные правонарушения).

      -  Преступления - это виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные Уголовным Кодексом РФ под угрозой наказания16. Преступления причиняют наиболее существенный вред личности и другим субъектам права. В силу их большой общественной опасности санкции за совершение такого рода правонарушений носят резко выраженный карательный характер, направленный против личности правонарушителя. Такого карательного характера санкций, какой имеют санкции уголовного права, не имеет ни одна отрасль права.

      -  Проступки (иные правонарушения). К иным правонарушениям (проступкам) относятся гражданско-правовые деликты (гражданские правонарушения), административные, налоговые и дисциплинарные проступки.

      Особый  вид правонарушений составляет издание  органами государства, организациями  и их должностными лицами незаконных решений, постановлений, приказов и  т. п.

      Проступки отличаются от преступлений и различаются между собой по иному основанию: в зависимости от характера и вида регулируемых общественных отношений, в зависимости от объекта посягательства.

      а) Гражданские правонарушения - это посягательства на имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, регулируемые в первую очередь нормами гражданского, семейного, жилищного права. Например, несоблюдение договора поставки, невозвращение денежного долга и т. д. В гражданском праве допускается возможность наступления ответственности без вины правонарушителя.17 

      Объектом  посягательства гражданских правонарушений являются имущественные и связанные  с ними личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, также нормами других отраслей права. Внешне они выражаются в неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств,  причинении какого-либо имущественного вреда. Санкции, как правило, носят правовосстановительный характер и заключаются в возмещении нанесенного имущественного ущерба, отмене незаконных сделок, восстановлении нарушенных прав.

      б) Административные проступки – это  посягательства на установленный порядок  управления, на честь, достоинство и  здоровье граждан, личную, общественную, государственную, муниципальную собственность, общественный порядок. За эти проступки предусмотрена административная ответственность.

      Административные  проступки (их виды, состав) предусматриваются  нормами не только административного  права, но и финансового, таможенного, муниципального и других отраслей права.

      К административным проступкам относятся: нарушение правил дорожного движения, пожарной безопасности, регистрации  по месту пребывания, нарушение различных  финансовых инструкций и т. п.

      Наиболее  распространенным видом наказания  является штраф. В последние годы в России активнее стал использоваться такой вид наказания, как предупреждение.

      в) Налоговые правонарушения - это виновно совершенные противоправные (в нарушении законодательства о налогах и сборах) деяния налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которые Кодексом установлена ответственность.18

      К налоговым правонарушениям относятся: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, непредставление  налоговой декларации, неуплату или  неполную уплату сумм налога, непредставление  налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля и т. д.

      г) Дисциплинарные проступки - это посягательства на служебную, трудовую, учебную дисциплину, установленную законодательством (опоздание на работу, пропуск занятий без уважительных причин и т. п.). Это правонарушения, совершаемые в сфере служебных отношений, трудовой деятельности.

      д) Процессуальные - это несоблюдение процедурных требований, предъявляемых к порядку рассмотрения дела, порядку принятия решения в целях обеспечения его обоснованности, законности, объективности, справедливости. Это нарушение установленной юридической процедуры, в которой должен проходить конституционный, административный судебный процесс, нарушение процедуры осуществления правосудия, правила прохождения юридического дела в каком – либо другом правоприменительном органе, нарушения принятого регламента (например, порядка принятия закона).

Информация о работе Правонарушения и юридическая ответственность