Органы исполнительной власти РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:49, лекция

Описание работы

21.1. Понятие и система органов исполнительной власти
21.2. Правовой статус правительства Российской Федерации
21.3. Министерство образования Российской Федерации в системе органов управления образования
21.4. Органы исполнительной власти Субъектов Российской Федерации

Работа содержит 1 файл

15.docx

— 55.41 Кб (Скачать)

ТЕМА 21. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21.1. Понятие  и система органов исполнительной  власти 

21.2. Правовой  статус правительства Российской  Федерации 

21.3. Министерство  образования Российской Федерации  в системе органов управления  образования 

21.4. Органы  исполнительной власти Субъектов  Российской Федерации 

Контрольные вопросы 

Темы  рефератов 

Нормативные акты и правовая литература 

ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

21.1. Понятие  и система органов исполнительной  власти

Президент Российской Федерации 

Правительство Российской Федерации 

Государственная администрация 

Органы  исполнительной власти субъектов РФ  

1. Понятие  и функции исполнительной власти. В соответствии с конституционным  принципом разделения властей,  исполнительная власть является  самостоятельной и независимой  ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация  практического исполнения Конституции  и законов Российской Федерации  в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

     Содержание исполнительной власти  составляет исполнительно-распорядительная  деятельность по непосредственному  управлению всеми общественно  значимыми сторонами жизни государства.  Эта деятельность является подзаконной:  она должна осуществляться только  на основе и во исполнение  законов. Реализуя веления законов,  исполнительная власть имеет  возможность осуществлять определенные  действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться. Исходя из  конкретных ситуаций и требований  законов, она может обязывать  путем одностороннего властного  волеизъявления к совершению  определенных действий и применять  административное принуждение. Отсюда  исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет  законы, но и распоряжается в  пределах предоставленных ей  законом полномочий. Основными формами  этой исполнительно-распорядительной  деятельности являются:

издание правовых актов управления;

использование распорядительных и контрольных  полномочий;

заключение  административных договоров;

проведение  организационных мероприятий.  

В институциональном  плане исполнительная власть имеет  иерархическую структуру, которая  включает:

органы  исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними (отношения  субординации, координации, контроля и  т.д.);

корпус  государственных служащих;

юридическую структуру, которая представлена системой норм, определяющих различную по объему компетенцию органов и должностных  лиц.  

Иерархическая структура - организационная основа исполнительной власти, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной процедуры. Эти властные полномочия, характеризующие иерархическую  подчиненность, представлены целым  спектром административных правомочий, среди которых выделяются:

право решать, т.е. определять содержание деятельности, осуществлять волевой акт с целью  позитивного или негативного  решения проблемы;

право командовать, т.е. отдавать обязательные к исполнению распоряжения;

право назначать;

право осуществлять легитимное принуждение;

право замещать, т.е. возможность действовать  вместо нижестоящей инстанции, когда  ее деятельность осуществляется неправильно;

право отменять акты нижестоящей инстанции  в случае их незаконности или нецелесообразности;

право расходовать вверенные ресурсы;

право контролировать деятельность нижестоящей  инстанции;

право разрешать конфликты между нижестоящими по вопросам их прав и компетенции.  

Государственно-властные полномочия исполнительной власти осуществляются в рамках административной процедуры  и призваны обеспечить реализацию ее функций. Административная процедура  предоставляет собой определенный порядок осуществления властной деятельности органов исполнительной власти по решению управленческих проблем  и разрешению конкретных индивидуальных дел. Она может регулировать, например, порядок издания правовых актов  управления, порядок оформления пенсий, рассмотрения обращений граждан  и т.д. Сущность исполнительной власти, выражающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской  роли в государственном управлении, раскрывается через ее многообразные  функции. К основным функциям этой ветви  государственной власти относятся:

осуществление управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение законов  и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

административное  нормотворчество (подзаконодательное регулирование);

административное  правоприменение, осуществляется в двух формах:

оперативно-исполнительная деятельность, выражающаяся в реализации предписаний правовых норм и позитивном регулировании с помощью индивидуальных правовых актов;

юрисдикционная деятельность, осуществляемая административными средствами и направленная на разрешение управленческих конфликтов, охрану правовых норм от каких бы то ни было нарушений, обеспечение их исполнения и профилактику правонарушений;

административный  контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях  обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении (инспектирование  и проведение расследований);

осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация);

непосредственное  обеспечение безопасности граждан  и общества и охрана правопорядка (полицейская функция);

информационное  обеспечение органов государственной  власти и информационно-аналитическая  деятельность.  

Функции исполнительной власти реализуются  через конкретные функции ее органов  и их соответствующие полномочия.

     2. Понятие и виды органов исполнительной  власти. Орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен правом от  имени государства осуществлять  функции исполнительной власти  и, в рамках закрепленной за  ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного  управления 1. В композиционном плане  орган исполнительной власти  включает два основных элемента:

объективный, характеризующий его статику. С  объективной стороны он представляет собой определенный организационно-правовой институт (от лат. institum - организация, учреждение, устройство) публичного права, реализующий цели государственного управления на основе и во исполнение действующего законодательства путем использования распорядительных полномочий. Как институт публичного права он являет собой учреждение государственной власти, имеющее свою организационно-правовую форму и функции. Объективный компонент органа исполнительной власти включает его организационную структуру и закрепленную в правовых нормах компетенцию, которая характеризует меру его власти;

субъективный, выражающий его динамику. Субъективный компонент органа исполнительной власти представлен людьми, находящимися на государственной службе. Именно они, выражая волю государственной власти, своими действиями обеспечивают осуществление его властных полномочий и возможность реального функционирования.  

Исполнительная  власть может существовать не иначе  как посредством своих органов. Способ образования, порядок деятельности, компетенция, функции, формы и методы деятельности органов исполнительной власти определены и закреплены в  соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах. Каждый орган создается для осуществления  строго определенного вида государственно-управленческой деятельности. Вместе с тем органы исполнительной власти в своей совокупности характеризуются рядом специфических  признаков, которые отличают их от других органов государственной власти. К числу этих признаков относятся:

официально  представлены государством и выражают его волю при решении повседневных задач и текущих вопросов в  сфере публичного управления;

осуществление исполнительно-распорядительной деятельности в рамках определенных законом функций  и административных полномочий;

возможность, в соответствии со своей компетенцией, издавать обязательные к исполнению административно-правовые акты и осуществлять оперативное государственное управление в пределах установленного предмета ведения;

наличие оперативной самостоятельности  и возможности непосредственно  распоряжаться материальными, людскими и информационными ресурсами, необходимыми для осуществления его компетенции;

органы  исполнительной власти образуются, как  правило, вышестоящими органами исполнительной власти и подотчетны им;

контролируются  вышестоящими органами по вопросам законности и целесообразности, принимаемых  актов и совершаемых действий;

состоят из государственных служащих, осуществляющих повседневное и непосредственное управление другими людьми;

обладают  возможностью применять меры административного  принуждения.  

Орган исполнительной власти имеет внешнюю  и внутреннюю форму.

Внешняя форма органа исполнительной власти включает следующие основные элементы:

официальное наименование (министерство, управление, губернатор и т.д.);

компетенцию, определяющую меру и способ его участия  в государственном управлении и  территориальный масштаб деятельности;

функции, цели и задачи деятельности;

формы и методы деятельности;

положение в иерархической структуре исполнительной власти и порядок взаимодействия с другими органами;

порядок образования, реорганизации и управления.

Внутренняя  форма показывает:

устройство  органа исполнительной власти, его  внутреннюю структуру (линейную, линейно-функциональную и т.д.), состав структурных единиц, порядок их взаимодействия в процессе осуществления управленческой деятельности.

К элементам  внутренней формы относятся также  штаты, внутренний распорядок и дисциплина, которую все государственные  служащие обязаны соблюдать.  
 

С точки  зрения своей формы орган, исполнительной власти может быть представлен отдельным  должностным лицом или группой  должностных лиц, находящихся в  определенных организационно-правовых отношениях между собой.

     Таким образом, орган исполнительной  власти - это публично-правовой институт, который представлен одним должностным  лицом или группой должностных  лиц, официально осуществляющих  исполнительно-распорядительную деятельность  и наделенных в законном порядке  определенной компетенцией, материальными  и правовыми средствами, необходимыми  для реализации возложенных на  них государственных задач и  функций.

     Органы исполнительной власти  весьма разнообразны и отличаются  друг от друга по видам и  сферам деятельности, объему и  характеру компетенции и т.д.  В учебной литературе их принято  классифицировать:

по основаниям образования:

образуемые  на основе Конституции РФ и конституционных  актов субъектов Федерации (президенты, правительства и т.д.);

создаваемые на основе текущего законодательства или подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, управления и т.д.);

по уровню функционирования, обусловленному федеральным  устройством России и территориальным  масштабом деятельности:

Информация о работе Органы исполнительной власти РФ