Органы государственной власти: понятие, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:31, контрольная работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение понятия и видов органов государственной власти. Объектом курсовой работы являются органы государственной власти РФ. Изучение понятия и видов органов государственной власти осуществляется путем решения следующих задач:
изучение понятия, признаков и видов органов государственной власти;
изучение особенностей функционирования органов законодательной власти Российской Федерации;
изучение особенностей функционирования органов исполнительной власти РФ;
изучение особенностей функционирования органов судебной власти РФ;

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
1 Понятие, признаки и виды органов государственной власти………….5
2 Органы законодательной власти РФ……………………………………10
2.1 Федеральное Собрание: его состав, порядок формирования его палат ………………………………………………………………..10
2.2 Компетенции Совета Федерации и Государственной Думы……...12
2.3 Роспуск Государственной Думы …………………………………...15
3 Органы исполнительной власти РФ…………………………………….16
3.1 Президент РФ………………………………………………………...16
3.2 Правительство РФ……………………………………………………20
4 Органы судебной власти РФ…………………………………………….25
4.1 Конституционно-правовой статус судей…………………………...25
4.2 Конституционный Суд РФ…………………………………………..27
4.3 Верховный Суд РФ…………………………………………………..29
4.4 Высший Арбитражный Суд РФ……………………………………..31
5 Органы государственной власти субъектов РФ………………………..34
Заключение ………………………………………………………………41
Список использованной литературы…………………………………...43

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТГП .doc

— 204.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

    Тема  № 27: 

    Органы  государственной  власти: понятие, виды 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2008 г.

    Содержание 

        Введение …………………………………………………………………..3

    1 Понятие, признаки и виды органов государственной власти………….5

    2 Органы законодательной власти РФ……………………………………10

          2.1 Федеральное Собрание: его состав, порядок формирования его   палат ………………………………………………………………..10              

        2.2 Компетенции Совета Федерации и Государственной Думы……...12

        2.3 Роспуск Государственной Думы …………………………………...15

    3 Органы исполнительной власти РФ…………………………………….16

        3.1 Президент РФ………………………………………………………...16

        3.2 Правительство РФ……………………………………………………20

    4 Органы судебной власти РФ…………………………………………….25

        4.1 Конституционно-правовой статус судей…………………………...25

        4.2 Конституционный Суд РФ…………………………………………..27

        4.3 Верховный Суд РФ…………………………………………………..29

        4.4 Высший Арбитражный Суд РФ……………………………………..31

    5 Органы государственной власти субъектов РФ………………………..34

        Заключение ………………………………………………………………41

        Список использованной литературы…………………………………...43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

    Общество  – это совокупность всех исторически  сложившихся форм совместной деятельности людей, всех разновидностей общественных отношений, складывающихся на основе определенного  типа производства материальных и духовных благ.

      Положение людей в человеческом  обществе определяется не только  тем, кто является его членами,  но и каким образом они друг  с другом связаны. Особой формой  связи, организации общества является  государство. А одним из важнейших признаков государства является наличие в нем публичной власти.

    В государственно-организованном обществе власть носит государственный характер. Государство – это организация  публичной власти, которая предполагает наличие системы органов государственной власти.

    Органы  государственной власти разнообразны, поскольку выполняют различные  функции. Их можно классифицировать по разным основаниям. Но независимо от того, по каким признакам их классифицировать, все они играют очень важную роль в современном обществе, организуя и упорядочивая его жизнь.

    Целью данной курсовой работы является изучение понятия и видов органов государственной  власти.  Объектом курсовой работы являются органы государственной власти РФ. Изучение понятия и видов органов государственной власти осуществляется путем решения следующих задач:

  1. изучение понятия, признаков и видов органов государственной власти;
  2. изучение особенностей функционирования органов законодательной власти Российской Федерации;
  3. изучение особенностей функционирования органов исполнительной власти РФ;
  4. изучение особенностей функционирования органов судебной власти РФ;
  5. изучение особенностей функционирования органов государственной власти субъектов РФ.

    Решение данных задач осуществляется следующими методами: изучение нормативно-правовых актов по данным вопросам, изучение учебной литературы, работа со статьями периодических изданий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 Понятие, признаки и виды органов государственной власти 

    Задачи  и функции государства реализуются  посредством деятельности его механизма. Государство существует как таковое, проявляет себя вовне, функционирует через свой механизм, через входящие в этот механизм государственные органы.

    Орган государства – это часть государственного механизма, его основная ячейка, обладающая определенными специфическими признаками. [16, с.95]

    Эти органы каждый в своей области  и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства  в обществе. Никакой орган государственной власти не может иметь задач и полномочий, идущих вразрез с функциями государства. Но для того, чтобы добиться такого единства всех органов власти, государство создает строгий порядок организации и функционирования каждого органа, наделяет их определенными полномочиями. Каждый орган государственной власти, таким образом, отличается от любого другого, но все вместе, по сумме своих полномочий они олицетворяют единую государственную власть.

    Понятие органа государственной власти складывается из совокупности следующих признаков:

  1. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным конституцией, законами или другими правовыми актами порядком, что исключает возможность произвольного нагромождения органов власти. Так, Конституция РФ указывает, что в Российской Федерации на федеральном уровне государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ. Эти органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции РФ.
  2. Государственный орган наделен властными полномочиями, т.е. юридически закрепленными возможностями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию.

    М.И.Байтин выделяет следующие характеристики государственно-властного полномочия: а) порядок формирования и деятельности органа, его структура и компетенция закрепляются нормами права; б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих обязательные общие и индивидуальные правовые предписания; в) установленные этими актами предписания обеспечивают прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, будучи одновременно с тем охраняемыми от нарушений возможностью применения принудительной силы государства; г) государственный орган опирается на материальное обеспечение своих предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью средств из государственного бюджета. [16, с. 95]

    Обладание властными полномочиями – важнейший  признак государственного органа власти.

  1. Деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методах, установленных правовыми актами.
  2. Орган государственной власти обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью.
  3. Каждый орган государственной власти сообразно своей компетенции выполняет свойственные ему функции. Органы государственной власти, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвуют в реализации различных функций государства.
  4. Для осуществления своих функций органы государственной власти располагают необходимыми материальными средствами.

    В зависимости от критерия органы государственной  власти могут быть классифицированы на несколько групп. Классификация  раскрывает связь единства и многообразия органов, осуществляющих государственную власть.

    1. По уровню своей деятельности  согласно Конституции Российской  Федерации (ст. 11) органы государственной  власти делятся на федеральные  органы и органы государственной  власти субъектов РФ. Отдельно  на этой «лестнице» М.В.Баглай  выделяет органы местного самоуправления. [9, с.339]

    Федеральные органы включают Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, а также органы исполнительной власти и суды РФ. В систему органов государственной власти субъектов РФ входят органы, создаваемые их конституциями (уставами) и законами. Согласно Конституции РФ система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно, а в пределах своего ведения и полномочий они обладают всей полнотой государственной власти. Органы местного самоуправления образуются самостоятельно и весьма разнообразны. Природа этих органов на практике мало чем отличается от назначения, функций и порядка формирования органов государственной власти. Однако здесь в большей мере проявляется выборность, более широко осуществляется связь с населением.

    2. В Российской Федерации, т.е.  на федеральном уровне и уровне  субъектов РФ, органы государственной  власти делятся на органы законодательной  власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти. Такое деление органов государственной власти сформулировано самой Конституцией РФ в связи с закреплением в ней принципа разделения властей (ст. 10).

    Законодательная власть – представительная. На основе выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы  осуществлять государственную власть.

    Законодательная власть – это делегированная народом  своим представителям государственная  власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов. А также наблюдения и контроля за аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере. [17, с. 326]

    Законодательная власть реализуется избираемым парламентом (parlare – говорить). Парламент обычно включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю. Двухпалатная структура предохраняет парламент от поспешных решений нижней палаты. Высший законодательный орган России – Федеральное Собрание РФ, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы.

    В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий  характер, исполнительная (административная) власть имеет по своей сути вторичный  характер. Все действия и акты органов  исполнительной власти основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона. Существенные признаки исполнительной власти – это ее универсальный и предметный характеры. Первый признак отражает тот факт, что органы исполнительной власти действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Второй признак означает, что исполнительная власть, в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и другие ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. Высшими органами исполнительной власти в Российской Федерации являются Президент РФ и Правительство РФ.

    Третья  ветвь государственной власти –  органы, осуществляющие правосудие или  судебная власть. Особая роль суда определяется тем, что он – арбитр в спорах о правде. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, осуществляет правосудие. Ш.Монтескье, которому принадлежит концепция разделения государственной власти на три ветви, выделял следующие три главные составляющие правосудия в демократическом обществе: народное начало, независимость от политики, профессионализм. В системе государственных властей судебной власти отведена роль уравновешивающего механизма, позволяющего эффективно направлять действия законодательной и исполнительной власти в правовые рамки.  [14, с. 132]

    К органам судебной власти в Российской Федерации относятся: Конституционная  юстиция (Конституционный Суд РФ, конституционные и уставные суды в субъектах РФ), суды общей юрисдикции (Верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды), Арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ).

Информация о работе Органы государственной власти: понятие, виды