Органы исполнительной власти РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:49, лекция

Описание работы

21.1. Понятие и система органов исполнительной власти
21.2. Правовой статус правительства Российской Федерации
21.3. Министерство образования Российской Федерации в системе органов управления образования
21.4. Органы исполнительной власти Субъектов Российской Федерации

Работа содержит 1 файл

15.docx

— 55.41 Кб (Скачать)

осуществляет  реализацию внутренней и внешней  политики Российской Федерации;

осуществляет  регулирование в социально-экономической  сфере;

разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

обеспечивает  в России единую финансовую кредитную, денежную политику;

осуществляет  управление федеральной собственностью;

обеспечивает  проведение единой государственной  политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального  обеспечения, экологии;

осуществляет  меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности  и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны и государственной  безопасности;

обеспечивает  единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

формирует федеральные целевые программы  и обеспечивает их реализацию;

реализует предоставленное ему право законодательной  инициативы.  

Общие полномочия Правительства РФ применительно  к отдельным сферам и областям жизнедеятельности государства  и общества конкретизируются в восьми статьях (ст.ст. 14-21) Закона "О Правительстве  РФ" 1997 г. Однако полномочия Правительства  не ограничиваются их перечнем, приведенным  в данных статьях. При определении  компетенции Правительства РФ используется принцип общего нормирования его  полномочий: Правительство осуществляет также иные полномочия, возложенные  на него Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ.

     Правовыми формами реализации  Правительством своих полномочий  являются постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению  в Российской Федерации. Постановления  носят нормативный характер, а  распоряжения издаются по оперативным  и текущим вопросам и не являются нормативными актами. Все правовые акты Правительства - как распоряжения, так и постановления - могут быть обжалованы в суд. Правительство вправе также принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

     В своей деятельности Правительство  руководствуется принципами верховенства  Конституции РФ, федеральных конституционных  законов и федеральных законов,  а также принципами народовластия,  федерализма, разделения властей,  ответственности, профессионализма, гласности и обеспечения прав  и свобод человека и гражданина.

     3. Организация деятельности Правительства  РФ. Основной формой деятельности  Правительства как коллегиального  органа являются его заседания,  которые проводятся не реже  одного раза в месяц. Они  могут носить открытый и закрытый  характер. Подготовка и проведение  заседания осуществляются в соответствии  с регламентом Правительства  РФ 6. Все члены Правительства  обязаны лично участвовать в  его заседаниях, поскольку лишь  они имеют право решающего  голоса. Заседание считается правомочным,  если на нем присутствует более  половины членов Правительства.

     В заседаниях Правительства могут  участвовать с правом совещательного  голоса представители палат Федерального  собрания, Конституционного суда, Верховного  суда, Высшего арбитражного суда, Генеральной прокуратуры, Счетной  палаты, Председатель Центробанка  и Президент Российской академии  наук. В заседаниях Правительства  может принимать участие на  правах председательствующего Президент  РФ.

     По каждому из рассматриваемых  на заседаниях вопросу приглашаются  лица, имеющие к нему непосредственное  отношение. Состав этих лиц  определяется Руководителем Аппарата  Правительства по предложениям  государственных органов и организаций,  ответственных за подготовку  рассматриваемых вопросов. На заседание Правительства могут приглашаться также работники Аппарата Правительства, непосредственно готовящие материалы по повестке заседания. Особые требования предъявляются к подготовке тех решений, принятие которых предусмотрено актами Президента, а также проектов решений, рассматриваемых на заседаниях Правительства под председательством Президента. Такие проекты в обязательном порядке направляются в Администрацию Президента для согласования.

     Заседания ведет Председатель  Правительства. Он открывает и  закрывает заседания, предоставляет  слово выступающим, при необходимости  проводит голосование. В случае  равенства голосов при голосовании  решающим является голос Председателя.

     Вопросы, относящиеся к компетенции  Правительства, могут рассматриваться  на заседаниях как Правительства  в целом, так и его Президиума. На заседаниях Правительства  рассматриваются два рода вопросов:

решения по которым принимаются исключительно  на заседаниях Правительства. Их перечень установлен ст. 28 Закона " О Правительстве";

вопросы, которые, с точки зрения руководства  Правительства, имеют особое значение, например вытекающие из поручений Президента.  

Для обеспечения  деятельности Правительства создан Аппарат Правительства РФ, который  работает под руководством Председателя Правительства. Возглавляет его  руководитель Аппарата, являющийся как  минимум федеральным министром, или заместителем председателя Правительства. Аппарат Правительства РФ осуществляет подготовку и организационное обеспечение  заседаний Правительства, координирует усилия органов и организаций по обеспечению реализации полномочий Правительства, организует контроль за выполнением его решений.

     Конституция РФ не устанавливает  сроки полномочий Правительства.  Однако косвенным образом определяется  срок в четыре года: Правительство  формируется в связи с избранием  Президента и слагает полномочия  перед вновь избранным Президентом  (ст. 116). Таким образом, действует  формула: новый Президент - новое  Правительство. Вместе с тем  предусматривается его досрочная  отставка. Она возможна в следующих  случаях:

Правительство само на основе коллегиально принятого  решения подает в отставку;

решение об отставке единолично, по своему усмотрению без какого-либо согласования принимает  Президент РФ;

недоверие Правительству выражается Государственной  думой. Окончательное решение о  судьбе Правительства в этом случае принимает Президент: он может объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную думу;

вопрос  о доверии Правительству ставит перед Государственной думой  его Председатель. В случае отказа в доверии Президент либо принимает  решение об отставке Правительства  либо распускает Государственную думу.  
 

Во всех этих случаях Правительство по поручению  Президента продолжает действовать  до сформирования нового Правительства  РФ. Тем самым обеспечивается преемственность  и непрерывность деятельности исполнительной власти РФ.

21.3. Министерство  образования Российской Федерации  в системе органов управления  образованием 

1. Система  органов управления образованием  в РФ. Система образования в  РФ представляет собой:

совокупность  преемственных образовательных  программ, государственных образовательных  программ и государственных стандартов различного уровня направленности;

сети  реализующих их образовательных  учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.  

Функции управления образованием выполняют  различные государственные и  муниципальные органы. Законодательство Российской Федерации относит к  государственным органам управления образованием:

Правительство РФ;

федеральные (центральные) органы управления образованием;

федеральные ведомственные органы управления образованием;

государственные органы управления субъектов РФ.  

В компетенцию  государственных органов управления образованием в обязательном порядке, согласно ст. 37 Закона РФ "Об образовании" 1996 г., входят:

разработка  и реализация целевых федеральных  и международных программ в области  образования;

разработка  государственных образовательных  стандартов и установление эквивалентности (нострификации) документов об образовании;

государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;

установление  порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений;

формирование  структуры системы образования; разработка перечней профессий и  специальностей, по которым ведутся  профессиональная подготовка и профессиональное образование;

прямое  финансирование деятельности учрежденных  ими образовательных учреждений;

создание  государственных фондов стабилизации и развития системы образования;

разработка  государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также  материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;

прогнозирование развития сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению  из федерального бюджета целевых  субвенций на нужды развития образования  в регионах;

контроль  исполнения законодательства Российской Федерации в области образования, государственных образовательных  стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования  и т.д.  

2. Полномочия  Правительства РФ в области  образования. В рамках определенных  законодательством функций государственных  органов в сфере образования  Правительство РФ обеспечивает  проведение единой государственной  политики в области образования,  развитие и совершенствование  общего и профессионального образования,  развитие системы бесплатного  образования (ст. 17 Закона "О Правительстве"). Полномочия Правительства РФ  в сфере образования определяются  также законом "О высшем  и послевузовском профессиональном  образовании" 1996 г. К ним относятся:

участие в разработке и реализации политики в указанной области;

подготовка  соответствующих разделов Федеральной  программы развития образования  и контроль за ее реализацией;

доработка законопроектов и принятие в соответствии с законами нормативных актов, определяющих функционирование системы высшего  и послевузовского профессионального  образования;

установление  порядка лицензирования деятельности высших учебных заведений, их аттестации и государственной аккредитации;

определение порядка разработки, утверждения  и введения государственных образовательных  стандартов высшего и послевузовского  профессионального образования;

определение порядка установления перечня направлений  подготовки (специальностей) высшего  и послевузовского профессионального  образования и др.  

Реализуя  определенные законодательством полномочия Правительство РФ утвердило Положение  о Министерстве образования РФ от 24 марта 2000 г., Положение о государственной  аккредитации высшего учебного заведения  от 2 декабря 1999 г., Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, типовые положения об учреждении начального профессионального образования, об общеобразовательном учреждении, об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации и др.

Информация о работе Органы исполнительной власти РФ