Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 16:01, курсовая работа
Цели, поставленные в этой работе, очень скромны: изучить более досконально одну из тем теории государства и права - «формы государства» Рассматриваемый вопрос вероятно не самый интересный и актуальный из предложенных к написанию, учитывая уже принятую Конституцию Российской Федерации, но, к сожалению, действительность вновь и вновь возвращает нас к нему. Неурегулированность отношений Чечней, сложное положение в Абхазии и Приднестровье - это боль и страдание живых людей, проблемы требующие справедливого и разумного разрешения.
Введение стр.
Глава 1 Понятие формы государства. стр.
§ 1 Классификация современных форм государства стр.
§ 2 Форма правления: стр.
1.современная монархия; стр.
2.республиканская форма правления. стр.
§ 3 Форма государственного устройства: стр.
1.унитарное государство; стр.
2.федерация; стр.
3.конфедерация. стр.
§ 4 Политический режимы стр.
Глава 2 Государственная власть: стр.
§ 1 Признаки государственной власти; стр.
§ 2 Структура государственной власти; стр.
§ 3 Экономическая, социальная и нравственно-духовная основы государственной власти; стр.
§ 4 Методы осуществления государственной власти; стр.
§ 5 Властеотношения; стр.
§ 6 Легитимность и легальность государственной власти; стр.
§ 7 Соединение и разделение властей. стр.
Заключение. стр.
Список используемой литературы. стр.
Вместе с тем следует отметить, что жесткой зависимости содержания и каждого из элементов формы не существует. Излишняя детерминированность, на которой настаивают сторонники марксистстско-ленинского подхода, не всегда оправдана. Социальное содержание может определять (например, в абсолютной монархии), а может и не определять те или иные формы (например, тоталитарный режим может существовать в условиях политического властвования различных социальных сил). Связи содержания и формы, зависимость последней от содержания отчетливо обнаруживаются в деятельности органов государства на местах (губернаторы в Саудовской Аравии (как правило, родственники монарха) сильно отличаются своим положеним от безвластных , по существу, губернаторов штатов в Индии), в структуре и функционировании третьей власти – правосудия (без учета роли мусульманских судов, например, в Омане вряд ли удастся адекватно понять форму государства в этой стране), в порядке формирования верхушки государственного аппарата (без этого не понять теократическую форму государства в Иране, где многие высшие государственные посты могут занимать только священнослужители, имеющие определенный духовный сан), в деятельности контрольной власти (в том числе конституционных судов, некоторые решения которых, например, в России, имеют политический характер, отражают особенности социальной природы власти , этнического состава страны и др.). Такие связи иногда обнаруживаются в структуре федерации (например, в Бельгии она определяется одной из сторон социального фактора – отношениями различных этнических общностей). Напротив, трудно усмотреть доминанту социального содержания в федеративной форме Коморских островов, которая определяется прежде всего географическими факторами (каждый остров-субъект федерации). При разном социальном содержании государства федерациями являются Россия и Пакистан, не определяется социальным содержанием частое применение референдумов в Швейцарии, отражающее обратные связи государственной власти с населением, и неприменение этой формы связей в США (на федеральном уровне в США не проводилось ни одного референдума).
В высокоразвитой Великобритании и полуфеодальном Непале существует одна и та же форма правления – парламентарная республика, в ФРГ и Пакистане, где в политической власти доминируют разные социальные слои, существует федерация, демократический режим существует в США и Индии при неодинаковом содержании государственной власти и т.д. Различия в социальной природе оказывать нередко влияние, как видно из сказанного, не на сами основы формы государства, правления или территориально политического устройства, а на их особенности (абсолютная монархия может существовать при одной расстановке классовых сил, а парламентарная – только при другой, но все равно это – монархия).
Рассматривая
связи содержания и формы, исследователи
нередко ограничиваются социальным содержанием.
Такой подход долгое время существовал
в отечественной литературе, его использовал
и автор данной работы. Более внимательный
анализ, однако, свидетельствует, что содержание
государства имеет и другие стороны. Оно
включает такие отношения, которые связаны
с наличием управленческой элиты и необходимого
кадрового состава для выполнения организационных
задач, отношения, вытекающие из экологических
проблем, из взаимосвязей с другими государствами
и т. д. Да и само социальное содержание
нельзя сводить только к отношениям классов
и социальных слоев, как это нередко бывает.
Социальное содержание включает национальные,
этнические отношения, отношения территориальных
коллективов – определенных регионов
государства даже при одинаковом этническом
составе их населения, проблемы, связанные
с положением женщин и т.д. Все эти моменты
в той или иной степени могут оказывать
свое влияние на различные стороны формы
государства. Наличие необходимого кадрового
состава дает возможность построить государственный
аппарат на иных началах, чем там, где этого
нет, отношения этносов и регионов самым
тесным образом связаны с вопросами территориальной
и национально-культурной автономии, экологические
проблемы вызывают к жизни создание особых
округов со специфическими формами управления,
эти округа не входят в общую систему административно-
Во многих случаях те или иные случаи государственной формы не зависят от социального содержания государства или вообще от его содержания, а определяются другими факторами – географическими условиями, традициями, общественной психологией, а иногда и волюнтаристическими действиями правящих личностей-диктаторов (таково было, например, провозглашение президентом Бокассой империи в Центрально-Африканской республике в 1976 г.).
Понятие
формы государства в
Элементный
подход, обобщенного понятия формы
государства предопределили недостатки
существующей классификации. В теории
государства отсутствует «сквозная» классификация
форм государства, она проводится только
по трем упомянутым выше элементам, а нередко
– только по двум Лишь для некоторых режимов
(развивающиеся страны) и отдельных разновидностей
(государства социалистической ориентации
и государства капиталистической ориентации)
в отечественной литературе предпринимались
попытки создать обобщенную классификацию
форм. Эти попытки были не очень удачными
главным образом потому, что основной
акцент делался на содержании, а качества
формы как таковой почти не принимались
во внимание. Выделение революционно-демократической
государственной формы и пробуржуазно-авторитарной
формы (соответственно в так называемых
странах социалистической и капиталистической
ориентации), а затем подразделение первой
на национально-демократические и народно-демократические
республики социалистической ориентации,
выделение пробуржуазно-монократической
и пробуржуазно-
Другие
классификации, применявшиеся в
литературе, также исходили, прежде
всего, из качеств содержания, а не
собственно формы. Различались буржуазно-
Классификация требует очень высокой степени генерализации, ибо, даже если не учитывать опыт далекого прошлого, а ограничиться лишь событиями нового времени, нужно проанализировать структуры сотен государств (в результате революционных событий на смену прежнему приходило новое государство). При классификации в кратком термине необходимо не просто объединить, а «спаять» неоднородные явления, характеризующие модификации каждого из трех основных элементов (даже если не учитывать остальные). Для формы правления таких модификаций, по крайней мере, пять (три разновидности монархии и две – республики), три – для формы государственного устройства, три – для режима. Критически рассмотрев их, мы предложили выделить три главные государственные формы: монократическую (монистическую), сегментарную (сегмент в переводе с латинского – отрезок целого) и поликратическую (плюралистическую).
Монократическая, т.е. единовластная государственная форма характеризуется высочайшей степенью централизации власти в руках по существу единственного лица или органа. Для характеристики формы несущественно, кто будет этим лицом или органом: им может быть и теократический монарх в султане Оман, и фюрер в условии фашистской Германии, военно-революционный совет, а чаще – его глава после переворота в развивающихся странах, военная хунта, состоящая из командующих родами войск, как это было в Аргентине, Бразилии, в некоторых других странах Латинской Америки, «коллективный монарх» (Совет эмиров в ОАЭ) и т.д. В любом случае такая форма является монократичиской, хотя систем осуществления единовластия в той или иной стране имеет огромное значение, в том числе и для населения государства, а ее содержательная характеристика важна еще более. Из приведенных примеров видно, что она возможна и в странах высоко уровня экономического развития. Она утверждается главным образом при слабости «среднего класса», значительном влиянии помещиков, полуфеодальной титулованной элиты, недостаточном развитии класса буржуазии. Она всегда связана с установлением обязательной идеологии (иногда – государственно-обязательной), зачастую – с огосударствлением экономики и жизни общества в целом, с крайне элитарным характером государственной власти.
При данной форме разделения властей не признается, парламент отсутствует (например, в Саудовской Аравии), считается лишь консультативным учреждением или служит внешней декорацией (например, в Уганде при режиме президента-диктатора Иди Амина), в государственном управлении существует высокая степень централизации, самоуправление на местах практически отсутствует, в государственном режиме доминируют авторитарные методы, в политическом строе действует тоталитарная система.
Государство может официально называться федерацией (например, СССР или Чехословакия), иметь автономные национальные образования (Иракский Курдистан), но это не изменяет высокой степени централизации государственной власти и способов ее осуществления.
Демократические права и свободы граждан, фигурировавшие в законах, на деле отрицались практикой государственного управления, принудительной экспроприацией, коллективизацией крестьян, изгнанием со своей земли целых «опальных» народов, психическими лечебницами для инакомыслящих, тюрьмами для диссидентов.
Из сказанного видно, что монократическая государственная форма может, в свою очередь, иметь различные разновидности. Классификация их, выбор соответствующей терминологии, видно, дело будущего, но уже сейчас видно, что необходимость назрела: некоторые черты такой формы стали обнаруживаться и в отдельных постсоциалистических странах.
Сегментарная
государственная форма, как отмечалось,
в определенной мере – промежуточная
форма. Она предполагает известное разделение
ролей между разными институтами государства
по управлению обществом. Решающая роль
принадлежит либо монарху (дуалистическая
монархия, например, в Иордании), либо президенту
(«суперпрезидентские» республики в Латинской
Америке и в Тропической Африке). Федерация
(если она существует) характеризуется
ограниченностью полномочий субъектов
федерации или их реальной роли (например,
в Венесуэле), административно-
Сегментарная форма всегда предполагает наличие конституции и парламента, признаться разделение властей, определенная степень самоуправления.
Поликратическая государственная форма правления характеризуется разделением властей (размежеванием ролей по управлению), системой взаимных сдержек и противовесов, существованием нескольких центров власти в масштабе государства (президент, парламент, суды, а иногда и специальные контрольные органы) и на местном уровне (создание сравнительно децентрализованного, «кооперативного» федерализма, органов местного самоуправления, неподконтрольных назначенным чиновникам, или подконтрольных только в отношении соблюдения законов, и то через посредство административных судов). В государственном режиме (кроме случаев чрезвычайного положения) преобладают демократические методы управления, связанные с регулярными и «честными» выборами, партиципацией граждан, поисками консенсуса и компромиссов, гарантиями демократических прав граждан. Данная государственная форма может иметь своими составными элементами и простое унитарное государство с автономными образованиями (Дания), и федерацию (Швейцария). Она совместима и с президентской (США), и с парламентской (Италия), и с полупрезидентской республикой (Франция). Во многих странах приданной форме государства существует монархическая форма правления (Великобритания, Испания и др.), но это может быть только парламентарная монархия.