Органы государственной власти: понятие, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:31, контрольная работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение понятия и видов органов государственной власти. Объектом курсовой работы являются органы государственной власти РФ. Изучение понятия и видов органов государственной власти осуществляется путем решения следующих задач:
изучение понятия, признаков и видов органов государственной власти;
изучение особенностей функционирования органов законодательной власти Российской Федерации;
изучение особенностей функционирования органов исполнительной власти РФ;
изучение особенностей функционирования органов судебной власти РФ;

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
1 Понятие, признаки и виды органов государственной власти………….5
2 Органы законодательной власти РФ……………………………………10
2.1 Федеральное Собрание: его состав, порядок формирования его палат ………………………………………………………………..10
2.2 Компетенции Совета Федерации и Государственной Думы……...12
2.3 Роспуск Государственной Думы …………………………………...15
3 Органы исполнительной власти РФ…………………………………….16
3.1 Президент РФ………………………………………………………...16
3.2 Правительство РФ……………………………………………………20
4 Органы судебной власти РФ…………………………………………….25
4.1 Конституционно-правовой статус судей…………………………...25
4.2 Конституционный Суд РФ…………………………………………..27
4.3 Верховный Суд РФ…………………………………………………..29
4.4 Высший Арбитражный Суд РФ……………………………………..31
5 Органы государственной власти субъектов РФ………………………..34
Заключение ………………………………………………………………41
Список использованной литературы…………………………………...43

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТГП .doc

— 204.50 Кб (Скачать)

    Все три выше перечисленные ветви  государственной власти обладают своими полномочиями и компетенциями, они  отделены друг от друга, но, тем не менее, их организация и деятельность строится на одних и тех же принципах. М.В.Баглай и Б.Н.Габричидзе выделяют следующие основополагающие начала построения и функционирования органов государственной власти: 1) суверенность государственной власти, т.е. независимость и самостоятельность органов государственной власти (ст. 3 и 10 Конституции РФ); 2) единство системы государственной власти; 3) разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ  (ст. 5 и 11 Конституции РФ); 4) выборность (ст. 3, 32, 81, 96, 130 Конституции РФ); 5) участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти; 6) государственная служба в названных органах; 7) право обжалования решений и действий (или бездействия) органов государственной власти в суд; 8) принцип открытости (гласности) данных органов.  [8, с.306]

    В следующих частях курсовой работы более  подробно рассмотрим характеристики всех трех ветвей государственной власти  России. 

    2 Органы законодательной власти РФ 

    2.1 Федеральное Собрание: его состав, порядок формирования его палат 

    Представительным  и законодательным органом России является Федеральное Собрание, которое  состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной  Думы. Двухпалатность Федерального Собрания формально не ведет к признанию того, что одна палата признается первой, а другая – второй или одна – нижней, а другая – верхней. Палаты Федерального Собрания рассматриваются как часть единого парламента и в этом смысле они равноправны, хотя полномочия палат неодинаковы. Основная тяжесть в принятии законов падает на Государственную Думу, которая поэтому более заметна в общественной жизни.

    Состав  палат, как и принципы их комплектования, различны.  В Конституции РФ (ст. 95) устанавливается количественный состав каждой из палат Федерального Собрания. Количество членов Совета Федерации определяется числом субъектов РФ, причем в эту палату входят по два представителя от каждого субъекта РФ (по одному представителю от представительного и исполнительного органов государственной власти). С 1 января 2002 года Совет Федерации работает на постоянной основе. Эту палату часто называют «палатой регионов». Заседания Совета Федерации проводятся периодически с 1 октября по 31 июля. 

    В соответствии со ст. 96 Конституции РФ Государственная Дума избирается сроком на 4 года. Депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Не имеет права избирать и быть избранным гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

    Государственная Дума состоит из 450 депутатов. 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным (один округ – один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ. Эта норма устанавливается путем деления общего числа избирателей в Российской Федерации на 225 одномандатных избирательных округов. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

    В соответствии со ст. 99 Конституции РФ на первое заседание Государственная  Дума собирается на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание  Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. В дальнейшем ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты Председатель Государственной Думы и его заместители, избранные депутатами Государственной Думы (ст. 101 Конституции РФ). Согласно своему регламенту Государственная Дума проводит две сессии в год: весеннюю (с 12 января по 20 июля) и осеннюю (с 1 октября по 25 декабря). Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями.

    Совет Федерации также избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Кроме того Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, а для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета образуют Счетную палату. Она состоит из Председателя, заместителя Председателя, аудиторов и аппарата Счетной палаты. 

    2.2 Компетенции Совета  Федерации и Государственной  Думы 

    Конституционно-правовое регулирование предметов ведения  каждой из палат Федерального Собрания содержится в ст. 102, 103, 106 Конституции.

    Вопросы компетенции Совета Федерации определены в ст.102. Согласно п. «а» ч.1 данной статьи к ведению Совета Федерации относится утверждение изменения границ между субъектами РФ. Следующие полномочия Совета Федерации – утверждение Указа Президента РФ о введении военного положения и Указа Президента о введении чрезвычайного положения  (пп. «б» и «в» ч.1 ст. 102). В ведении Совета Федерации (пп. «г» ч.1 ст. 102) находится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории.

    К исключительной компетенции Совета Федерации относится назначение выборов Президента. Выборы назначаются по истечению сроков полномочий Президента РФ либо при досрочном прекращении полномочий Президента. Одним из наиболее важных полномочий Совета Федерации является решение вопроса об отрешении Президента РФ от должности. Такое решение Советом Федерации может быть принято только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

    К ведению Совета Федерации относятся также назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (пп. «ж» и «з» ч. 1 ст. 102). Кандидатуры на указанные должности представляет Президент РФ.

    Кроме выше названных полномочий, Совет  Федерации участвует в формировании состава Счетной палаты: согласно п. «и» ч. 1 ст. 102 назначает на должность  и освобождает от должности половину состава ее аудиторов и заместителя  Председателя Счетной палаты.

    Совет Федерации принимает постановления  по перечисленным выше вопросам. Согласно ч.3 ст. 102 такие постановления принимаются  большинством голосов от общего числа  членов Совета Федерации. Решение об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации (ч. 2 ст. 93). Для одобрения Советом Федерации федерального конституционного закона требуется не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации (ч.2 ст. 108).

    Рассмотрим полномочия Государственной Думы в той последовательности, в которой они изложены в ст. 103 Конституции РФ.

    Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Данное решение Государственная Дума должна принять не позднее недельного срока со дня внесения Президентом предложения о кандидатуре Председателя Правительства. Если Государственная Дума трижды отклонила представленных кандидатур, Президент назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

    Государственная Дума согласно п. «б» ст. 103 вправе решать вопрос о доверии Правительству  РФ (по собственной инициативе или  по инициативе Председателя Правительства).

    В ведении Государственной Думы находится  назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ  (п. «в» ч.1 ст. 103).  Государственная Дума формирует часть состава Счетной палаты, назначает и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов (п. «г» ч. 1 ст. 103). Кроме того Государственная Дума назначает на должность и освобождает от нее Уполномоченного по правам человека. Также к ведению Государственной Думы отнесено объявление амнистии, т.е. полное или частичное освобождение от уголовного наказания лиц, совершивших преступление, либо замена этим лицам назначенного судом наказания более мягким (п. «е» ч.1 ст. 103). К компетенции Государственной Думы отнесено и выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Решение о выдвижении обвинения против Президента РФ должно быть принято 2/3 голосов от общего числа депутатов Думы и по инициативе не менее 1/3 депутатов этой палаты.

    По  вопросам своей компетенции Государственная  Дума принимает постановления. Они  принимаются большинством голосов, т.е. не менее чем 50% плюс один голос от общего числа депутатов Государственной Думы.

    Важнейшей функцией Государственной Думы является деятельность по принятию законов (ч.1 ст. 105). Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции, право законодательной инициативы принадлежит Президенту, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству, законодательным органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду по вопросам их ведения.

    Согласно  Регламенту Государственной Думы, принятие закона осуществляется в трех чтениях. Федеральный закон принимается  большинством голосов от общего числа  депутатов Государственной Думы. Затем в течение 5 дней федеральный закон передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации в течение 14 дней может рассмотреть принятый Государственной Думой закон, одобрить его или отклонить. Если за закон проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, закон считается одобренным. Далее в течение пяти дней принятый федеральный закон направляется президенту РФ для подписания и обнародования. Президент в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его [10, с. 375] .

    2.3 Роспуск Государственной  Думы 

    Роспуск Президентом РФ Государственной Думы установлен ст. 109 Конституции РФ. Часть 1 ст. 109 Конституции устанавливает, что Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117. согласно ч. 4 ст. 111 основанием для роспуска Государственной Думы является трехкратное отклонение представленных кандидатур на должность Председателя Правительства РФ. В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 117 основаниями роспуска являются: а) повторное выражение Государственной Думой недоверия Правительству  РФ; б) выражение Государственной Думой недоверия Правительству в случае, когда инициатором постановки вопроса о доверии является Председатель Правительства.

    В случае роспуска Государственной Думы Президент обязан назначить дату выборов нового ее состава, при этом новый состав Государственной Думы должен собраться не позднее, чем через четыре месяца с момента роспуска (ч. 2 ст. 109).

    Президент не может распустить Государственную  Думу по основаниям, предусмотренным  ст. 117, в течение года после ее избрания (ч. 3 ст. 109). Также Президент не может распустить Государственную Думу с момента выдвижения ею обвинения против него и до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч. 4 ст. 109). Наконец, Государственная Дума не может быть распущена в период действия на территории РФ военного или чрезвычайного положения, а также в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента (ч. 5 ст. 109). 
 
 
 
 

    3 Органы исполнительной  власти РФ 

    3.1 Президент РФ 

    Согласно  Конституции РФ Президентом России может быть гражданин Российской Федерации, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет (ч. 2 ст. 81).

    Президент избирается путем всеобщих прямых равных выборов при тайном голосовании. Порядок избрания Президента определен Законом РФ «О выборах Президента РФ» от 10 января 2003 г., согласно которому кандидатов в Президенты регистрирует Центральная Избирательная Комиссия Российской Федерации. Чтобы быть зарегистрированным в качестве кандидата, необходимо собрать в свою поддержку не менее 1 млн голосов избирателей, при этом голоса избирателей должны пропорционально распределяться по всей территории РФ, на каждый субъект РФ их должно приходиться не более 7% от общего числа. Правом выдвигать кандидатов в Президенты обладают инициативные группы граждан, которые тоже должны зарегистрироваться в Центральной Избирательной Комиссии. Избранным считается тот кандидат, кто набрал более 50% голосов избирателей. Если в первом туре никто не набрал 50%, то проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получивших голосов избирателей больше, чем все остальные. Президент избирается на срок 4 года, нельзя занимать пост президента более двух сроков подряд.

Информация о работе Органы государственной власти: понятие, виды