Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 16:01, курсовая работа
Цели, поставленные в этой работе, очень скромны: изучить более досконально одну из тем теории государства и права - «формы государства» Рассматриваемый вопрос вероятно не самый интересный и актуальный из предложенных к написанию, учитывая уже принятую Конституцию Российской Федерации, но, к сожалению, действительность вновь и вновь возвращает нас к нему. Неурегулированность отношений Чечней, сложное положение в Абхазии и Приднестровье - это боль и страдание живых людей, проблемы требующие справедливого и разумного разрешения.
Введение стр.
Глава 1 Понятие формы государства. стр.
§ 1 Классификация современных форм государства стр.
§ 2 Форма правления: стр.
1.современная монархия; стр.
2.республиканская форма правления. стр.
§ 3 Форма государственного устройства: стр.
1.унитарное государство; стр.
2.федерация; стр.
3.конфедерация. стр.
§ 4 Политический режимы стр.
Глава 2 Государственная власть: стр.
§ 1 Признаки государственной власти; стр.
§ 2 Структура государственной власти; стр.
§ 3 Экономическая, социальная и нравственно-духовная основы государственной власти; стр.
§ 4 Методы осуществления государственной власти; стр.
§ 5 Властеотношения; стр.
§ 6 Легитимность и легальность государственной власти; стр.
§ 7 Соединение и разделение властей. стр.
Заключение. стр.
Список используемой литературы. стр.
Эта форма республики отличается стабильностью, поскольку парламент не вправе сместить правительство, но и президент не может распустить избранный парламент («система сдержек и противовесов»). Таким образом, на период полномочий президента страной управляют лидеры из его партии, хотя в парламенте большинство принадлежать другой партии или партиям. В развитых странах такая система работает на базе установившихся десятилетиями, а то и столетиями процедур, поисков компромиссов и консенсуса. В развивающихся странах иногда принимаются специальные меры для обеспечения стабильности. Конституции предусматривают такие механизмы выборов, чтобы пост президента и парламентское большинство принадлежали одной и той же партии. Такой порядок служит усилению власти президента, который обычно является лидером партии большинства в парламенте, ведет к ограничению демократического принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов.
В
большинстве президентских
В парламентарных республиках единство действий президента и правительства обеспечивается отмеченным выше правилом, согласно которому президент действует по указанию правительства. В полупрезидентских, полупарламентских республиках такое единство обусловлено тем, что министров назначает президент, а министры, занимающие наиболее важные посты (так называемые силовые министры, а так же министр иностранных дел) подчинены непосредственно президенту; премьер-министр фактически не руководит их деятельностью.
Парламентарных республик в мире существует гораздо меньше, чем президентских и полупрезидентских. В результате применения смешанных характеристик довольно трудно вычленить формы «чистой» парламентарной республики, но, видимо, их насчитывается в мире не более одной пятнадцатой части всех государств с республиканской формой правления. При данной форме правления правительство лишь формально назначается президентом, а на деле оно формируется партией (партиями), располагающими большинством мест в парламенте: в противном случае оно не получит вотума доверия в данном органе. Оно несет политическую ответственность только перед парламентом. Здесь существует «слабый» президент.
Достоинством этой формы является то, что состав и политика правительства непосредственно отражают соотношение сил в парламенте – органе народного представительства. Однако это же становится крупным недостатком: при отсутствии прочного большинства у какой-либо одной партии (устойчивого союза нескольких партий), при переходе депутатов парламента из одной партии в другую, при расколах правящей партии и появлении фракции (фракций), голосующих вместе с ее противниками, правительство утрачивает стабильность, его часто «свергают» путем вотума недоверия, принятой парламентом.
Как говорилось, в современных условиях «чистые» формы президентских и парламентарных республик сравнительно редки. С одной стороны, в президентских республиках предусматриваются некоторые ослабленные формы политической ответственности министров, с другой стороны возникают гибридные формы полупрезиденстских, полупарламентарных республик.
Премьер-министра и членов правительства назначает президент, правительство несет ответственность перед парламентом. Последнее отличает данную форму от президентской республики и сближает с парламентарной.
Гибридные формы республики обладают определенными позитивными чертами: они обеспечивают стабильность правительства, противостоят его замене по разным конъюнктурным, партийным соображениям и т.д. С другой стороны, есть и определенные минусы: нарушается разделение властей, система сдержек и противовесов, усиливается президентская власть, и ее носители иногда обнаруживают тенденцию к авторитаризму.
§ 3 Форма государственного устройства.
История
существования государства
При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеральная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.
Понятие
«унитарное государство» происходит от
латинского слова “unus”, что значит
один, единственный. Унитарное – это слитное
государство, не разделенное на более
мелкие государственные образования,
а состоящее, как правило, из административно-
Административно-
После второй мировой войны в ряде стран наметились два направления изменений в территориальном делении. Во-первых, стали создаваться крупные единицы, охватывающие несколько областей – регионы. Они создаются не актами центральных органов, а снизу, путем соглашений, и их создание, прежде всего, преследует цель экономической координации различных частей страны. Такие объединения, каждое из которых охватывает несколько штатов, играют значительную роль в Бразилии. В России тоже создаются региональные объединения субъектов федерации (например, Поволжье, Сибири и др.). Хотя они задуманы для координации экономики, на деле они играют и другую роль, выступая с определенными политическими требованиями. Это имеет место и в России, и голос таких объединений гораздо более весом, чем выступления отдельных субъектов федерации, когда они предъявляют свои требования к президенту и правительству, особенно по вопросам экономической политики.
Вторая тенденция связана с опытом заокеанских стран (прежде всего США), где уже давно создавались специальные округа (по вопросам образования, водоснабжения, санитарии и др.). Управление этими округами специализировано, осуществляется назначаемыми ими избираемыми по конкурсу чиновниками (агентствами), являющимися профессионалами в данной области.
Особое положение занимают столицы государств или столичные округа (столица с прилегающими окрестностями). Нередко полномочия избираемого в столице муниципалитета ограничены по сравнению с другими местными представительными органами (Вашингтон в США и др.). Такие ограничения означают большой контроль со стороны центра и в ряде стран преследуют цель уменьшить роль населения столицы в событиях, которые могут произойти вследствие противостояния различных социальных и политических группировок. Центром таких событий, оказывающих решающее влияние на политику государства, обычно оказывают столицы.
Унитарное
государство – наиболее централизованная
форма государственного устройства.
Однако имеются определенные градации.
В некоторых странах унитарное государство
является относительно
децентрализованным, где в большинстве
звеньев административно-
Децентрализованным
является унитарное государство, если
во всех звеньях административно-
Наиболее централизованным является такое унитарное государство, где существует вертикальная система назначенных органов управления сверху донизу. В настоящее время такая система создается только в условиях военных режимов, ибо в нормальных условиях в городах и общинах (селах) всегда имеются выборные советы или общие собрания граждан, достигших совершеннолетия (обычно 18 лет). Эти собрания принимают решения по вопросам местного самоуправления.
Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации ресурсов в руках центра, она может способствовать ускорению развития страны в целом.
Федеративная форма государственного устройства является еще более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями. И все же можно при этом выделить черты, характеризующие все федеративные государства.
Так,
в отличие от унитарного государства
федеративное в политико-административном
отношении не представляет собой
единого целого. Оно состоит из
территорий субъектов федерации. Оно -
союзное государство. Государственные
образования, входящие в состав федеративного
государства, могут не являться государствами
в собственном смысле слова, поскольку
они не обладают полным суверенитетом,
т.е. самостоятельностью и независимостью
по всем вопросам внутренней и внешней
политической жизни. Степень суверенности
может быть разной. Однако выделяется
круг вопросов, которые не могут быть решены
без участи центральной власти. Но во всяком
случае субъекты федерации на ряду с хозяйственной
и социально-культурной самостоятельностью
приобретают и определенную политическую
самостоятельность и это их отличает от
административно-
В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли, и т.д.). На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне.
Одним
из формальных признаков федерации
является наличие двойного гражданства.
Каждый гражданин считается
В федеративном государстве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единстве. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия собственной конституции. Однако всегда при этом устанавливается принцип субординации, иерархии законов, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзной конституции и ей не противоречить, а республиканские законы не должны противоречить федеральным законам. Этот принцип должен соблюдаться и тогда, когда в отдельных государственных образования сохраняются конституции, принятые ими до вступления в федерацию. Они должны приводиться в соответствии с союзной конституцией. Это же правило касается и всех других нормативных актов, прежде всего законов. Принцип приоритета общефедерального закона над законами субъектов федерации является всеобщим и необходимым для всех видов федерации.
Таким образом, в пределах федерации действуют федеральные (общесоюзные, общереспубликанские, общеземельные и т.п.) законы, а также соответствующие им законы субъектов федерации. Действие последних как правило, распространяется лишь на территорию соответствующего субъекта. Кроме того, федеральные законодательные органы могут принимать законы специально для определенных членов федерации и устанавливать им особый правовой статус.
Субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая как бы образец для построения судебной системы в субъектах федерации. Высшая судебная инстанция федерации, как правило, не рассматривает жалобы на решения судов субъектов федерации или рассматривает, но в крайне ограниченных и специально установленных случаях.