Методы обеспечения законности и правопорядка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.
Тем не менее, следует отмечать строго определенные средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования. Эти средства образуют целый, системный юридический механизм, обеспечивающий урегулированность все совокупности общественных отношений, которые являются предметом правового регулирования.

Работа содержит 1 файл

Методы обеспечения законности и правопорядка.docx

— 25.48 Кб (Скачать)

      Решения конституционного суда являются окончательными, опротестованию и обжалованию не подлежат. Таким образом, требования законности в единстве и взаимодействии обеспечивают стабильность и гармоничность  общественной жизни, способствуют развитию гражданского общества в соответствии с объективными законами исторического  процесса.

      Законность  представляет собой процесс осуществления  законов. Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие  им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который  соответствует предписания правовых норм. Другими словами, в результате действия законность в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью  правового регулирования общественных отношений.

      Что такое правопорядок?

      ПРАВОПОРЯДОК  ЭТО СИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, КОТОРАЯ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ТОЧНОГО И ПОЛНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  ПРЕДПИСАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ ВСЕМИ  СУБЪЕКТАМИ ПРАВА.

      Порядок составляет реальную основу современной  цивилизованной жизни общества. Качество степень правопорядочности общественной жизни во многом определяет общие "здоровье" всего общественного организма  и его индивидов. В условиях стабильного  правопорядка эффективно функционирует  экономика, достигается гармония в  действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально  гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяется  его материальные и духовные потребности.

      Формирование  правового порядка участвует  все элементы механизма правового  регулирования общественных отношений. Их причинно - следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая  и приводит в конечном счёте к установлению правового порядка.

      1. Нормы права это нормативная  предпосылка правопорядка, первичная  звено механизма правового регулирования,  моделирующее "идеальный" правопорядок.

      2. Правоотношение элемент механизма  правового регулирования, обеспечивающий  переход от идеального, предполагаемого  законодателем правопорядка к  установлению конкретного возможного  или должного поведения участников  общественных отношений, предусмотренного  правовыми нормами. На этом  этапе к механизму правового  регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное  и должное поведение субъектов  правоотношений.

      3. Акты реализации юридических  прав и обязанностей являются  завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности  права и обязательности участников  правоотношений реально воплощаются  в их поведении, достигают своей  цели и, таким образом, переходят  в такую систему общественных  отношений, которая и образует  правовой порядок. 

      Содержание  правопорядка составляет правомерное  поведение субъектов, то есть такое  поведение, которое урегулировано  нормами права и достигло цели правового регулирования.

      СТРУКТУРА ПРАВОПОРЯДКА - это единство и одновременное  разделение урегулированной правовой системы общественных отношений  в соответствии с особенностями  их отраслевого содержания.

      Правопорядок  есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные  с нормами соответствующих отраслей права. В этой связи в структуре  правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.

      ОСОБЕННОСТЬ ПРАВОПОРЯДКА как специфической  системы общественных отношений  выражается в том, что складывается оно только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватывается далеко не все отношения, имеющие  место в обществе. Определённая часть  общественной жизни не нуждается  в правовой регламентации. Она находится  в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций  и других неправовых нормативных  регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы  общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.

      ОБЩЕСТВЕННЫЙ  ПОРЯДОК представляет собой всю  совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и  ритуалов.

      В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют  между собой и находятся под  его защитой. Однако только порядок  охраняется специальными государственно-правовыми  мерами. Другие элементы общественного  порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно-общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.

      ВОИНСКИЙ  ПРАВОПОРЯДОК - составная часть общего правопорядка. Он формируется на основе общих принципов права, отражает определённые потребности жизни  общества, без которых оно не может  нормально функционировать.

      Поскольку вооружённые силы - это специфическая  государственная организация, специально предназначенная для ведения  вооружённой борьбы, содержание её деятельности значительно отличается от поведения других участников общественных отношений, не входящих в состав данной организации. Этим объясняются особенности  и специфические черты воинского  правопорядка.

      ВОИНСКИЙ  ПРАВОПОРЯДОК - ЭТО ТАКАЯ СИСТЕМА  ОТНОШЕНИЙ, КОТОРАЯ СКЛАДЫВАЕТСЯ МЕЖДУ  СУБЪЕКТАМИ ВОЕННОГО ПРАВА В РЕЗУЛЬТАТЕ СТРОГО И ТОЧНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  ИМИ ПРЕДПИСАННОЙ ВОЕННО-ПРАВОВЫХ НОРМ.

      Особенности воинского правопорядка выражаются в следующем: ВО-ПЕРВЫХ, воинский правопорядок формулируется на основе таких правовых норм, которые специально предназначены  для регулирования специфических  общественных отношений, возникающих  в области строительства, жизни  и деятельности вооружённых сил. Эти нормы содержатся в различных  актах военного законодательства.

      ВО-ВТОРЫХ, воинский правопорядок имеет специфическое  содержание. Он включает только те общественные отношения, которые возникают в  процессе боевой подготовке войск, при  несении военнослужащими внутренней и караульной службе, в ходе выполнения боевых задач в военное время. Такие общественные отношения по своему содержанию характерны только для военной организации и  не имеет распространения в условиях гражданской жизни.

      Составной частью воинского правопорядка является порядок уставной, представляющей собой  систему взаимоотношений, между  военнослужащими, которая строится в строгом соответствии с предписаниями  воинских уставов и наставлений.

      Воинский  правопорядок складывается на основе законности, в результате точной реализации правовых норм всеми военнослужащими, воинскими должностными лицами, воинскими  организациями. Он воплощает в себе социальную справедливость, равенство  всех перед законом, демократизм  и другие принципиальные правовые положения. Отношения между военнослужащими  в процессе их служебной деятельности строится на началах гуманизма, товарищеской взаимопомощи и ответственности  за свои действия.

      ГАРАНТИИ  ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА.

      В правовом государстве существует целая  система гарантий законности и правопорядка. Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые  государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различаются  материальные, политические, юридические  и нравственные гарантии законности и правопорядка.

      К материальным гарантиям относится  такая экономическая структура  общества, в рамках которой устанавливаются  эквивалентные отношения между  производителями и потребителями  материальных благ. При эквивалентных рыночных товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует своё поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.

      ПОЛИТИЧЕСКИМИ ГАРАНТИЯМИ законности и правопорядка является все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь  на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного  развития. Государство, его органы, разнообразные общественные объединения  и частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья современной  политической системы общества, в  интересы всего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим  законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или  отдельные политические деятели, которые  противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны  государства.

      К ЮРИДИЧЕСКИМ ГАРАНТИЯМ относится  деятельность государственных органов  и учреждений, специально направлено на предотвращение и пресечение нарушение  законности и правопорядка. Её осуществляют законодательные, исполнительные и  судебные органы государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую  ответственность за противоправные действия. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и  устойчивости правопорядка.

      НРАВСТВЕННЫМИ ГАРАНТИЯМИ законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая  обстановка, в которой реализуются  юридические права и обязанности  участников правоотношений; уровень  их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов  и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования  участвуют все звенья политической системы общества, в том числе  благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно  здоровое общество - это общество, функционирующие на основе законов, в условиях стабильного правопорядка.

      Законность  и правопорядок в обществе обеспечивается всей системой гарантий, который органически  взаимодействуют между собой, взаимообусловливают  и дополняют друг друга.

Информация о работе Методы обеспечения законности и правопорядка