Понятие государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 17:22, контрольная работа

Описание работы

Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.

Работа содержит 1 файл

система гос и мун управления.doc

— 374.50 Кб (Скачать)

   Республика– форма правления, при которой:

   1) государственная власть передается народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т. п.), который выполняет свое функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти;

   2) представительная власть сменяема, избирается на определенный срок;

   3) законодательно закрепляется подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности.

   Признаки  республики:

   1) выборность и сменяемость представительной власти;

   2) коллегиальность правления;

   3) подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.

   Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские.

   В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом давать отставку правительству, выразив ему недоверие, правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является главой государства, но не главой правительства. Правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах.

   Президентская республика– это форма правления, при которой президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность.

11. Формы государственного устройства

   Под государственным устройством понимается внутренняя национально—территориальная  организация государства, соотношение целого и его части. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение. Существуют три общепризнанные формы государственного управления: унитарная, федеративная и конфедеративная (промежуточная).

   Унитарное государство– это целостное централизованное государство, административно—территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. Так как основным признаком унитарного государства является целостность, то естественно следующее: единственный высший орган государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно—правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно—территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении центра и местных представительных органов.

   Большая часть государств имеет унитарную  форму государственного устройства. Население унитарного государства  может быть как однонациональным, так и многонациональным.

   Федеративное  государство (федерация)есть сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решении общих задач.

   При этом субъекты образуются по национальному  или территориальному принципу либо использует и первое, и второе.

   Входящие  в состав федерации государственные  образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы – законодательный, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации в целом и ее субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенцию (предметы ведения).

   Конфедерация– это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Конфедерация не обладает суверенитетом.

   Конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Конфедерацию можно назвать переходной формой государственного устройства. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 гг. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства – США.

12. Политический режим

   Политический  режим– это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

   Профессор С. С. Алексеев выделяет следующие свойства политического режима:

   1) политический режим прежде всего зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят метода насилия, в государстве складывается режим реакционный антидемократический;

   2) в каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.

   В зависимости от характера используемых государственной властью средств  и способов управленческого воздействия различают авторитарные и демократические государственно—правовые режимы.

   Авторитарный  режим отличается тем, что:

   1) народ при таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля над ее деятельностью;

   2) вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты, не учитывающей коренных интересов населения;

   3) устраняется оппозиция;

   4) решения центральной власти реализуются при широкомасштабном использовании насилия, при опоре на военно—полицейский аппарат. Устанавливается полное преимущество государства над правом;

   5) личность лишена гарантий безопасности, человек не может реально пользоваться общедемократическими свободами, даже если они формально провозглашены.

   При тоталитарном режиме власть переходит в руки диктатора, осуществляющего правление насильственными методами, происходит абсолютная концентрация власти законодательной и исполнительной в одном органе. Права и свободы человека никем не защищены.

   При демократическом  режиме высшие органы государства выступают от имени народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Права человека и гражданина гарантированы и защищены государством.

13. Понятие, правовой статус органа государственной власти

   Орган государственной власти – это  звено государственного аппарата, участвующего в осуществлении определенных государственных функций и наделенного в этой связи властными полномочиями.

   Признаки  органов государственной  власти:

   1) создается и действует от имени государства – Российской Федерации или ее субъекта;

   2) действует на основе законов и других нормативных правовых актов;

   3) выполняет свойственные только ему функции и задачи;

   4) обладает собственной компетенцией;

   5) характеризуется организационной обособленностью и самостоятельностью;

   6) наделен властными полномочиями, т. е. его решения принимаются от имени государства, носят обязательный для всех характер.

   Государственные органы РФ действуют на основе Конституции  РФ и принципов, в ней заложенных.

   Конституционные принципы – это закрепленные в Конституции РФ исходные начала, лежащие в основе функционирования государственных органов.

   Такими  принципами выступают:

   1) приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 7 Конституции РФ);

   2) народовластие (ст. 3 Конституции РФ);

   3) федерализм (ст. 5 Конституции РФ);

   4) разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ); 5 законность (ст. 15 Конституции РФ);

   6) светскость (ст. 14 Конституции РФ).

   В своей деятельности органы государственной  власти должны руководствоватьсяпринципом приоритета прав и свобод человека и гражданина.

   Закрепляя общечеловеческие стандарты защиты прав и свобод личности, страны и  государства принимают меры по их соблюдению и охране от всевозможных посягательств.

   Принцип народовластия означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия, на им же определенных условиях.

   Принцип федерализма выражается в единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

   Принцип разделения властей. С целью предотвращения злоупотребления все ветви государственной власти должны быть независимыми, самостоятельными и взаимно уравновешенными.

   Принцип законности означает обязательность соблюдения всеми государственными органами Конституции РФ, законов и подзаконных актов.

   Принцип светскости означает взаимное невмешательство как государства и его органов в дела церкви, так и религиозных организаций в государственные дела.

14. Классификация органов государственной власти

   Орган государства –  это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно—властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

   По  уровню деятельности различают федеральные органы и органы субъектов Федерации.

   На  федеральном уровне система органов государственной власти включает в себя: Президента РФ, федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также федеральные органы исполнительной власти и суды Российской Федерации.

   В субъектах Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

   По  характеру выполняемых  задач органы государства  подразделяются на четыре вида:

   1) органы законодательной власти;

   2) органы исполнительной власти, основная форма деятельности которых – исполнительно—распорядительная;

   3) органы судебной власти, осуществляющие правосудие и уполномоченные применять государственное принуждение;

   4) органы контрольной власти, деятельность которых состоит в проверке соответствия актов и действий государственных и иных органов, их должностных лиц:

   а) постоянные, которые создаются без ограничения срока действия;

   б) временные, которые создаются на определенный срок.

   В зависимости от правовой основы образования можно различать государственные органы, создаваемые на базе:

   1) Конституции РФ;

   2) федеральных конституционных законов, федеральных законов;

   3) указов Президента РФ;

   4) постановлений Правительства РФ;

   5) законодательных актов субъектов Российской Федерации.

   Органы  государства различаются между  собой и тем, что одни из них  – коллективные образования, другие – представлены одним лицом.

   Своего  рода обобщающим основанием классификации  государственных органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства.

   Исследование  различных видов государственных  органов предполагает их комплексное  рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи  всех упомянутых выше и, возможно, некоторых  других оснований их классификации.

15. Институт Президента РФ: статус, полномочия, ответственность

Информация о работе Понятие государственного управления