Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:49, лекция
21.1. Понятие и система органов исполнительной власти
21.2. Правовой статус правительства Российской Федерации
21.3. Министерство образования Российской Федерации в системе органов управления образования
21.4. Органы исполнительной власти Субъектов Российской Федерации
ТЕМА 21. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21.1. Понятие
и система органов
21.2. Правовой
статус правительства
21.3. Министерство
образования Российской
21.4. Органы
исполнительной власти
Контрольные вопросы
Темы рефератов
Нормативные
акты и правовая литература
ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ
21.1. Понятие
и система органов
Президент Российской Федерации
Правительство Российской Федерации
Государственная администрация
Органы
исполнительной власти субъектов РФ
1. Понятие
и функции исполнительной
Содержание исполнительной
издание правовых актов управления;
использование распорядительных и контрольных полномочий;
заключение административных договоров;
проведение
организационных мероприятий.
В институциональном плане исполнительная власть имеет иерархическую структуру, которая включает:
органы исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними (отношения субординации, координации, контроля и т.д.);
корпус государственных служащих;
юридическую
структуру, которая представлена системой
норм, определяющих различную по объему
компетенцию органов и
Иерархическая структура - организационная основа исполнительной власти, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной процедуры. Эти властные полномочия, характеризующие иерархическую подчиненность, представлены целым спектром административных правомочий, среди которых выделяются:
право решать, т.е. определять содержание деятельности, осуществлять волевой акт с целью позитивного или негативного решения проблемы;
право командовать, т.е. отдавать обязательные к исполнению распоряжения;
право назначать;
право осуществлять легитимное принуждение;
право замещать, т.е. возможность действовать вместо нижестоящей инстанции, когда ее деятельность осуществляется неправильно;
право отменять акты нижестоящей инстанции в случае их незаконности или нецелесообразности;
право расходовать вверенные ресурсы;
право контролировать деятельность нижестоящей инстанции;
право
разрешать конфликты между
Государственно-властные
полномочия исполнительной власти осуществляются
в рамках административной процедуры
и призваны обеспечить реализацию ее
функций. Административная процедура
предоставляет собой
осуществление управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
административное нормотворчество (подзаконодательное регулирование);
административное правоприменение, осуществляется в двух формах:
оперативно-исполнительная
деятельность, выражающаяся в реализации
предписаний правовых норм и позитивном
регулировании с помощью
юрисдикционная деятельность, осуществляемая административными средствами и направленная на разрешение управленческих конфликтов, охрану правовых норм от каких бы то ни было нарушений, обеспечение их исполнения и профилактику правонарушений;
административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении (инспектирование и проведение расследований);
осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация);
непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества и охрана правопорядка (полицейская функция);
информационное
обеспечение органов
Функции исполнительной власти реализуются через конкретные функции ее органов и их соответствующие полномочия.
2. Понятие и виды органов
объективный, характеризующий его статику. С объективной стороны он представляет собой определенный организационно-правовой институт (от лат. institum - организация, учреждение, устройство) публичного права, реализующий цели государственного управления на основе и во исполнение действующего законодательства путем использования распорядительных полномочий. Как институт публичного права он являет собой учреждение государственной власти, имеющее свою организационно-правовую форму и функции. Объективный компонент органа исполнительной власти включает его организационную структуру и закрепленную в правовых нормах компетенцию, которая характеризует меру его власти;
субъективный,
выражающий его динамику. Субъективный
компонент органа исполнительной власти
представлен людьми, находящимися на
государственной службе. Именно они, выражая
волю государственной власти, своими действиями
обеспечивают осуществление его властных
полномочий и возможность реального функционирования.
Исполнительная
власть может существовать не иначе
как посредством своих органов.
Способ образования, порядок деятельности,
компетенция, функции, формы и методы
деятельности органов исполнительной
власти определены и закреплены в
соответствующих законах, положениях
и иных нормативных актах. Каждый
орган создается для
официально представлены государством и выражают его волю при решении повседневных задач и текущих вопросов в сфере публичного управления;
осуществление исполнительно-распорядительной деятельности в рамках определенных законом функций и административных полномочий;
возможность,
в соответствии со своей компетенцией,
издавать обязательные к исполнению
административно-правовые акты и осуществлять
оперативное государственное
наличие
оперативной самостоятельности
и возможности непосредственно
распоряжаться материальными, людскими
и информационными ресурсами, необходимыми
для осуществления его
органы исполнительной власти образуются, как правило, вышестоящими органами исполнительной власти и подотчетны им;
контролируются вышестоящими органами по вопросам законности и целесообразности, принимаемых актов и совершаемых действий;
состоят из государственных служащих, осуществляющих повседневное и непосредственное управление другими людьми;
обладают
возможностью применять меры административного
принуждения.
Орган исполнительной власти имеет внешнюю и внутреннюю форму.
Внешняя форма органа исполнительной власти включает следующие основные элементы:
официальное наименование (министерство, управление, губернатор и т.д.);
компетенцию,
определяющую меру и способ его участия
в государственном управлении и
территориальный масштаб
функции, цели и задачи деятельности;
формы и методы деятельности;
положение
в иерархической структуре
порядок образования, реорганизации и управления.
Внутренняя форма показывает:
устройство органа исполнительной власти, его внутреннюю структуру (линейную, линейно-функциональную и т.д.), состав структурных единиц, порядок их взаимодействия в процессе осуществления управленческой деятельности.
К элементам
внутренней формы относятся также
штаты, внутренний распорядок и дисциплина,
которую все государственные
служащие обязаны соблюдать.
С точки зрения своей формы орган, исполнительной власти может быть представлен отдельным должностным лицом или группой должностных лиц, находящихся в определенных организационно-правовых отношениях между собой.
Таким образом, орган
Органы исполнительной власти
весьма разнообразны и
по основаниям образования:
образуемые на основе Конституции РФ и конституционных актов субъектов Федерации (президенты, правительства и т.д.);
создаваемые на основе текущего законодательства или подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, управления и т.д.);
по уровню функционирования, обусловленному федеральным устройством России и территориальным масштабом деятельности: