Органы исполнительной власти РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:49, лекция

Описание работы

21.1. Понятие и система органов исполнительной власти
21.2. Правовой статус правительства Российской Федерации
21.3. Министерство образования Российской Федерации в системе органов управления образования
21.4. Органы исполнительной власти Субъектов Российской Федерации

Работа содержит 1 файл

15.docx

— 55.41 Кб (Скачать)

федеральные (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства);

региональные (представители Президента РФ в федеральных  округах, командующие военными округами и т.д.);

органы  исполнительной власти субъектов Федерации (президенты, правительства, губернаторы  и т.д.);

по порядку  образования:

избираемые (президенты, главы администраций  субъектов Федерации);

образуемые  в соответствии с указами Президента РФ, президентов республик и глав администраций субъектов Федерации  и т.д. (министерства, службы, департаменты и т.д.);

по объему и характеру компетенции:

органы  общей компетенции, ведающие всеми  отраслями и сферами управления и решающие все вопросы на определенной территории (Правительство РФ, президенты республик, губернаторы, правительства  субъектов Федерации и т.д.);

органы  отраслевой компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (министерства, комитеты);

органы  межотраслевой компетенции, осуществляющие межотраслевое (функциональное) управление (государственные комитеты статистики, стандартизации, метрополии и сертификации и т.д.);

органы  специальной компетенции, осуществляющие контрольные и надзорные функции (надзоры);

органы  внутриотраслевой компетенции, осуществляющие управление определенной сферой деятельности в рамках отрасли;

по организационно-правовой форме:

правительства; советы министров, имеющие статус правительства; министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, комиссии, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, палаты, центры и т.д.;

по порядку  принятия решений:

единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы решаются руководителем единолично (министерства, службы управления, отделы);

коллегиальные органы, принимающие решения в  подведомственной области коллегиально (Правительство РФ, правительства  субъектов Федерации, государственные  комитеты и т.д.);

по функциям, которые осуществляют органы исполнительной власти:

основные, которые непосредственно выражают и осуществляют волю государства  и принимают от его имени обязательные к исполнению решения (правительство, министерства и т.д.);

вспомогательные органы, которые обеспечивают деятельность основных и не наделены, как правило, юридически властными полномочиями (комиссии, советы и т.д.).  

Вспомогательные органы действуют при основных органах  внутри самой исполнительной власти и могут быть двух видов: консультативные  и координационные.

Консультативные занимаются предварительным рассмотрением  вопросов, готовят по ним предложения  юридического или технического характера. Эти органы могут создаваться  на постоянной или временной основе и включать как государственных  служащих, так и экспертов, представителей общественности.

Координационные органы образуются в виде правительственных  или межведомственных комиссий для  подготовки предложений по вопросам общегосударственного значения или требующим межотраслевой координации. Решения этих комиссий обязательны для всех представленных в них органов.  
 

3. Система  органов исполнительной власти  в Российской Федерации. Система  органов исполнительной власти - это юридически упорядоченная  внутренне согласованная совокупность  различных по своей организационно-правовой  форме органов, соподчиненных  на основе разделения компетенции  между ними и образующих интегрированное  единство в процессе реализации  исполнительной власти на всей  территории Российской Федерации.  Эта система выступает как  комплексное образование, имеющее  свою вертикальную иерархическую  структуру и горизонтальные уровни  и организующее на правовой  основе в соответствии с государственной  политикой повседневное оперативное  управление общественными процессами. Система органов исполнительной  власти в РФ образуется и  функционирует в соответствии  с принципами федерализма, сочетания  централизации и децентрализации,  законности, гласности, сочетания  отраслевых, межотраслевых и территориальных  начал в государственном управлении.

     Понятие "система органов исполнительной  власти" характеризует организационное  построение исполнительной власти  в Российской Федерации. Она  строится в соответствии с  конституционным разграничением  полномочий в этой сфере между  РФ и субъектами Федерации.  Согласно Конституции (ст.ст. 71-73) деятельность органов исполнительной  власти осуществляется в пределах  ведения РФ, в пределах совместного  ведения РФ и субъектов Федерации  и в пределах самостоятельного  ведения субъектов РФ. К ведению  РФ отнесено установление системы федеральных оранов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формиование федеральных органов исполнительной власти. В совместное ведение РФ и субъектов Федерации входит установление общих принципов организации системы органов государственной власти.

     Единая система исполнительной  власти в России образуется  только в пределах ведения  РФ и полномочий Федерации  по предметам совместного ведения  РФ и ее субъектов (ст. 77 Конституции) 2. В этих пределах правительства,  министерства и ведомства субъектов  РФ находятся в отношениях  иерархической подчиненности с  Правительством РФ и соответствующими  федеральными министерствами и  ведомствами. В субъектах Федерации  федеральные органы могут создавать  свои территориальные органы.

     В свою очередь, органы исполнительной  власти субъектов Федерации по  вопросам исключительных полномочий, отнесенных к их ведению, действуют  самостоятельно, независимо от федеральных  органов исполнительной власти  и неподотчетны им. Субъекты РФ  самостоятельно устанавливают систему  органов исполнительной власти  на своей территории в соответствии  с основами конституционного  строя РФ и общими принципами  государственного строительства,  установленными федеральными законами. Конституцией РФ предусмотрено  взаимное делегирование полномочий  между органами исполнительной  власти Федерации и субъектов  РФ, осуществляемое на практике  на основе соответствующих соглашений  между ними.

      В рамках федеральных органов  исполнительной власти можно  выделить два уровня, которые  включают:

руководящие органы (Президент РФ, Правительство  РФ);

органы  государственной администрации (министерства и иные ведомства).  

Государственная администрация представляет собой  административный аппарат, непосредственно  реализующий государственную политику, цели и приоритеты, определяемые в  решениях руководящих органов исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством.

Президент Российской Федерации 

Вопрос  о том, входит ли Президент РФ в  систему органов исполнительной власти в научной и учебной  литературе является дискуссионным. Неопределенность правового статуса Президента в  системе разделения властей порождена  ст.ст. 10 и 80 Конституции РФ, которые  не относят этот орган ни к одной  из ветвей государственной власти. Согласно одной точке зрения, он рассматривается только как глава  государства, стоящий "над всеми  ветвями" власти, и как гарант всех конституционных институтов. Считается, что Президент как глава государства  обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов. В соответствии со второй точкой зрения, законодательная власть принадлежит  парламенту, судебная - судам, исполнительная - Правительству, а Президент РФ наделен  особой формой власти - президентской.

     Действительно, Президент РФ обладает  весьма обширными полномочиями, и конституционная модель этого  института соответствует модели  сильного Президента, принятой во  многих странах мира. Однако обе  точки зрения, ставящие Президента  вне обозначенных в Конституции  РФ властей, противоречит закрепленному  принципу разделения властей.  Более корректной представляется  третья точка зрения, согласно  которой Президент РФ, формально  являясь главой государства, входит  в то же время в систему  исполнительной власти (Коренев А.П., Овсянко Д.М.) и его можно рассматривать как главу исполнительной власти (Баглай М.В.). В соответствии с этой точкой зрения, Конституция определяет статус федерального Президента как "фактического главы исполнительной власти" (А.П. Агапов).

     Президент РФ осуществляет руководство  государственной администрацией  как через правительство, так  и непосредственно. В области  исполнительной власти он наделен  широкими полномочиями, которые  распространяются на всю сферу  государственного управления. В  соответствии с Конституцией (ст.ст. 80-90) и федеральными законами он  определяет внутреннюю и внешнюю  политику страны, создает органы  исполнительной власти, определяет  содержание и важнейшие направления  деятельности ее системы. Президент  назначает (с согласия Государственной  думы) и смещает Председателя  Правительства, единолично назначает  и смещает всех членов Правительства.  Он может председательствовать  на заседаниях Правительства,  которое только ему подотчетно  и подконтрольно. Президент вправе  отменять акты Правительства  РФ. Председатель Правительства  обязан систематически информировать  Президента о работе Правительства.  Президент напрямую руководит  целым рядом ведомств государственной  администрации: более чем 1/4 часть  федеральных органов исполнительной  власти (16 из 58) находится в непосредственном  подчинении Президенту РФ 3.

     Таким образом, даже этот не  полный перечень полномочий Президента  в сфере исполнительной власти  дает основания считать главой  исполнительной власти РФ именно  Президента РФ, а не Председателя  Правительства или Правительство  РФ в целом. Указания Президента  по всем вопросам государственного  управления обязательны для Правительства.  Самостоятельность и независимость  Правительства РФ в руководстве  государственной администрацией  допустима лишь в тех пределах  и до тех пор, пока его курс отвечает программным установкам Президента и определяемым им направлениям внутренней и внешней политики.

Правительство Российской Федерации 

Наличие широких полномочий Президента РФ в  сфере исполнительной власти не означает, что Правительство РФ обезличено. В пределах своей компетенции, определенной Конституцией РФ и федеральными законами, оно также осуществляет руководство  системой исполнительной власти, самостоятельно решает отнесенные к его ведению  вопросы и несет полную ответственность  за свои действия. Статья 110 Конституции  устанавливает, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство  РФ, а ст. 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г 4. определяет его  как коллегиальный орган, возглавляющий  единую систему исполнительной власти в РФ. Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства  РФ, за исключением случаев обеспечения  конституционных полномочий Президента РФ либо подведомственности Президенту в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

     Правительство осуществляет руководство  министерствами и ведомствами  действующими, прежде всего, в  экономической и социально-культурной  сферах. Оно полностью отвечает  за формирование, реализацию и  результаты деятельности исполнительной  власти в этих сферах. В то  же время Президент непосредственно  руководит государственной администрацией, осуществляющей управление в  таких сферах, как оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, предотвращение чрезвычайных ситуаций  и ликвидация последствий стихийных  бедствий. Правительство вправе  лишь координировать деятельность  этих органов. Истоки такого  разграничения руководящих полномочий  Президента и Правительства заложены в ст.ст. 80, 83, 86, 87, 88 Конституции РФ и закреплены ст. 32 закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г . Таким образом, в России, как и во многих других полупрезидентских республиках, существует дуализм (двойственность) в руководстве исполнительной властью, которое осуществляют как Президент, так и Правительство. Этот дуализм проявляется также в порядке назначения должностных лиц федеральных исполнительных органов. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности всех должностных лиц государственной администрации, назначение которых остается за пределами полномочий Президента. К ним относятся заместители федеральных министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не являющиеся министрами, их заместители, руководители органов и организаций при Правительстве РФ, члены коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Информация о работе Органы исполнительной власти РФ