Организация и устройство государственной власти. Понятие и формы правления, их виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Цели, поставленные в этой работе, очень скромны: изучить более досконально одну из тем теории государства и права - «формы государства» Рассматриваемый вопрос вероятно не самый интересный и актуальный из предложенных к написанию, учитывая уже принятую Конституцию Российской Федерации, но, к сожалению, действительность вновь и вновь возвращает нас к нему. Неурегулированность отношений Чечней, сложное положение в Абхазии и Приднестровье - это боль и страдание живых людей, проблемы требующие справедливого и разумного разрешения.

Содержание

Введение стр.

Глава 1 Понятие формы государства. стр.

§ 1 Классификация современных форм государства стр.

§ 2 Форма правления: стр.

1.современная монархия; стр.
2.республиканская форма правления. стр.
§ 3 Форма государственного устройства: стр.

1.унитарное государство; стр.
2.федерация; стр.
3.конфедерация. стр.
§ 4 Политический режимы стр.

Глава 2 Государственная власть: стр.

§ 1 Признаки государственной власти; стр.

§ 2 Структура государственной власти; стр.

§ 3 Экономическая, социальная и нравственно-духовная основы государственной власти; стр.

§ 4 Методы осуществления государственной власти; стр.

§ 5 Властеотношения; стр.

§ 6 Легитимность и легальность государственной власти; стр.

§ 7 Соединение и разделение властей. стр.

Заключение. стр.

Список используемой литературы. стр.

Работа содержит 1 файл

ТГП.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

     Следовательно, органы государства не только оформляют, проводят в жизнь государственную власть, но либо повышают, либо снижают ее эффективность, а иногда могут причинять социальный вред.

     Глубокое  единство и сложное взаимодействие существует между правом и государственной властью. Последняя, как правило, имеет нормативно-правовую форму выражения и реализации в жизнь. Право обеспечивает гуманный, наиболее стабильный и эффективный режим властвования, придает легитимность и легальность государственной власти. В то же время за правом стоит сила и мощь государства, государственной власти, придающие праву свойство государственной принудительности. Для регулирования общественных отношений, выполнения задач и функций государства властвующий субъект возводит свою волю в законы, обязательные как для государства, его органов, так и для всех субъектов права. Следовательно, государственная власть служит одним из источников позитивного права, а право — формой выражения и в данной плоскости функциональным элементом государственной власти.

     Все это превращает государственную  власть в мощный регулирующий, управляющий и дисциплинирующий фактор общественной жизни. Кроме того, сильная государственная власть — важнейшая политическая гарантия обеспечения прав и свобод человека и гражданина, законности и правопорядка. А пронизанная правовыми началами государственная власть становится и легитимной, и постепенно правовой.

§ 3 Экономическая, социальная и нравственно-духовная основы государственной власти

       Государственная власть детерминируется в конечном счете властью экономической, источниками которой служат богатство, деньги. В отличие от государственной экономическая власть как бы сторонится внешней атрибутики, не выставляет себя напоказ, однако в значительной мере предопределяет поведение людей на политической арене. Однако государственная власть не только предопределяется властью экономической и опирается на экономическую основу. Она способна активно воздействовать на всю экономическую систему, обеспечивать ей устойчивость, ограждать экономику от стихийности и кризисных ситуаций, охранять существующие формы собственности.

       История и особенно современность свидетельствуют  о фундаментальном значении власти, ее способности активно и действенно влиять на экономику. Всем мировым опытом доказано, что государственно-правовыми методами можно обеспечивать динамику экономического развития, избегать или минимизировать экономические кризисы, переориентировать экономику на решение социальных задач.

       Устойчивость, активность и сила государственной власти во многом зависят от ее социальной основы, которую образуют заинтересованные в ней и поддерживающие ее слои, классы и группы общества. На них обычно и опирается государственная власть. Ей приходится функционировать в обществе, разделенном на классы, социальные слои и группы с противоречивыми, часто непримиримыми интересами. Без авторитетной, сильной государственной власти разнонаправленные социальные и национальные силы могут разорвать социум на части, ввергнуть его в пучину «выяснения» интересов при помощи разрушительной охлократической энергии. Для разрешения социальных противоречий и конфликтов, согласования различных интересов государственная власть ищет поддержку и доверие к себе у тех или иных слоев общества. Престиж и степень доверия к государственной власти зависят от широты ее социальной основы. Как раз в уважении, доверии к власти широких слоев населения и заключена ее социально-психологическая суть. Именно здесь скрыта та глубокая тайна властвования, о необъяснимости которой писали многие мыслители прошлого, в том числе и русские.

       Поддержка государственной власти народом  может быть осознанной и неосознанной. Последняя обычно опирается на мифы, слухи, эмоции, вызванные политическим популизмом, громкими обещаниями и посулами государственных деятелей. Осознанная поддержка — следствие всесторонней оценки результатов функционирования государственной власти, деятельности ее органов.

       Какой бы ни была государственная власть, она всегда стремится создать  в обществе представления о себе как безупречно нравственной, доказывает тождественность ее целей народным интересам и целям, даже если это и не соответствует действительности. Еще в Древних Греции и Риме сложились нравственные идеалы, к которым должна стремиться власть: она функционирует только для добра, реализуется для общего блага, всегда следует за справедливостью и т. д. Вот почему государственная власть, преследующая цели и использующая методы, противоречащие нравственным идеалам и духовным ценностям, признавалась и признается аморальной, лишенной нравственного авторитета.

       Для государственной власти, ее полноценности  большое значение имеют исторические, духовно-культурные, национальные традиции. Если власть опирается на традиции, то они укореняют ее в обществе, делают более стабильной и жизнеспособной. Не случайно как прошлые, так и современные государства бережно относились и относятся к своим историческим, национальным и духовно-культурным корням. Таким образом, государственная власть, экономически, социально и нравственно детерминированная, опирающаяся на традиции, духовные ценности, принятые в обществе, становится в глазах народа авторитетной и уважаемой. Она значительно реже использует метод принуждения для достижения своих целей.

§4  Методы осуществления государственной власти

     Арсенал методов реализации государственной  власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.

     К общим, традиционным методам осуществления  государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.

     Убеждение — это метод активного воздействия  на волю и сознание людей идейно-нравственными  средствами для формирования у них взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее предназначения и целей. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.

     Превращение идей, взглядов в убеждения связано  с деятельностью сознания и чувствами человека. Только пройдя через сложный механизм эмоций, через сознание, идеи, общественные интересы и требования власть приобретает личностное значение. Убеждения тем и отличаются от простого знания, что они неотделимы от личности, становятся ее узами, из которых она не может вырваться, не причинив вреда своему мировоззрению, духовно-нравственной ориентации. По мысли Д. И. Писарева, «готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непрерывно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове...». Известный русский философ и публицист второй половины XIX в. вовсе не исключал воспитательного, убеждающего воздействия на человека со стороны других людей, он лишь делал акцент на самовоспитание, на собственные умственные усилия личности, на постоянный «труд души» по выработке прочных убеждений. Идеи быстрее превращаются в убеждения, когда они выстраданы, когда человек самостоятельно добыл и усвоил знания.

     Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки. Между убеждениями и поведением нет промежуточных звеньев. Знания, идеи, которые не воплощаются в поведении, нельзя считать подлинными убеждениями. От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям — так функционирует метод убеждения. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и значение этого метода осуществления государственной власти закономерно возрастают.

     Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения — государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.

     Государственное принуждение —  это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах общества и государства.

     Само  по себе государственное принуждение  — острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, блокируются интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное правомерное поведение.

     Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом — тираническим, деспотическим, тоталитарным.

     Правовым  признается государственное  принуждение, вид  и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно:

     а) подчинено общим принципам данной правовой системы;

     б) является правовым по своим основаниям и условиям применения;

     в) действует через механизм прав и  обязанностей;

     г) оснащено развитыми процессуальными  формами.

     Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей — выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.

     Формы государственного правового принуждения  достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия — проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение — административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты — восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

§ 5 Властеотношения

       Государственная власть постоянно функционирует, непрерывно воздействует на различные сферы общества и сама проявляется в особом виде отношений — властеотношениях, образующих своеобразную политико-правовую ткань общества.

       Как и любые отношения, властеотношения имеют свою структуру — стороны (субъект и объект власти), содержание властеотношений, методы, способы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта.

       Субъектом государственной власти, как уже отмечалось, могут быть социальные слои или национальные общности, элитарные группы, классы, народ, от имени которых действуют органы государства.

       Объектом  власти являются индивиды, их различные объединения, слои и общности, классы, общество. Содержание властеотношений образует единство двух проявлений — навязывание воли властвующего субъекта подвластным и подчинение (добровольное или принудительное) подвластных этой воле. Суть властеотношений, следовательно, состоит в том, что одна сторона — властвующий — адресует (навязывает) свою волю, обычно возведенную в законы и юридически обязательную, другой стороне — подвластным, направляет их поведение в русло, определенное правовыми нормами.

       Властеотношения отличаются ярко выраженной целенаправленностью: верховенство государственной власти в обществе, доминирование воли властвующего субъекта — главная цель властеотношений. Основные методы достижения этой цели предопределяются политическим (государственным) режимом того или иного государства.

Информация о работе Организация и устройство государственной власти. Понятие и формы правления, их виды