Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 20:27, курсовая работа
Задачами данной курсовой работы являются:
1. определение четких юридических понятий и правил, определяющих процесс предвыборной агитации;
2. рассмотрение правовых аспектов предвыборной агитации, касающихся ограничений и нарушений.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе имеющихся нормативно-правовых и теоретических источников, проанализировать конституционно-правовое регулирование предвыборной агитации, разработать системное представление о предвыборной агитации как правовом феномене, о принципах ее организации и проведения.
Введение…………………………………….………………………………......3
1. Предвыборная агитация……………………………………………………..5
1.1. Понятие предвыборной агитации………………………………………...5
1.2. Формы и способы предвыборной агитации.……………………………..8
1.2.1. Особенности предвыборной агитации в СМИ……………………….10
1.2.2. Особенности предвыборной агитации посредством
выпуска и распространения печатных,
аудиовизуальных и других агитационных материалов...…………..24
1.2.3. Особенности предвыборной агитации посредством
агитационных публичных мероприятий ……………………………..28
2. Работа с избирателями и участие граждан
в предвыборной агитации…………………..……………………………...31
2.1. Разработка плана работы с избирателями………………………………32
2.2. Методы работы с избирателями ………………………...………………34
3. Правовые аспекты предвыборной агитации……………………...……...44
3.1. Ограничения, предусмотренные на ведение
предвыборной агитации..………………………………………………...44
3.2. Нарушения, допущенные в процессе предвыборной
агитации, которые могут повлечь отмену
регистрации кандидата………………………………….……………….46
Заключение…………………………………………………………………….49
Список использованных источников………………………………………...51
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………….…………………
1. Предвыборная
агитация……………………………………………………..
1.1. Понятие предвыборной агитации………………………………………...5
1.2. Формы и способы предвыборной агитации.……………………………..8
1.2.1. Особенности предвыборной агитации в СМИ……………………….10
1.2.2. Особенности предвыборной агитации посредством
выпуска и распространения печатных,
аудиовизуальных и других агитационных материалов...…………..24
1.2.3. Особенности предвыборной агитации посредством
агитационных публичных мероприятий ……………………………..28
2. Работа с избирателями и участие граждан
в предвыборной
агитации…………………..……………………………..
2.1. Разработка плана работы с избирателями………………………………32
2.2. Методы работы с избирателями ………………………...………………34
3. Правовые аспекты предвыборной агитации……………………...……...44
3.1. Ограничения, предусмотренные на ведение
предвыборной агитации..………………………………………………..
3.2. Нарушения, допущенные в процессе предвыборной
агитации, которые могут повлечь отмену
регистрации кандидата………………………………….……………….
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников………………………………………...51
ВВЕДЕНИЕ
Современная политическая кампания - это не что иное как усилия, нацеленные на успех в день выборов. Каждая кампания ограничена в своих ресурсах, поэтому важно сделать правильный выбор, объективно оценив возможности, эффективно использовав их для достижения победы. Основные ресурсы кампании - это время, деньги, люди и их творческие возможности. Ключ к успеху избирательной кампании лежит через многие аспекты, главным из которых является агитация. Кандидат должен знать законы государства и республик, которые регулируют предвыборную агитацию.
Актуальность темы исследования обусловливается особой значимостью этапа предвыборной агитации для проведения честных, справедливых, свободных, выборов, а также недостаточностью исследования этого института, наличием неурегулированности ряда общественных отношений. Появление в России богатого спектра различных политических сил привели к возникновению острой борьбы за власть в ходе выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления. Особенно эта борьба проявляется на этапе предвыборной агитации, когда различные политические объединения, кандидаты стремятся завоевать голоса избирателей.
В
рамках предвыборной агитации осуществляется
прямое воздействие на формирование политической
воли народа, а значит - воздействие на
его политический выбор, приводящий к
власти определенные политические силы
или конкретных политических лидеров.
При этом зачастую используются грязные
избирательные технологии, подрывается
честная конкурентная борьба претендентов
на депутатский мандат или выборную должность.
В результате порождается недоверие граждан
к выборам, ведь под сомнение ставится
демократизм избирательного процесса.
Задачами данной курсовой работы являются:
1.
определение четких
2. рассмотрение правовых аспектов предвыборной агитации, касающихся ограничений и нарушений.
Цель
исследования состоит в том, чтобы
на основе имеющихся нормативно-правовых
и теоретических источников, проанализировать
конституционно-правовое регулирование
предвыборной агитации, разработать системное
представление о предвыборной агитации
как правовом феномене, о принципах ее
организации и проведения.
1.
ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ
1.1. Понятие предвыборной агитации
Понятия «агитация», «политическая агитация», «предвыборная агитация», которые сегодня находят весьма широкое применение как в правовой науке, так и в политической практике, имеют глубокие исторические корни и практику. Так, например, в истории Афинского государства в VIII-VI веках до н.э. мы находим примеры борьбы мнений, которая велась только на стадии обсуждения избираемого кандидата, но после того, как общее мнение присутствующих начинало формироваться, вопрос ставился на голосование. То есть стадии агитации (если ее можно так назвать) и голосования были непосредственно связаны. В Римской республике в V - III веках до н.э. стадия агитации появляется уже как самостоятельный период избирательной борьбы с момента внесения имени кандидата в список для голосования и до дня выборов. Наиболее распространенным способом агитации был «обход» избирателей самим претендентом, в этот же период появляются и первые ограничения проведения агитации, в частности устанавливается запрет на бесплатные пиры и зрелища для граждан, на подарки и раздачу денег1.
По мере развития демократизма избирательных систем, возникали и развивались приемы и способы завоевания голосов избирателей, в том числе и за рамками установленных порядка и правил. Примеры поиска подобных приемов можно найти в переписке Квинта Туллия Цицерона и его брата Марка Туллия, в изложении системы парламентских выборов в средневековой Англии и избирательных процедур в средневековой Франции, в описании земских соборов Русского государства, данном Черепниным В.Л. в его работе «Земские соборы Русского государства в ХVI - ХVII вв.».
Развитие европейских государств в ХVII - XIX вв., либерализация экономической, политической, культурной жизни требовали соответствующих изменений в системе государственного устройства, широкого доступа к управлению государством прогрессивной общественности, представителей творческих профессий, рабочих, студентов, городской бедноты. Одним из важных направления развития законодательства стало регулирование вопросов агитации, поскольку, по свидетельствам современников, она принимала принципиально важное значение в обеспечении победы на выборах.
Примерно
аналогичная картина
На сегодняшний день Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации ” дает следующее определение предвыборной агитации в Российской Федерации: деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).2
В этом определении важно выделить несколько моментов. Во-первых, предвыборная агитация – это деятельность, осуществляемая только в период избирательной кампании. Агитационная деятельность, осуществляемая до начала избирательной кампании, предвыборной агитацией не считается. Такую деятельность следует считать просто политической рекламой, которая до сих пор в России никакими законами не регулируется.
Во-вторых, к предвыборной агитации относится деятельность, направленная на побуждение избирателей к голосованию за кандидатов (списки кандидатов) или против них. Корректнее было бы вместо “к голосованию против него (них)” написать “не голосовать за него (них)”, поскольку формально голосование против кандидатов нашими законами не предусмотрено. Но смысл здесь тем не менее ясен. Важнее то, что к предвыборной агитации не относится деятельность, направленная на побуждение избирателей принять участие в выборах или, наоборот, на побуждение их к отказу от участия в выборах (бойкоту). Таким образом, граждане, которые призывают к бойкоту выборов, не могут быть обвинены в ведении незаконной агитации. Правда, в последнее время были попытки квалифицировать такие действия как воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав, что влечет более серьезные санкции, чем незаконная агитация (уголовную ответственность). Однако, по нашему мнению, такая трактовка также незаконна, поскольку призывы, не сопровождаемые физическим воздействием, не должны трактоваться как воспрепятствование.
В-третьих, следует отметить, что цитируемое определение предвыборной агитации не полностью соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ. В решении Конституционного Суда от 30 октября 2003 года сказано, что “критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели – склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению”. Это означает, что агитацией может считаться только деятельность, имеющая целью побудить избирателей к определенному голосованию и не может считаться деятельность, просто побуждающая их к определенному голосованию, если она осуществлялась без такой цели.
Правовая
позиция Конституционного Суда РФ является
обязательной для правоприменителей и
регулярно используется в судебной практике.
В частности, она использовалась Верховным
Судом РФ при рассмотрении жалобы СПС
на действия Президента РФ во время кампании
по выборам депутатов Государственной
Думы 2007 года, в которой Президент РФ обвинялся
в ведении незаконной агитации. Однако
вопрос о том, имела ли та или иная деятельность
агитационную цель, решается нашими избирательными
комиссиями и судами исключительно из
субъективных представлений.
1.2. Формы и способы предвыборной агитации
Предвыборная агитация может принимать следующие формы:
а) призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов);
б) выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в частности указание на то, за какого из кандидатов, за какой из списков кандидатов, за какое из избирательных объединений, за какой из избирательных блоков будет голосовать избиратель;
в) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата (списка кандидатов);
г) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, к которым принадлежит данный кандидат, к избирательному объединению, избирательному блоку, выдвинувшим кандидата, кандидатов, список кандидатов;
ж) иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидатов, списки кандидатов или против них, против всех кандидатов, против всех списков кандидатов.
Законодательно закрепленные методы проведения предвыборной агитации:
а) в СМИ на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
б) посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);
в)
посредством выпуска и
г) иными не запрещенными законом методами.
Первым трем сособам агитации в законе посвящены отдельные статьи. Есть также отдельная статья, посвященная общим ограничениям на проведение агитации. Ограничения на проведение агитации являются довольно жесткими (они жестче, чем ограничения на обычную рекламу и публикации в СМИ), поэтому прежде чем проводить агитацию, следует тщательно ознакомиться с законом. Следует заметить, что региональные законы практически полностью повторяют в этой части Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав…”.
Информация о работе Особенности организации и проведения предвыборной агитации в РФ