Органы государственной власти: понятие, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:31, контрольная работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение понятия и видов органов государственной власти. Объектом курсовой работы являются органы государственной власти РФ. Изучение понятия и видов органов государственной власти осуществляется путем решения следующих задач:
изучение понятия, признаков и видов органов государственной власти;
изучение особенностей функционирования органов законодательной власти Российской Федерации;
изучение особенностей функционирования органов исполнительной власти РФ;
изучение особенностей функционирования органов судебной власти РФ;

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
1 Понятие, признаки и виды органов государственной власти………….5
2 Органы законодательной власти РФ……………………………………10
2.1 Федеральное Собрание: его состав, порядок формирования его палат ………………………………………………………………..10
2.2 Компетенции Совета Федерации и Государственной Думы……...12
2.3 Роспуск Государственной Думы …………………………………...15
3 Органы исполнительной власти РФ…………………………………….16
3.1 Президент РФ………………………………………………………...16
3.2 Правительство РФ……………………………………………………20
4 Органы судебной власти РФ…………………………………………….25
4.1 Конституционно-правовой статус судей…………………………...25
4.2 Конституционный Суд РФ…………………………………………..27
4.3 Верховный Суд РФ…………………………………………………..29
4.4 Высший Арбитражный Суд РФ……………………………………..31
5 Органы государственной власти субъектов РФ………………………..34
Заключение ………………………………………………………………41
Список использованной литературы…………………………………...43

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТГП .doc

— 204.50 Кб (Скачать)
ify">    4) Судебной коллегии по уголовным  делам;

    5) Военной коллегии.

    Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. при Верховном Суде РФ предусмотрено  создание Судебного департамента. Судебный департамент характеризуется как федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов, органов судейского сообщества, а также финансирования мировых судей. Департамент не вмешивается в осуществление правосудия. Кадровые, финансовые и материально-технические мероприятия, осуществляемые этим органом, направлены на создание условий для обеспечения полного и независимого правосудия. Руководитель департамента назначается и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. 

    4.4 Высший Арбитражный  Суд РФ 

    Арбитражные Суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ. Полномочия, порядок  образования и деятельности арбитражных  судов в Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «Об Арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1995 г. и другими федеральными конституционными законами.

    Систему арбитражных судов в РФ составляют: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, т.е. субъектов РФ.

    Основными задачами арбитражных судов в  Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

    защита  нарушенных или оспариваемых прав и  законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере  предпринимательской и иной экономической  деятельности;

    содействие  укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Деятельность  арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов  законности, независимости судей, равенства  организаций и граждан перед  законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

    Председатель  Высшего Арбитражного Суда РФ назначается  на должность Советом Федерации  по представлению Президента РФ. Заместители  Председателя и другие судьи Высшего  Арбитражного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ с учетом предложений законодательных органов субъектов РФ.

    В соответствии с Конституцией РФ (ст. 127) Высший Арбитражный Суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в первой инстанции дела о признании недействительными ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан, а также экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ. [9, с. 670]

    Суд также рассматривает дела в порядке  надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных  судов в Российской Федерации и пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу акты.

    Важным  полномочием Суда является изучение и обобщение практики применения арбитражными судами законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дача пояснений по вопросам судебной практики.

    Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право  законодательной инициативы по вопросам его ведения и обращения в  Конституционный Суд РФ.

    Высший  Арбитражный Суд РФ действует  в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правонарушений. 
 
 
 
 
 
 

  1. Органы  государственной  власти субъектов  РФ
 

    Конституция РФ четко разграничивает органы государственной  власти РФ и органы государственной  власти субъектов РФ. В ч. 2 ст. 11 Конституции  РФ устанавливается, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Из ч. 1 ст. 77 следует, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

    Статус  органов государственной власти субъектов РФ регулируется: на уровне республик – в конституциях, законах, иных нормативно-правовых актах республик; на уровне краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов – в уставах и ином законодательстве этих субъектов РФ. [8, с. 429]

    Республики  в составе РФ – это государства, имеющие свои конституции и законодательство.

    Органы  законодательной (представительной) власти республик имеют различное число депутатов, которое четко определено в ряде конституций. Также в Конституциях устанавливаются сроки полномочий законодательных органов. Структура органов законодательной власти республик в основном однопалатная, но имеются и двухпалатные парламенты (например, Государственное Собрание Республики Башкортостан).

    К компетенции органов законодательной  власти республик отнесены следующие  вопросы:

    а) принятие конституции, внесение в нее  изменений и дополнений;

    б) принятие законов и иных нормативно-правовых актов;

    в) утверждение бюджета республики;

    г) принятие решения о проведении республиканского референдума;

    д) назначение выборов в законодательный  орган республики и др.

    В большинстве республик в составе  РФ установлен институт Президента. В конституциях республик определяются сроки полномочий, порядок избрания, компетенция президента. Президент избирается гражданами соответствующей республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может быть избрано на пост президента более двух сроков подряд.

    В конституциях большинства республик  в должности президента соединяются  функции главы республики и одновременно главы исполнительной власти. Исходя из этого определяются компетенции  президента республики. Президент республики:

    а) обеспечивает права и свободы  гражданина республики и ее государственно-территориальную  целостность, законность и правопорядок на ее территории;

    б) обладает правом законодательной инициативы;

    в) подписывает и обнародует законы республики;

    г) представляет республику в отношениях с Российской Федерацией, а также  с субъектами РФ и др.

    В ряде республик одновременно с президентом  избирается вице-президент республики, который по поручению президента осуществляет отдельные его полномочия.

    В том случае, когда президент одновременно с главой государства является и  главой исполнительной власти, он либо руководит деятельностью правительства  республики, либо непосредственно возглавляет  правительство.

    Правительство республики выполняет следующие основные функции:

    а) представляет органу законодательной (исполнительной) власти республиканский  бюджет и обеспечивает его исполнение;

    б) проводит государственную политику в области финансов и кредитно-денежной системы, экономики в целом;

    в) направляет развитие культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

    г) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охраны собственности  и общественного порядка, борьбе с преступностью;

    д) осуществляет иные полномочия, предусмотренные конституцией и законодательством республики. [8, с. 437]

    Органами  государственной власти в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах  являются соответствующие и образуемые перечисленными субъектами РФ органы законодательной и органы исполнительной власти. Вопросы, связанные с правовым статусом рассматриваемых органов, регламентируются в уставах и законодательстве названных субъектов РФ.

    Наименования  законодательных органов государственной власти различны. В краях – это Краевая Дума, Государственная Дума края и т.д.; в областях – Областная Дума, Законодательное Собрание, областное Собрание, областное Собрание депутатов и др.; в автономных округах – Окружная Дума, Законодательное Собрание, Государственная Дума и др.; в Москве – Городская Дума; в Санкт-Петербурге – Законодательное Собрание.

    Законодательные органы государственной власти рассматриваемых  субъектов – однопалатные органы. Они избираются гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В уставах установлен срок полномочий указанных органов: как правило, 4 года. Возглавляет законодательный орган председатель, который избирается из числа депутатов на срок полномочий органа большинством голосов от числа избранных депутатов. Для рассмотрения и подготовки законов, иных нормативных актов, решения других вопросов органом законодательной власти создаются комитеты и комиссии.

    Компетенции органов законодательной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов:

    а) законодательная и иная правотворческая деятельность;

    б) полномочия в сфере экономики, бюджета, финансов, кредита, налогов и сборов: утверждение программ социально-экономического развития, рассмотрение и утверждение бюджета субъекта РФ, отчета об его исполнении, контроль за исполнением бюджета, установление налогов, сборов в пределах субъекта РФ и др.;

    в) полномочия в сфере социально-культурного строительства: обсуждение и утверждение программ и комплексных мероприятий по развитию культуры, образования, здравоохранения и др.;

    г) полномочия в области укрепления законов и правопорядка, охраны прав и свобод граждан, борьбы с преступностью: установление в пределах своей компетенции административной ответственности за правонарушения, рассмотрение вопросов законности и правопорядка и др.;

    д) полномочия в области внешних связей и внешнеэкономической деятельности: утверждение договоров о сотрудничестве с субъектами РФ, зарубежными странами, внешнеэкономических соглашений;

    е) иные полномочия.       

    Органами  исполнительной власти являются администрации  краев, областей и других субъектов  РФ. Администрация – это орган  исполнительной власти общей компетенции, который состоит из функциональных и отраслевых структурных подразделений (комитетов, управлений, отделов), руководства и возглавляется главой администрации соответствующего субъекта РФ. [8, с. 443]

    Глава администрации является высшим должностным  лицом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и руководит органами исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа РФ. Глава администрации, если он не занял эту должность в результате выборов, назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Глава администрации обладает следующими полномочиями:

    а) представляет интересы субъекта РФ в  Правительстве РФ, федеральных органах  исполнительной власти, в отношениях с другими субъектами РФ;

    б) в соответствии с законодательством  РФ может вступать в отношения  с соответствующими органами и должностными лицами зарубежных государств и подписывать  необходимые документы;

Информация о работе Органы государственной власти: понятие, виды