Особенности организации и проведения предвыборной агитации в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Задачами данной курсовой работы являются:

1. определение четких юридических понятий и правил, определяющих процесс предвыборной агитации;

2. рассмотрение правовых аспектов предвыборной агитации, касающихся ограничений и нарушений.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе имеющихся нормативно-правовых и теоретических источников, проанализировать конституционно-правовое регулирование предвыборной агитации, разработать системное представление о предвыборной агитации как правовом феномене, о принципах ее организации и проведения.

Содержание

Введение…………………………………….………………………………......3

1. Предвыборная агитация……………………………………………………..5

1.1. Понятие предвыборной агитации………………………………………...5

1.2. Формы и способы предвыборной агитации.……………………………..8

1.2.1. Особенности предвыборной агитации в СМИ……………………….10

1.2.2. Особенности предвыборной агитации посредством

выпуска и распространения печатных,

аудиовизуальных и других агитационных материалов...…………..24

1.2.3. Особенности предвыборной агитации посредством

агитационных публичных мероприятий ……………………………..28

2. Работа с избирателями и участие граждан

в предвыборной агитации…………………..……………………………...31

2.1. Разработка плана работы с избирателями………………………………32

2.2. Методы работы с избирателями ………………………...………………34

3. Правовые аспекты предвыборной агитации……………………...……...44

3.1. Ограничения, предусмотренные на ведение

предвыборной агитации..………………………………………………...44

3.2. Нарушения, допущенные в процессе предвыборной

агитации, которые могут повлечь отмену

регистрации кандидата………………………………….……………….46

Заключение…………………………………………………………………….49

Список использованных источников………………………………………...51

Работа содержит 1 файл

курсовая.DOCX

— 94.94 Кб (Скачать)

     Также детально описан порядок распределения  общего объема платного эфира и платной печатной площади между участниками избирательного процесса и определения доли каждого подобно тому, как это сделано для бесплатных услуг СМИ. Даты обнародования агитационных материалов в эфире и печати определяются жеребьевкой, проводимой избирательными комиссиями с участием заинтересованных лиц. В случае отказа кандидата избирательного объединения, блока после жеребьевки от использования платных информационных услуг, высвободившиеся эфирное время и печатную площадь СМИ может использовать по своему усмотрению, но не для предвыборной агитации. Оплата эфирного времени и печатной площади осуществляется на равных для всех условиях в течение избирательной кампании по заранее объявленным расценкам. Платежи производятся только через банк исключительно из избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений и блоков.

     Отдельно  можно обратить внимание на оговорку законодателя о недопустимости каких-либо редакционных комментариев, сопровождающих агитационные материалы, а также не согласованных с кандидатами, избирательными объединениями и блоками заголовков и иллюстраций. Причем это правило распространяется на все издания, в том числе и независимые. В то же время, как нам представляется, сказанное не исключает права редакции высказать свое отношение к тем или иным агитационным материалам, допустим, в очередном номере газеты, поскольку указанная норма говорит о редакционных комментариях, которые сопровождают публикацию агитационного материала, т.е. совпадают с ним по времени и месту.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что правила ведения  предвыборной агитации в СМИ прописан законодателем достаточно подробно, хотя не исключает ряда неточностей и противоречий.

     Но  для того, чтобы предвыборная агитация посредством СМИ была грамотной, а главное эффективной недостаточно только лишь знать и соблюдать правила, предусмотренные в отношении неё законодательством. Немало важно произвести планирование работы со средствами массовой информации. Планирование решает следующие задачи:

     1. Соответствие мероприятий целям  избирательной кампании в целом. Для этого составляется так называемый, итоговый меморандум, который определяет концепцию избирательной кампании, ее основные лозунги и цели, а также приоритетный электорат. Текст меморандума должен висеть на самом видном месте в штабе кампании. В кризисных ситуациях документ поможет контролировать положение.

     2. Определяет интенсивность избирательной  кампании. Интенсивность работы с СМИ зависит в первую очередь от степени популярности кандидата. Так, кампания малоизвестного кандидата должна сразу же сделать рывок вверх, подняв степень его известности до уровня популярных конкурентов и по возможности выше (контролируется опросами). И на этом высоком уровне работа с СМИ должна продержаться до конца рекламной кампании.

     В случае с более известным кандидатом тот самый рывок рекомендуется делать как можно ближе к выборам.

     3. Стратегическое планирование в  начале избирательной кампании  помогает определить главные и второстепенные задачи, сконцентрировать ресурсы на решающих направлениях.

     Именно  на этапе планирования следует определить, кто является опорным электоратом, каким СМИ он придает значение и какие СМИ выполнят задачу более эффективно и, по возможности, за меньшие деньги.

     Любому  планированию предшествуют опросы общественного  мнения, а также опросы репрезентативных фокус-групп, другие социологические исследования. Эти исследования помогают выявить основные направления работы с СМИ. Социологические исследования достаточно точно могут показать структуру электората, основные проблемы, которые его волнуют, доверие электората к тем или иным СМИ, а также степень известности кандидата. Кроме того, социологические исследования помогают определить рейтинг популярности (с разбивкой по электорату) различных видов СМИ и более детально — различных программ радио и ТВ.

     Однако  социологические исследования имеют  и ряд недостатков. Некоторые коммерческие агентства делают их "под клиента", иной раз подгоняя статистику под то, что клиент хочет услышать. Многие, опросы грешат чрезмерной "научностью", в них выхолощено эмоциональное начало, которое так важно на выборах.

     Работа  со средствами массовой информации должна быть систематической. В избирательной кампании работу с СМИ можно определить как систематический контакт между избирателями и кандидатом посредством средств массовой информации.

    Систематичность обеспечивается следующими формами работы: 
    регулярное распространение материалов: печатных, аудио и видео; 
    регулярные поездки с участием журналистов;

     • регулярные брифинги и пресс-конференции;

     • газетные и журнальные колонки;

     • участие в регулярных публицистических передачах и ток-шоу на    ТВ и радио;

     • переписка, посещение редакций и ряд других методов.

Теперь  более подробно о некоторых из них.

     1. Материалы для распространения.

Нужно иметь следующие печатные материалы о кандидате:

• биография;

• черно-белые  фотографии самого кандидата, его семьи, кандидата в кругу 
соратников, избирателей, за работой;

• изложение  его программы, а также программы партии, от имени которой он выступает;

• готовые  отпечатанные мнения кандидата по различным  вопросам.

Все эти  материалы рассылаются журналистам  по почте, раздаются во время посещения редакций, составляют пресс-пакет для раздачи журналистам во время проведения различных мероприятий.

     Для телевидения неплохо иметь готовую  видеокассету, желательно в формате ВЕТАСАМ, с выступлением кандидата по ключевым проблемам. Для радио — аудиокассету с радиозаготовкой. Радиозаготовка — записанное в студии выступление кандидата по нескольким проблемам (как правило, не более 30 секунд). Зачастую радиозаготовка передается на радиостанцию по телефону. Подобные заготовки делаются прежде всего для того, чтобы предоставить журналистам возможность разместить материал, в том случае, если у них нет времени приехать на мероприятие лично.

     2. Пресс-релиз и правила его написания, пресс-пакеты.

Подготовка  пресс-релиза является непременным  условием проведения 
пресс-конференции. Он также желателен на любом мероприятии с участием прессы. Журналисты практически всегда прямо или косвенно используют информацию из пресс-релиза. Пресс-релиз должен включать ряд обязательных атрибутов и отвечать следующим требованиям:

     • Выходные данные — Кто? Где? Когда? Шапка  может включать название, эмблему партии, имя кандидата, лозунг избирательной кампании, дату получения пресс-релиза журналистами. Контактный телефон пресс-секретаря, указание от чьего имени сделан пресс-релиз ( если он был подготовлен нанятой компанией).

     • Пресс-релиз не должен быть слишком  многословным, читать его должно быть легко. Основная мысль, созвучная концепции избирательной кампании, должна быть выделена в отдельный абзац. Начало пресс-релиза — новость, которая послужит предлогом к опубликованию материала.

     • Новостной или информационный повод  - важнейшее требование для всех мероприятий по работе со СМИ.

     Для того, чтобы вести систематическую  работу с журналистами, 
необходимо иметь базу данных по СМИ (желательно в электронном виде), 
которая включает в себя следующую информацию.

     По  телевидению:

- форма собственности на телестанцию;

- часы  и регионы вещания;

- номера контактных телефонов директоров, редакторов, главных режиссеров, журналистов, специализирующихся в области политики;

- сроки аренды монтажных студий, конечные сроки предоставления 
материалов для монтажа;

- почтовый адрес и режим работы отдела доставки;

- рейтинг зрительского интереса к программам (желательно, с разбивкой по разному электорату), рейтинг доверия к информационным программам; 
- расценки на рекламу и размещение.

     По  радио:

- форма  собственности;

- часы  и частоты вещания; 

- регионы,  аудитория;

- номера контактных телефонов главного редактора, выпускающего, ведущих журналистов и комментаторов;

- сроки предоставления радио- и печатных материалов;

- почтовый адрес и режим работы отдела доставки;

- расценки;

- рейтинги.

     По  газетам, журналам и специализированным изданиям:

- периодичность выхода, тираж;

- учредители;

- номера контактных телефонов главных редакторов, редакторов отделов, журналистов, специализирующихся на нужной тематике;

- сроки предоставления печатных материалов, способ доставки пресс-  
релизов (почта, факс или курьер);

- тематическая специализация издания;

- расценки и маркетинговые исследования подписчиков.

     По  рекламным панно:

- степень оживленности участков предполагаемого размещения. Она 
высчитывается профессиональными рекламщиками по определенной технологии из расчета количества проходящих людей (машин) за единицу времени;

- стоимость размещения. Как правило, высчитывается исходя из площади панно использованной под изображение.

     В завершении хотелось бы еще отметить, на что же нужно обращать особенное внимание при контроле за агитацией в СМИ. В первую очередь это публикация перечня государственных и (или) муниципальных СМИ, которые обязаны предоставлять эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации. По закону этот перечень публикуется избирательной комиссией, организующей выборы (или указанной в законе нижестоящей комиссией); сроки такой публикации указываются в законе, регулирующем конкретные выборы. В Федеральном законе “Об основных гарантиях избирательных прав…” приведены данные о СМИ, которые должны быть в этом перечне, и надо проследить, чтобы перечень был опубликован со всеми этими данными.

     Но  гораздо важнее проследить, чтобы  в перечень попали все те СМИ, которые  должны в нем быть в соответствии с законом. Опыт показывает, что органы исполнительной власти, составляющие перечень, и избирательные комиссии, его публикующие, часто забывают включить в него те или иные СМИ, и в результате у кандидатов и избирательных объединений сужаются возможности для бесплатного размещения их агитационных материалов.

     В ходе агитационной кампании важно отслеживать, не содержат ли СМИ скрытую агитацию в пользу какого-то кандидата, избирательного объединения или против кого-нибудь из них, то есть агитацию, подаваемую под видом информирования. С этой целью необходимо вести мониторинг СМИ. При этом нужно ориентироваться на признаки предвыборной агитации, указанные в законе. Наиболее заметны выражение систематического предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, систематическое распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате, избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями. Правда, в избирательной комиссии или в суде бывает чрезвычайно трудно доказать, что в пользу кандидата, поддерживаемого властью, ведется незаконная агитация. Тем не менее, жалобы на такую агитацию могут заставить тех, кто ее ведет, “умерить пыл”. 

Информация о работе Особенности организации и проведения предвыборной агитации в РФ