Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:49, лекция
21.1. Понятие и система органов исполнительной власти
21.2. Правовой статус правительства Российской Федерации
21.3. Министерство образования Российской Федерации в системе органов управления образования
21.4. Органы исполнительной власти Субъектов Российской Федерации
21.4. Органы
исполнительной власти
Организация
исполнительной власти в субъектах
Российской Федерации
Конституция
РФ, исходя из принципа федерального устройства
России, определила основные подходы
к организации органов
государственная и территориальная целостность РФ;
верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории;
единство
системы государственной
разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов;
самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;
самостоятельное
осуществление своих полномочий
органами местного самоуправления.
Конституция
РФ и Закон "Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов РФ" закрепляют
основополагающие начала построения систем
государственной власти субъектов
Федерации, гарантируя их определенное
единообразие. Однако они позволяют
учитывать специфику субъектов
Федерации и тем самым сочетать
единство и разнообразие в организации
их законодательных и
Полномочия субъектов
право
разрабатывать и принимать
право самостоятельно избирать организационно-правовые формы органов исполнительной власти, устанавливать их структуру, распределять функции и компетенцию между различными видами органов;
право проводить мероприятия по образованию органов исполнительной власти (выборы, формирование, назначение и т.п.);
право
осуществлять политико-правовое, организационное
и ресурсное обеспечение
Системы
органов исполнительной власти субъектов
Федерации в пределах ведения
РФ и совместного ведения РФ и
ее субъектов входят в единую систему
органов исполнительной власти в
Российской Федерации. Принцип единства
исполнительной власти в РФ не исключает
разнообразия в устройстве органов
исполнительной власти в субъектах
Федерации. Это разнообразие обусловлено
не только историческими, национальными,
культурными и иными
В организации исполнительной
власти республик - субъектов
Федерации отражаются
Наиболее типичными моделями, характеризующими
организацию исполнительной
Система органов исполнительной власти возглавляется Президентом, который одновременно является главой исполнительной власти и председателем Правительства (Республика Бурятия и Республика Тува). Правительство формируется Президентом, который руководит его деятельностью.
Система
органов исполнительной власти, в
которой Президент является по конституционному
акту главой государства, высшим должностным
лицом и главой исполнительной власти.
Создание высшего органа исполнительной
власти общей компетенции не предусмотрено.
Президент наделен полномочиями
для организации и
Система органов исполнительной власти, которая в определенной мере копирует модель, характерную для федерального уровня, Президент выведен за пределы традиционной концепции разделения властей, которая, тем не менее, находит закрепление в Конституциях республик в качестве одной из основ конституционного строя. Президент является главой государства, назначает Председателя Правительства с согласия представительного органа, а Правительство формируется Президентом по представлению его Председателя (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Ингушетия).
Система
органов исполнительной власти, в
которой Президент является главой
государства и главой исполнительной
власти. Председатель Правительства
назначается и освобождается
от должности Президентом с
Система
органов исполнительной власти, характеризующаяся
отсутствием института
Главой исполнительной власти и высшим должностным лицом республики является Председатель Правительства, избираемый всем населением. Он представляет на утверждение законодательного органа структуру исполнительной власти республики, назначает и освобождает от должности министров (за исключением трех) и определяет порядок деятельности Правительства (Республика Карелия).
Правительство формируется представительным органом и является высшим органом исполнительной власти (Республика Мордовия, Удмуртская Республика).
Исполнительную власть непосредственно возглавляет коллегиальный орган, который формирует Правительство республики. Председатель Правительства входит в состав коллегиального органа в качестве заместителя его председателя (Государственный совет и Правительство Республики Дагестан).
Организация
исполнительной власти в субъектах
Российской Федерации
Организация
исполнительной власти в краях, областях,
городах федерального значения, автономной
области, автономных округах менее
разнообразна, чем в республиках.
Исполнительная власть в этих субъектах
реализуется администрацией (Правительством),
руководство которой
Глава администрации (губернатор) непосредственно осуществляет исполнительную власть, руководя прямо подчиненными ему отраслевыми и функциональными подразделениями администрации (Тюменская область, Сахалинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.);
Глава
администрации (губернатор) осуществляет
исполнительную власть через формируемый
им самостоятельный орган общей
компетенции - правительство или
администрацию субъекта Федерации.
Этот орган может возглавляться
должностным лицом, назначаемым
губернатором (председатель Правительства,
первый заместитель главы
Глава
администрации (губернатор) непосредственно
возглавляет орган общей
Глава
исполнительной власти (губернатор, глава
администрации) по предметам ведения
РФ и совместного ведения РФ и
ее субъектов подчиняется
определение в соответствии с Уставом субъекта РФ внутренней политики по вопросам исключительных полномочий субъекта Федерации;
представительство интересов субъекта Федерации в Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти и в отношениях с другими субъектами РФ;
разработка и представление на утверждение законодательного органа субъекта Федерации бюджета, обеспечение его исполнения;
согласование
решений об образовании, реорганизации
и ликвидации территориальных органов
федеральных министров и
утверждение
структуры органов
В систему
органов государственной
органы
исполнительной власти общей компетенции
- Правительство или
государственная администрация субъекта Федерации, включающая органы исполнительной власти специальной компетенции: в республиках и ряде краев и областей - министерства, государственные комитеты, комитеты, департаменты и т.д. В иных субъектах - комитеты, департаменты, управления, отделы. Они могут быть двух видов:
органы
совместного подчинения, входящие в
систему федеральной
органы государственной администрации субъекта Федерации, строящие свои отношения с федеральными органами исполнительной власти на основе методических рекомендаций и соглашений (органы образования, здравоохранения, культуры и т.д.);