Понятие государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 17:22, контрольная работа

Описание работы

Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.

Работа содержит 1 файл

система гос и мун управления.doc

— 374.50 Кб (Скачать)

   При регулировании полномочий органов  муниципальных образований используется принцип субсидиарности, в применении к разграничению предметов ведения государства и государственных образований, с одной стороны, и муниципальных образований – с другой. Он означает, что вопросы, которые можно решать на низшем уровне, не следует передавать на верхний уровень, муниципальным органам передаются задачи, с которыми не могут справиться объединения граждан путем использования самоорганизации, других форм непосредственной демократии. Есть и иные толкования принципа субсидиарности. Они имеют свои особенности (например, в конституционном и международном праве, когда акцент делается на содействии, поддержке при решении общих задач, если только такому содействию не препятствует Конституция и не возражает та ветвь власти, которой содействие оказывается).

39. Понятие организационных основ местного самоуправления

   Впервые термин «основы местного самоуправления»  был введен Федеральным Законом  от 11 января 1995 г. № 4–ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» в связи с необходимостью организации деятельности населения по осуществлению местного самоуправления.

   Подосновами местного самоуправления следует понимать сложившиеся в обществе экономические, социальные, финансовые, правовые и другие возможности и условия, совокупность которых образует тот базис, на котором строится вся система местного самоуправления, осуществляется муниципальная власть.

   Важнейшим условием эффективности местного самоуправления являются его организационные основы, с помощью которых на муниципальном  уровне происходит формирование и организация  практической работы различных органов местного самоуправления, координация их деятельности, а также их взаимодействие с органами государственной власти.

   Организационные основы, являясь институтом муниципального права, представляют собой совокупность муниципальноправовых норм—принципов, принятие которых в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

   Организационные основы должны соответствовать возложенным  на органы муниципального образования  целям и задачам, выраженным в  основном в их компетенции. При этом основы должны соответствовать уровню развития и в стране в целом, и в отдельно взятом муниципальном образовании.

   Организационные основы местного самоуправления представляют собой Совокупность норм, закрепленных в Конституции РФ, федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ, устанавливающих:

   1) систему органов местного самоуправления (общие принципы ее формирования);

   2) общие принципы формирования структуры органов местного самоуправления;

   3) основы организации муниципальной службы;

   4) особенности организации самоуправления в разных видах муниципальных образований и на территориях со специальным административно—правовым режимом.

   В отличие от экономических основ  организационные основы Закон от 6 октября 2003 г. № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в отдельную главу не выносит, поскольку нормы, составляющие в совокупности организационные основы местного самоуправления, находятся во всех главах Закона.

40. Система и структура органов местного самоуправления

   В любом государстве способность  органов местного управления эффективно выполнять свою задачу во многом зависит  от того, как они организованы. Известно, что организация чего—либо имеет  структурную и функциональную стороны. Применительно к механизму местного самоуправления это означает прежде всего создание соответствующей системы органов местного самоуправления, разработку структуры этих органов, установление компетенции каждого из них, подбор и расстановку кадров.

   В соответствии с Конституцией РФ носителем  и единственным источником власти в  РФ является народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также  через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3). При этом ч. 2 ст. 130 Конституции РФ конкретизирует ч. 2 ст. 3 и предусматривает осуществление гражданами местного самоуправления «через выборные и другие органы местного самоуправления».

   Термин«структура» используется во многих отраслях познаний, но законодательного закрепления данное понятие не имеет. Существуют различные точки зрения относительно данного понятия, но однозначного вывода из теоретических исследований ученых сделать нельзя.

   В узком смысле структура органов  местного самоуправления – это система  имеющих самостоятельный статус органов, которые на данной территории осуществляют функции и полномочия местного самоуправления. В широком смысле– понятие структура органов местного самоуправления включает также внутренние подразделения представительного органа и исполнительного органа. Структура органов местного самоуправления и в узком, и в широком смысле являетсяпредметом местного ведения.

   Понятия «система» и «структура» органов  местного самоуправления аналогичны, причем понятие «система» более  узкое и входит в понятие «структура», имеющее узкий и широкий смысл.

   Согласно  Конституции РФ структура органов  местного самоуправления определяется населением самостоятельно в уставах  муниципальных образований. Обсуждению не подлежит лишь судьба обязательных органов местного самоуправления: представительных, исполнительных органов и главы муниципального образования.

   Закон «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» впервые подробным образом  фиксирует процедуру определения  структуры местных органов при образовании на межселенных территориях нового муниципального образования или в случаях его преобразования. Структура определяется населением на местном референдуме, сходе граждан (на территориях с численностью жителей менее 100 человек) либо представительным органом местного самоуправления. Тот или иной вариант решения такого вопроса отражается в муниципальном уставе.

41. Особенности организации местного самоуправления в городах – субъектах РФ Москве и Санкт—Петербурге

   Наличие особенностей местного самоуправления в городах – субъектах РФ Москве и Санкт—Петербурге обусловлено различными причинами, но, безусловно, носящими важный характер. С одной стороны, Конституция РФ содержит нормы, устанавливающие положение о том, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (п. 2 ст. 11 Конституции РФ). С другой стороны, в Конституции РФ существуют нормы, согласно которым в городских поселениях (в том числе Москве и Санкт—Петербурге) осуществляется местное самоуправление (п. 1 ст. 131).

   Первоначально Закон «О Счетной палате Российской Федерации» не учитывал специфики городов—субъектов, закрепляя общие для всех видов  муниципальных образований принципы организации самоуправления. Позднее  необходимость решения проблем, связанных со спецификой городов федерального значения, заставила законодателей внести изменения в Закон. Этими изменениями была установлена дуалистическая (смешанная) модель, согласно которой представительные и исполнительные органы городской власти являлись одновременно органами государственной власти субъекта РФ и органами городского (местного) самоуправления и обладали всеми законодательно установленными полномочиями этих органов.

   В настоящее время проблемы организации местного самоуправления в городах федерального значения урегулированы ст. 79 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следующим образом:

   1) местное самоуправление в городах федерального значения осуществляется на внутригородских территориях, установление и изменение границ которых осуществляется законами этих городов федерального значения с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий;

   2) перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований определяются законами городов федерального значения Москвы и Санкт—Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.;

   3) состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований определяется законами городов федерального значения в соответствии со списком имущества, закрепленным в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ч. 1–3 ст. 50).

   Таким образом, местное самоуправление осуществляется на внутригородских территориях, следовательно, вопросы общегородского значения являются вопросами государственного, а не местного значения. И только городские органы вправе решать передавать или не передавать те или иные вопросы в ведение внутригородских муниципалитетов.

42. Особенности организации местного самоуправления в ЗАТО

   Закрытым  административно—территориальным  образованием является территориальное  образование, в пределах которого расположены  промышленные предприятия по разработке, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включая специальные условия проживания граждан.

   К основным особенностям организации самоуправления ЗАТО относятся следующие  положения:

   1) ЗАТО наделяется статусом городского округа;

   2) решение о создании (упразднении) ЗАТО принимается Президентом РФ;

   3) при принятии решения об упразднении ЗАТО определяются этапность и сроки снятия особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов (ст. 2 п. 2 Закона о ЗАТО);

   4) ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам:

   а) установления административной подчиненности, границ указанного образования и земель, отводимых предприятиям и объектам;

   б) определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении указанного образования;

   в) обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности. Все решения по вышеуказанным вопросам принимаются Правительством РФ (ст. 1 Закона о ЗАТО);

   5) устанавливаются ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом (ст. 3 п. 1 Закона о ЗАТО);

   6) в бюджет ЗАТО зачисляются все налоги и сборы, полученные с этой территории;

   7) земли ЗАТО находятся в ведении муниципального образования, за исключением земель федеральной собственности;

   8) участие в приватизации муниципального имущества принимают только те, кто постоянно там проживает и зарегистрирован;

   9) компетенция органов местного самоуправления ЗАТО расширена. К ним относятся:

   а) вопрос обеспечения безопасности граждан;

   б) вопрос безопасности в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;

   в) проблемы соблюдения особого режима территории;

   г) вопросы участия в режимном процессе (пропуск) и т. п;

   10) проживание или работа граждан в условиях особого режима ЗАТО подлежат общей социальной компенсации.

43. Особенности организации местного самоуправления в наукограде

   Наукоград– городской округ с градообразующим научно—производственным комплексом, который представляет собой совокупность организаций, осуществляющих научную, научно—техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники.

   Инфраструктура  наукограда– совокупность организаций, обеспечивающих жизнедеятельность населения наукограда.

   В состав научно—производственного комплекса могут  быть включены:

Информация о работе Понятие государственного управления