Органы государственной власти: понятие, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:31, контрольная работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение понятия и видов органов государственной власти. Объектом курсовой работы являются органы государственной власти РФ. Изучение понятия и видов органов государственной власти осуществляется путем решения следующих задач:
изучение понятия, признаков и видов органов государственной власти;
изучение особенностей функционирования органов законодательной власти Российской Федерации;
изучение особенностей функционирования органов исполнительной власти РФ;
изучение особенностей функционирования органов судебной власти РФ;

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
1 Понятие, признаки и виды органов государственной власти………….5
2 Органы законодательной власти РФ……………………………………10
2.1 Федеральное Собрание: его состав, порядок формирования его палат ………………………………………………………………..10
2.2 Компетенции Совета Федерации и Государственной Думы……...12
2.3 Роспуск Государственной Думы …………………………………...15
3 Органы исполнительной власти РФ…………………………………….16
3.1 Президент РФ………………………………………………………...16
3.2 Правительство РФ……………………………………………………20
4 Органы судебной власти РФ…………………………………………….25
4.1 Конституционно-правовой статус судей…………………………...25
4.2 Конституционный Суд РФ…………………………………………..27
4.3 Верховный Суд РФ…………………………………………………..29
4.4 Высший Арбитражный Суд РФ……………………………………..31
5 Органы государственной власти субъектов РФ………………………..34
Заключение ………………………………………………………………41
Список использованной литературы…………………………………...43

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТГП .doc

— 204.50 Кб (Скачать)

    Правительство Российской федерации действует  в пределах срока своих полномочий и в соответствии со статьей 116 Конституции РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 117 правительство  может подать в отставку, которая  принимается или отклоняется  Президентом. В свою очередь Президент сам может принять решение об отставке Правительства.

    Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. После выражения Государственной  Думой недоверия Правительству  Российской Федерации Президент  вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

    В соответствии с ч. 4 ст. 117 Конституции  РФ Председатель Правительства может  поставить перед Государственной  Думой вопрос о доверии правительству. Если Государственная Дума в доверии  отказывает, Президент в течение  семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

    В случае отставки или сложении полномочий Правительство Российской Федерации  по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать  до сформирования нового Правительства (ч. 5 ст. 117). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Органы  судебной власти РФ
 

4.1 Конституционные  принципы правосудия

 

    В системе разделения властей судебная власть играет особую роль, она является независимым арбитром для органов  государственной власти и физических лиц при разрешении различного рода социальных конфликтов и споров. Судебная власть призвана осуществлять правосудие. Правосудие является видом государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. [13, с. 441]

    Правосудие  в Российской Федерации строится на демократических принципах, отражающих сущность и задачи демократического, правового государства и закрепленных в Конституции Российской Федерации (глава 7).

    Одним из важнейших принципов правосудия в Российской Федерации является осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ). Это означает, что в Российской Федерации нет  и не может быть никаких иных, кроме судов, государственных или других органов, которые располагали бы правом рассматривать или разрешать гражданские, уголовные и другие дела. В статье 118 Конституции РФ также особо устанавливается недопустимость создания в Российской Федерации чрезвычайных судов.

    Носителями судебной власти в Российской Федерации являются прежде всего судьи. Согласно ст. 119 Конституции РФ судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. В статьях 3 и 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

    Согласно  Конституции РФ (ст. 120) судьи независимы и подчиняются только Конституции  Российской Федерации и федеральному закону. Установленная законом процедура осуществления правосудия исключает постороннее воздействие на судей; преследуется по закону любое вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия; судьи освобождены от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности ; законом установлен специальный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; судье, членам его семьи и их имуществу предоставляется особая защита государством.

    В соответствии со ст. 121 судьи несменяемы. Несменяемость служит одной из существенных гарантий независимости судей. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

    В Конституции РФ указывается, что  судьи неприкосновенны (ст.122).  Неприкосновенность судей – одна из наиболее существенных гарантий их независимости. Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи.

    Конституция РФ (ст. 123) закрепляет ряд принципов, связанных с непосредственной реализацией  судебной власти:

  1. гласность судебного разбирательства, которая заключается в том, что слушание дела идет в открытом заседании. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом;
  2. состязательность, что предполагает наличие в судебном разбирательстве сторон, которые доказывают или оспаривают те или иные обстоятельства дела;
  3. равноправие сторон, которое указывает на равный правовой статус сторон – участников судебного процесса;
  4. коллегиальность – этот принцип предусматривает совместное (коллегиальное) рассмотрение дел в отличие от единоличного. Как правило, дела рассматриваются судьей и присяжными заседателями, либо коллегией судей, решение принимается большинством голосов.

    В соответствии со ст. 124 Конституции  РФ финансирование судов производится  только из федерального бюджета и  должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. 

    4.2 Конституционный  Суд РФ 

    Конституционный Суд РФ является судебным органом  конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. [13, с. 449]

    Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяется Конституцией РФ (ст.125) и Федеральным  конституционным законом «О Конституционном  Суде РФ» от 21.07.1994 г. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин РФ в возрасте от 40 до 70 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 15 лет и обладающий высокими моральными качествами. Срок полномочий судей – 12 лет, после чего судья уходит в отставку и остается Почетным Судьей. Судьи разделены на две коллегии. Председатель Суда и председатели коллегий избираются тайным голосованием из числа судей Конституционного Суда РФ.

    Конституционный Суд располагает широкими полномочиями:

  1. Решает дела о соответствии Конституции РФ:

       а) федеральных законов, нормативных  актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

       б) конституций республик, уставов, а  также законов и иных нормативных  актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению  органов государственной власти Российской Федерации и совместному  ведению органов государственной  власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ;

       в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

       г) не вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации;

    2. Решает споры о компетенции:

       а) между федеральными органами государственной  власти;

       б) между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

       в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

    3. По жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам судов проверяет  конституционность закона, применяемого  или подлежащего применению в конкретном деле;

    4. Дает толкование Конституции  РФ;

    5. Дает заключение о соблюдении  установленного порядка выдвижения  обвинения Президента РФ в  государственной измене или совершении  иного тяжкого преступления;

    6. Выступает с законодательной  инициативой по вопросам своего ведения;

    7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

    Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы  конституционного права. В своей деятельности Конституционный Суд РФ руководствуется принципами независимости, коллегиальности, гласности, состязательности и равноправия сторон.

    Решения Конституционного Суда РФ обязательны  на всей территории Российской Федерации  для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.  [13, с. 454] 

    4.3 Верховный Суд  РФ 

    Конституция РФ (ст. 126) устанавливает, что Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный Суд является высшим судебным органом не для всех федеральных судов, а только для судов общей юрисдикции, в его ведение не входит конституционная и арбитражная юстиция.

    Важной  функцией Верховного суда является осуществление надзора за деятельностью нижестоящих судов. Как высшая судебная инстанция Верховный Суд надзирает за судами не путем командования ими, а осуществляя пересмотр дел в кассационном порядке, а также в порядке надзора.

    Верховный Суд РФ имеет право давать разъяснения по вопросам судебной практики. Эти разъяснения не характеризуются как руководящие, но они полезно служат единообразию правоприменительной практики по конкретным вопросам.  [9, с. 663]

    Верховный Суд РФ может также выступать  в качестве суда первой инстанции по определенной категории дел. Например, судья, против которого возбуждено уголовное дело, имеет право просить, чтобы оно было рассмотрено Верховным Судом в первой инстанции. Верховный Суд обладает правом законодательной инициативы, он наделен полномочием рассматривать жалобы граждан, связанные с нарушениями избирательных прав.

    В штатную численность членов Суда входит 100 судей, Председатель, первый заместитель и пять заместителей Председателя и шесть судей военной  коллегии Верховного Суда РФ. Заместители председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.

    Верховный Суд РФ действует в составе:

  1. Пленума Верховного Суда: действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и судей Верховного Суда РФ. В заседаниях Пленума участвуют Генеральный Прокурор РФ и Министр юстиции РФ. На Пленуме утверждаются составы судебных коллегий, заслушиваются сообщение о работе Президиума Верховного Суда и отчеты о деятельности коллегий.
  2. Президиума Верховного Суда: состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации по представлению Президента РФ. Президиум Верховного Суда:

    а) в  пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

    б)  рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа  судебной статистики;

    в)  рассматривает вопросы организации  работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда;

    г)  оказывает помощь нижестоящим судам  в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Министерством юстиции РФ;

    д)  осуществляет другие полномочия, предоставленные  ему законодательством.

    3) Судебной коллегии по гражданским делам;

Информация о работе Органы государственной власти: понятие, виды