Органы государственной власти: понятие, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:31, контрольная работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение понятия и видов органов государственной власти. Объектом курсовой работы являются органы государственной власти РФ. Изучение понятия и видов органов государственной власти осуществляется путем решения следующих задач:
изучение понятия, признаков и видов органов государственной власти;
изучение особенностей функционирования органов законодательной власти Российской Федерации;
изучение особенностей функционирования органов исполнительной власти РФ;
изучение особенностей функционирования органов судебной власти РФ;

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
1 Понятие, признаки и виды органов государственной власти………….5
2 Органы законодательной власти РФ……………………………………10
2.1 Федеральное Собрание: его состав, порядок формирования его палат ………………………………………………………………..10
2.2 Компетенции Совета Федерации и Государственной Думы……...12
2.3 Роспуск Государственной Думы …………………………………...15
3 Органы исполнительной власти РФ…………………………………….16
3.1 Президент РФ………………………………………………………...16
3.2 Правительство РФ……………………………………………………20
4 Органы судебной власти РФ…………………………………………….25
4.1 Конституционно-правовой статус судей…………………………...25
4.2 Конституционный Суд РФ…………………………………………..27
4.3 Верховный Суд РФ…………………………………………………..29
4.4 Высший Арбитражный Суд РФ……………………………………..31
5 Органы государственной власти субъектов РФ………………………..34
Заключение ………………………………………………………………41
Список использованной литературы…………………………………...43

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТГП .doc

— 204.50 Кб (Скачать)

    Статья 80 Конституции РФ провозглашает  Президента главой государства. Конституция  называет его гарантом прав и свобод граждан, гарантом конституционного строя страны, арбитром, осуществляющим взаимодействие всех ветвей государственной власти. Это определяет место Президента как бы над ветвями власти. В то же время анализ полномочий Президента позволяет говорить, что он обладает как стандартными полномочиями главы государства, так и очень большими полномочиями в сфере исполнительной ветви власти. [15, с. 143]

    Основные  функции Президента РФ как главы  государства определены в ст. 80 Конституции  РФ. Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

    Президент РФ обладает широкими полномочиями в  различных сферах государственной  жизни. По специфике предметов компетенции и взаимоотношений с другими органами государственной власти полномочия Президента могут быть разбиты на следующие основные группы.

  1. Президент и Федеральное Собрание. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы (п. «а» ст. 84). После выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы ранее этого срока. Президент имеет право законодательной инициативы, т.е. внесения законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ.

    Президент РФ обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст. 84).

    Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным  законом, другие органы принимать решение  о проведении общероссийских референдумов не вправе (п. «в»ст. 84).

    2) Президент и Правительство. Эти отношения основываются на безусловном приоритете президентской власти. Президент назначает Председателя Правительства РФ при условии получения на это согласия Государственной Думы. Кроме того Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, он единолично принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «а»-«в» ст. 83).

    3) Отношения с субъектами РФ. Важное значение имеет назначение и освобождение от должности полномочных представителей Президента. Президент вправе вмешиваться в споры между органами государственной власти Федерации и регионов, а также – самих регионов. Важное значение имеет также право Президента приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случаях противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

    4) Президент и судебная власть. Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов, однако он участвует в формировании органов судебной власти. В соответствии со ст. 83  Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также Президент назначает судей других федеральных судов. Также Президент представляет Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации, вносит в Совет Федерации предложение об освобождении его от должности.

    5) Военные полномочия. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ. В случае агрессии против России или ее непосредственной угрозы Президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ч. 2 ст. 87).

    6) Полномочия в сфере внешней политики. Президент по Конституции осуществляет руководство внешней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей (ст. 86).

    7) Чрезвычайное положение. Только Президент вправе вводить на территории РФ или в ее отдельных местностях чрезвычайное положение, о чем он незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 88).

    8) Гражданство и  награды. К числу полномочий Президента относится решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища. Президент РФ награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие военные и высшие специальные звания. Кроме этого ст. 89 определяет полномочие Президента РФ осуществлять помилование.

    Порядок прекращения обязанностей президента определяется ст. 92 и 93 Конституции  РФ.

    Прекращение исполнения Президентом своих обязанностей наступает с истечением срока его пребывания в должности в тот момент, когда принесена присяга вновь избранного Президента.

    Досрочное прекращение полномочий Президента возможно в следующих случаях:

  1. отставка Президента:  предполагает наличие заявления Президента;
  2. стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
  3. отрешение от должности.

    Президент может быть отрешен от должности  Советом Федерации только на основании  выдвинутого Государственной Думой  обвинения в государственной  измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

    Процедура отрешения состоит из двух стадий:

  1. 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы принимают решение о выдвижении обвинения. Инициатива должна быть проявлена не менее, чем 1/3 депутатов и должно быть вынесено заключение специальной комиссии.
  2. Решение об отрешении Президента РФ от должности выносит Совет Федерации 2/3 голосов от общего числа членов не позднее, чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения против Президента Государственной Думой.

    Отрешение Президента РФ от должности прекращает исполнение им своих обязанностей. Бывший президент теряет конституционную неприкосновенность и может быть привлечен к уголовной ответственности как обычный гражданин. 

    3.2 Правительство РФ 

    Согласно  Конституции РФ (ст. 110) и Федерального конституционного закона «О правительстве РФ» от 17.12.1997г. Правительство России осуществляет исполнительную власть РФ и возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ. Однако это не исключает решающей роли Президента РФ в сфере исполнительной власти.

    Правительство РФ – это коллегиальный орган. В него входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры.

    Непосредственно возглавляет и организует работу Правительства РФ его Председатель. Он назначается Президентом РФ с  согласия Государственной Думы. Согласно Конституции РФ (ст. 111) предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Государственной Думой.

    Согласно  ст. 113 Конституции Председатель Правительства  определяет основные направления деятельности Правительства и организует его  работу.

    Не  позднее недельного срока после  назначения на должность Председатель Правительства РФ представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Он предлагает Президенту кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (ст. 112).

    Общие и основные полномочия Правительства РФ определены в ст. 114 Конституции РФ и в ст. 1.3 Закона «О Правительстве РФ».

      В области экономики Правительство осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности в стране; прогнозирует социально-экономическое развитие страны; вырабатывает государственную политику в сфере международного экономического и финансово-инвестиционного сотрудничества.

    В сфере бюджета и финансов Правительство разрабатывает и обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы.

    В социальной сфере Правительство  РФ принимает меры к реализации трудовых прав граждан; обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных гарантий в области социального обеспечения граждан; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья и обеспечение санитарно-эпидемиологического благосостояния в стране.

    В области развития науки, культуры, образования  Правительство РФ разрабатывает и осуществляет политику государственной поддержки развития науки; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования; обеспечивает государственную поддержку развития культуры и сохранения объектов культурного наследия общегосударственного значения.

    В области природопользования и охраны окружающей среды Правительство  РФ организует деятельность по рациональному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов, развитию минерально-сырьевой базы страны, улучшению состояния и защите окружающей среды; координирует деятельность по предотвращению, уменьшению опасности и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

    В области укрепления законности и  правопорядка Правительство РФ участвует  в разработке и реализации государственной  политики в области безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и наркоманией.

    В области обороны и государственной  безопасности Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны; принимает меры по охране государственной границы; руководит гражданской обороной; осуществляет другие необходимые меры в области обороны страны и государственной безопасности Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

      В области внешней политики  Правительство РФ заключает международные  договоры Российской Федерации  в соответствии со своей компетенцией; представляет интересы России  в международных организациях; регулирует  экспорт и импорт товаров; осуществляет  общее руководство таможенным делом; реализует внешнеэкономическую деятельность.

    Также Правительству РФ принадлежит право  законодательной инициативы. Законодательную  инициативу Правительство осуществляет путем внесения законопроектов в  Государственную Думу. Правительство в соответствии со ст. 104 Конституции РФ дает заключения по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Члены Правительства вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий и быть выслушанными.

    Правительство РФ направляет работу министерств и  иных федеральных органов исполнительной власти, а также координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Полномочия  Правительства РФ реализуются посредством  его актов – постановлений  и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации  (ч. 1 и ч. 2 ст. 115). 

Информация о работе Органы государственной власти: понятие, виды