территориальные
органы исполнительной власти субъекта
Федерации общей или специальной
компетенции. Территориальные органы
общей компетенции (префекты, управляющие
и т.д.) осуществляют исполнительную
власть на территории округов (префектур),
объединяющих несколько административно-территориальных
единиц (районов в городе, районов
и городов). Главы округов (префектур)
по должности входят в состав правительства
субъекта Федерации (Москва, Ленинградская
область). Деконцентрация исполнительной
власти субъекта Федерации имеет свои
особенности в Свердловской области, где
администрация управленческих округов
имеет статус территориальных межотраслевых
органов государственной власти и координирует
на своей территории деятельность ведомств
субъекта Федерации. Все эти органы создаются
не как органы административно-территориальных
единиц, а как органы субъекта РФ на местах.
К органам специальной компетенции относятся
территориальные органы в городах и районах,
представляющие отраслевые и межотраслевые
ведомства субъекта РФ (Краснодарский
край и др.);
местные
государственные органы субъектов
Федерации общей компетенции
в первичных административно-территориальных
единицах, в тех, на которые непосредственно
делится территория субъекта (Башкортостан,
Татарстан, Удмуртия и др.). В этих
случаях главы местной государственной
администрации либо назначаются
Президентом, губернатором, либо избираются
непосредственно населением. В соответствии
с Законом "О местных органах
государственной власти" 1994 г. Республики
Саха (Якутия) главы местных администраций
улуса, (района) и городов республиканского
подчинения подлежат утверждению Президентом
республики. Президент республики вправе
отрешать глав местных органов исполнительной
власти от должности и привлекать
к административной ответственности.
Таким
образом, наличие единой вертикали
исполнительной власти в РФ не исключает
разнообразие вариантов организации
исполнительной власти в субъектах
Федерации. Они отражают специфику
деятельности государственной администрации
субъектов РФ и по своему разнообразию
превосходят варианты организаций
других органов государственной
власти в этих субъектах. Это многообразие
нередко приводит к ряду несоответствий
конституционному принципу разделения
властей.
В связи с вступлением в
силу Федерального закона "Об
общих принципах организации
законодательных (представительных)
и исполнительных органов субъектов
Российской Федерации" 1999 г. происходит
определенная унификация органов
исполнительной власти во всех
субъектах РФ. Нормы этого Закона
содержат требования о том,
чтобы в каждом субъекте РФ
была установлена система органов
исполнительной власти во главе
с высшим исполнительным органом
государственной власти, возглавляемым
руководителем высшего исполнительного
органа государственной власти
субъекта Федерации. Одновременно
Конституциями (уставами) субъектов
РФ может устанавливаться должность
высшего должностного лица, являющегося
руководителем высшего органа
исполнительной власти. Наименование
такой должности и высшего
исполнительного органа государственной
власти определяется Конституциями
(уставами) субъектов РФ.
Высшее должностное лицо (руководители
высшего исполнительного органа)
субъекта РФ избирается гражданами,
проживающими на территории данного
субъекта РФ либо в особо
оговариваемых случаях специально
созываемым собранием представителей.
Оно избирается на срок не
более пяти лет и не может
избираться на эту должность
более двух сроков подряд. Оно
не может быть одновременно
депутатом законодательного органа
государственной власти субъекта
РФ, но может участвовать в
его работе с правом совещательного
голоса, требовать созыва его
внеочередного заседания. Законодательный
орган вправе выразить недоверие
высшему должностному лицу (руководителю
высшего исполнительного органа
государственной власти) субъекта
Федерации, которое влечет его
отставку. В полномочия высшего
должностного лица (руководителя
высшего исполнительного органа)
входит формирование высшего
исполнительного органа государственной
власти субъекта РФ в соответствии
с законодательством субъекта
Федерации. В случае приостановления
Президентом РФ действия акта
высшего должностного лица субъекта
Федерации оно вправе обратиться
в соответствующий суд для
решения вопроса о соответствии
его акта Конституции РФ, федеральным
законам и международным обязательствам
Российской Федерации.
Контрольные
вопросы
Назовите
основные функции исполнительной власти?
Дайте
определение органа исполнительной
власти?
Каковы
основные структурные элементы системы
органов исполнительной власти в
РФ?
Дайте
определение понятия "правительство"?
Кто входит
в состав Президиума Правительства
РФ?
Каковы
сроки полномочий Правительства
РФ?
Назовите
основные системы органов исполнительной
власти в республиках-субъектах
Федерации?
Какие
виды органов исполнительной власти
могут быть созданы в структуре
областной администрации?
Охарактеризуйте
правовой статус высшего должностного
лица субъекта РФ?
Темы
рефератов
Правовой
статус высшего должностного лица субъекта
РФ.
Понятие,
состав и полномочия Правительства
РФ.
Системы
органов исполнительной власти в
республиках-субъектах Федерации.
Единая
система органов исполнительной
власти в РФ.
Нормативные
акты и правовая литература
Алехин
А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное
право Российской Федерации. - М., 2001.
Габричидзе
Б.Н., Елисеев Б.Г. Российское административное
право. - М., 2000.
Козлов
Ю.М. Исполнительная власть: сущность,
функции //Вестник МГУ, Сер. "Право",
1992.
Конституция
РФ. - М., 1993.
О правительстве
РФ: Закон РФ от 17.12.97.
Алехин
А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное
право Российской Федерации. - М., 2001.
Габричидзе
Б.Н., Елисеев Б.Г. Российское административное
право. - М., 2000.
Алехин
А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное
право Российской Федерации. - М., 2001.
Габричидзе
Б.Н., Елисеев Б.Г. Российское административное
право. - М., 2000.