Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 20:27, курсовая работа
Задачами данной курсовой работы являются:
1. определение четких юридических понятий и правил, определяющих процесс предвыборной агитации;
2. рассмотрение правовых аспектов предвыборной агитации, касающихся ограничений и нарушений.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе имеющихся нормативно-правовых и теоретических источников, проанализировать конституционно-правовое регулирование предвыборной агитации, разработать системное представление о предвыборной агитации как правовом феномене, о принципах ее организации и проведения.
Введение…………………………………….………………………………......3
1. Предвыборная агитация……………………………………………………..5
1.1. Понятие предвыборной агитации………………………………………...5
1.2. Формы и способы предвыборной агитации.……………………………..8
1.2.1. Особенности предвыборной агитации в СМИ……………………….10
1.2.2. Особенности предвыборной агитации посредством
выпуска и распространения печатных,
аудиовизуальных и других агитационных материалов...…………..24
1.2.3. Особенности предвыборной агитации посредством
агитационных публичных мероприятий ……………………………..28
2. Работа с избирателями и участие граждан
в предвыборной агитации…………………..……………………………...31
2.1. Разработка плана работы с избирателями………………………………32
2.2. Методы работы с избирателями ………………………...………………34
3. Правовые аспекты предвыборной агитации……………………...……...44
3.1. Ограничения, предусмотренные на ведение
предвыборной агитации..………………………………………………...44
3.2. Нарушения, допущенные в процессе предвыборной
агитации, которые могут повлечь отмену
регистрации кандидата………………………………….……………….46
Заключение…………………………………………………………………….49
Список использованных источников………………………………………...51
1.2.2. Особенности предвыборной агитации посредством
выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных
и других агитационных материалов
Одно из главных требований к печатным агитационным материалам – это то, что они должны быть изготовлены организациями (индивидуальными предпринимателями), которые не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов опубликовали свои расценки и в тот же срок представили их в определяемую законом комиссию. Поэтому кандидатам нужно знать, какие организации опубликовали свои расценки. Еще лучше заранее (в начале кампании) позаботиться о том, чтобы организация, у которой кандидат собирается печатать свои агитматериалы, заявила о своем участии в кампании, т.е. опубликовала свои расценки.
Вторым важнейшим требованием к печатным агитационным материалам (распространяемым и на аудиовизуальные материалы) является содержание в них всех предусмотренных законом выходных данных – наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда. Малейшее несоблюдение этих требований (например, указание инициалов вместо имени и отчества) может дать избирательной комиссии повод запретить распространение этих материалов, и тогда значительные силы и средства окажутся потраченными впустую.
Третье требование заключается в представлении кандидатом, избирательным объединением в соответствующую избирательную комиссию экземпляров печатных агитационных материалов или их копий, экземпляров аудиовизуальных агитационных материалов, фотографий иных агитационных материалов (баннеров, растяжек и т.п.) до начала их распространения. Несоблюдение этого требования также дает основание запретить распространение этих материалов, причем опыт показывает, что изъятые милицией агитационные материалы уже не возвращаются кандидату (избирательному объединению) даже после того, как он выполнил требование закона и представил в избирательную комиссию экземпляр материала.
Четвертое
требование: изготовление материалов
должно быть оплачено из избирательного
фонда, кроме того оплата должна быть предварительной.
Агитационные листовки.
Во время агитации реализуются планы и стратегические замыслы, созданные на подготовительном этапе. Агитация направлена, на создание положительного образа кандидата, так и на разрушение образа соперников. В целом этот этап состоит из совокупности различных мероприятий, на которых используется определенный набор методов агитационного воздействия. Листовки могут быть настенными и предназначенными для раздачи в руки, агитационными и презентационными, сигнально-информационными.
Существуют следующие виды настенных листовок:
1.Ориентирующие
на борьбу – первая часть
создает образ врага или
2.Биографические
– с изложением краткой
3.Програмные
– с кратким изложением
Агитационная листовка для раздачи избирателям зачастую содержит еще минимум полезной информации (листовки с экологическими телефонами, календарь, правилами поведения в экстренных ситуациях и т.д.).
Характерной особенностью листовок является доминирующие желание закрепить образ кандидата с помощью «ключевых сигналов» (портреты, сопровожденные фразой типа «Человек СЛОВА и ДЕЛА», « Голосуй ЗА!», «это наш кандидат», «это свой человек»). Как показала практика, лучше воспринимались небольшие по размеру, доходчивые по содержанию, адресные цветные листовки.
Специальные выпуски газет.
Через печать осуществляется формирование определенного имиджа кандидата (его человеческое лицо – образование, карьера, хобби, образ хорошего семьянина, заслуги перед жителями города/области, республики, фото с политическими лидерами). Специальный выпуск газеты представляет собой особый вид агитационной продукции, соединяющий в себе достоинства листовки, плаката и газеты. С одной стороны он позволяет кратко представить кандидата в виде лозунгов, афоризмов, большой фотографией, с другой стороны имеется возможность представить интересующемуся избирателю развернутую программу. Специальные выпуски газет позволяют кандидату в достаточной степени полно изложить свои взгляды, вести развернутый монолог с избирателями.
Перед
разработкой избирательных
1.Необходимость
применения данного вида
2.Выбор типа спец. выпуска, либо на базе уже существующего издания, либо издание оригинальной газеты, определение его объема, формата тиража;
3.Содержание, оформление спец. выпуска;
4.Количество спец. выпусков, время выхода, способы распространения.
В
идеале в ходе агитации должны быть
задействованы все каналы коммуникации,
по которым к избирателям может
попасть информация о кандидатах
на выборные должности. Однако на практике
не всегда существуют возможности для
этого, приходится выбирать наиболее эффективные,
для конкретных обстоятельств проведения
кампания, средства агитации, выбирать
источники информации пользующиеся наибольшей
популярностью у населения, через которые
возможно более полно донести информацию
о кандидате, при минимуме затрат.
1.2.3. Особенности предвыборной агитации посредством
агитационных публичных мероприятий
Агитационные публичные мероприятия можно разделить на две группы. К первой группе относятся мероприятия, проводимые в закрытых помещениях (встречи кандидатов с избирателями и т.п.). Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав…” содержит требования о том, что помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также в собственности организаций, имеющих в своем уставном капитале государственную и (или) муниципальную долю, превышающую 30%, должны предоставляться кандидатам, избирательным объединениям на равных условиях. Если такое помещение было предоставлено одному зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, собственник, владелец помещения не вправе отказать другому зарегистрированному кандидату, избирательному объединению в предоставлении помещения на таких же условиях в иное время в течение агитационного периода. При этом помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, должны предоставляться безвозмездно.
Порядок проведения митингов, демонстраций, шествий и пикетирований определен Федеральным законом “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”. В нем даны следующие определения публичных мероприятий:
Уведомления о проведении мероприятия заблаговременно подаются в органы исполнительной власти субъекта РФ или в органы местного самоуправления в зависимости от подведомственности территории – не позднее чем за 10 дней до проведения митинга, демонстрации, шествия и не позднее чем за 3 дня до проведения пикетирования группой лиц. При проведении пикетирования одним участником уведомления не требуется.
Хотя порядок проведения мероприятий и уведомительный, но у рассматривающих уведомление органов власти есть определенные рычаги влияния на организаторов. Так, они вправе внести на рассмотрение организаторам обоснованное предложение об изменении места или времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия. Также соответствующие органы вправе в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции РФ и законодательству РФ, вынести письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности.
Если
во время проведения публичного мероприятия
по вине его участников произошло нарушение
правопорядка, не влекущее угрозы для
жизни и здоровья его участников, представитель
органа исполнительной власти субъекта
РФ или органа местного самоуправления
вправе потребовать от организатора публичного
мероприятия самостоятельно или совместно
с уполномоченным представителем органа
внутренних дел устранить данное нарушение
(а при отказе организатора – самостоятельно
приостановить мероприятие). Если же возникнет
реальная угроза жизни, здоровью или имуществу
людей, или же участники мероприятия умышленно
нарушают установленный законом порядок
проведения акции, то тогда данным органам
власти предоставлено право прекратить
проведение мероприятия.7
2. РАБОТА С ИЗБИРАТЕЛЯМИ И УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В
ПРЕДВЫБОРНОЙ
АГИТАЦИИ
В агитационный период граждане могут свободно предпринимать любые не требующие затрат действия агитационного характера: индивидуальные беседы, агитационные выступления на улице и во дворах, участие в агитационных митингах и шествиях (без самостоятельного изготовления транспарантов) и т.п.8 Если в такой агитации “из уст в уста” участвует множество граждан, ее эффективность может оказаться выше, чем у самых затратных методов.
Если
же говорить о требовании российского
законодательства оплачивать все расходы
на проведение предвыборной агитации
исключительно из средств избирательных
фондов, то и оно не лишает полностью граждан
возможности участвовать в тех формах
предвыборной агитации, которые требуют
расходов, хотя и существенно эти возможности
ограничивает. У них остается право участвовать
в такой агитации в команде кандидата.
Более того, не исключается вариант, когда
гражданин, по договоренности с кандидатом,
вносит свои средства в избирательный
фонд кандидата, а затем на эти средства
изготавливаются агитационные материалы,
которые сам этот гражданин и распространяет.
Разумеется, любой агитационный материал
в поддержку кандидата, оплаченный из
его фонда, должен быть с ним согласован.
Такое ограничение вполне оправдано: именно
кандидат должен определять стратегию
и тактику агитационной кампании, характер
своей агитации, и у него должна быть возможность
не допускать те материалы, которые в эту
схему не вписываются (не говоря уже о
материалах, которые под видом позитивной
агитации фактически содержат негативную).
2.1. Разработка плана работы с избирателями
Рассматривая различные методы работы с избирателями, необходимо иметь в виду несколько моментов, применимых ко всем этим методам. Во-первых, это правило ограниченных ресурсов: следует определить, сколько каждый метод потребует затрат времени, людей и денег. Во-вторых, это взаимозаменяемость ресурсов и методов: часто можно выполнить одну и ту же задачу, используя различные ресурсы. И последнее: для убеждения избирателей, выявления сторонников и побуждения избирателей пойти голосовать в день выборов эффективность каждого метода неодинакова.
Как
уже говорилось ранее, политическая
кампания - это процесс
коммуникации, Все кампании располагают
тремя основными ресурсами для выполнения
этой задачи: время, деньги и люди. Эти
ресурсы можно
комбинировать. Главное - выбрать наилучшее
сочетание, чтобы максимально эффективно
использовать эти три ресурса, то есть
оказать наибольшее влияние на избирателя.
Разрабатывая план работы с избирателями,
необходимо помнить, что ресурсы ограничены.
Важно составить бюджет всех трех ресурсов
- времени, людей и денег - чтобы использовались
все ресурсы наиболее эффективно.
Информация о работе Особенности организации и проведения предвыборной агитации в РФ