Методика преподавания Закона Божия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 13:25, лекция

Описание работы

Дети младшего школьного возраста в церковно - приходской школе.
В рамках существующей возрастной периодизации младший школьный возраст определяется от 6–7 до 10–11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость. «В течение этого этапа происходит существенный скачок в умственном развитии. Ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи, делать то, что считает конкретным и реальным. У него появляется вкус к простейшему планированию и выполнению намеченного» [4,с.83]. С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях. «Но боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2Кор.11,3)

Работа содержит 1 файл

методика.docx

— 28.63 Кб (Скачать)

                                              Тема № 2.

        Дети  младшего школьного  возраста – в церковно –    приходской школе.

  1.                 В рамках существующей возрастной периодизации младший школьный возраст определяется от 6–7 до 10–11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость. «В течение этого этапа происходит существенный скачок в умственном развитии. Ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи, делать то, что считает конкретным и реальным. У него появляется вкус к простейшему планированию и выполнению намеченного» [4,с.83]. С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях. «Но боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2Кор.11,3)

2.              В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. «Считается, что учебная деятельность определяет возникновение психологических новообразований - рефлексию, произвольность, внутренний план действий, которые необходимы для освоения такого важнейшего элемента культуры, как инструкции, или способы, действия с предметами» [1,с.672]. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. «Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его» (Притч. 20,11). Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т. к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Ужесточая условия жизни, новая социальная ситуация у каждого ребенка, поступившего в школу, повышает психическую напряженность. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности. «Самым замечательным из всех фактов, относящихся к развитию детского мышления, является положение, что в меру того, как развивается общение ребенка со взрослыми, расширяется и детское обобщение, и наоборот» [3,с.940]. Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. «Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей» (2Кор.12,14).

3.             Восприятие   характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства). В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени.

                  Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание. Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специального организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.

                 Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание. «Трудность заключается в том, что занятия в церковной школе происходят раз в неделю, и потому требуется определенное напряжение ума, чтобы в течение семи дней ребенок мог удержать в памяти содержание предыдущего занятия» [4,с.93].

4.           Большое значение имеет авторитет взрослых. Поступивший в школу ребенок становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношений окружающих его людей. «Учитель пользуется огромным авторитетом, отчасти занимая место родителей. Новые друзья и враги создают более насыщенную и богатую эмоциональную среду» [4,с.118]. «Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» (Лк.6,40). Все больше растет зависимость младшего школьника не только от мнения взрослых (родителей и учителей), но и от мнения сверстников. Ребенок становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношений окружающих его людей. Осознание критических замечаний в свой адрес влияет на его самочувствие и приводит к изменению самооценки. «Возраст (детский) нежный, он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат» [5,с.57].

5.                Современные дети большую часть времени проводят в нецерковной среде.  Воздействие окружающего развращённого мира глубоко и оно в значительной мере обуславливает и мировоззрение, и вкусы детей даже из церковных семей.  Однако в наши дни детям было бы почти невозможно жить, если бы они были в точности такими же, как те редкие случаи, описанные в Житиях. Нужно осознать, что для современных детей само то, чтобы быть православными, уже является подвигом. «Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15,19). Многих дразнят в школе за одно только хождение в церковь, или за то, что не ругаются матом. Одни такие дети становятся замкнутыми, т.к. в этом возрасте очень важны мнения сверстников. Другие начинают вести “ двойную жизнь” – в воскресной школе я такой, на улице как все и т.д. «В школьное воспитание допущены нехристианские начала, которые портят юношество; а общество вошли нехристианские обычаи, которые развращают его по выходе из школы. И не дивно, что, если по слову Божию и всегда мало избранных, то в наше время оказывается их еще меньше: таков уж дух века — противохристианский! Что дальше будет? Если не изменят у нас образа воспитания и обычаев общества, то будет все больше и больше слабеть истинное христианство, а наконец, и совсем кончится; останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всех преисполнит дух мира. Что же делать? Молиться...» [6,с.271]. Но в основном дети церковно – приходских школ открыто общаются с друзьями и  знакомыми, не стыдясь веры.

6.                 Младший школьный возраст – очень благоприятное время для усвоения многих моральных норм. Дети очень хотят выполнять эти нормы, что при правильной организации воспитания способствует формированию у них положительных нравственных качеств.   «Вместе с чувством "законности" и сознательных "преступлений" возникает и развивается более тонкое чувство: сострадание, желание защитить слабого, приятие определенных моральных норм и готовность выдержать определенные испытания из-за их соблюдения» [4,с.120]. Как известно, младшие школьники судят о нравственной стороне поступка не по его мотиву, понять который им трудно, а по результату. Поэтому поступок, продиктованный нравственным мотивом (например, помочь маме), но закончившийся неблагополучно (разбита тарелка), расценивается ими как плохой. Что касается религиозной жизни,  то «пора младшего школьного возраста для нее в общем неблагоприятна» [2,с.157]. Удивительный мистицизм раннего детства исчезает, духовная чуткость к горнему миру слабеет, но зато гораздо ближе становятся жизненные образы религии. Христианство, раскрывающее жизнь Спасителя и Божией Матери, жизнь святых и их подвиги, становится особенно питательно в этой своей земной стороне, трогательной, глубокой, но земной. «Дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования» (Евр.6,12). Чрезвычайно просто и естественно дети в это время переходят к религиозной активности – посещение храма, особенно прислуживание в нем, выполнение обрядов и соблюдение церковных требований становится естественным и понятным. «Младший школьный возраст духовно неправилен, односторонен, именно в нем начало возможных духовных искривлений. Младший школьный возраст является в духовном плане особенно хрупким и в силу того, что ребенок уже обладает свободой, но еще не сознает до конца ее смысла, ее власти, ее объема. Ребенок еще легко допустит в это время угнетения свободы – но обратная реакция придет в свое время и в острой форме накануне подросткового возраста и в течение его» [2,с.160].

7.         Младший школьный возраст — самый оптимальный для занятия в воскресной школе. Ребенок готов учиться, более того, если преподаватель хорошо к нему относится, ребенок получает удовольствие от того, что выполнил его требования. Рано говорить о том, что ребенок получает удовольствие от процесса учения — его желание хорошо учиться связано с желанием быть замеченным преподавателем, желанием слышать одобрение в свой адрес. «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе» (2 Тим.1,13).

               В этом возрасте у  детей происходит ориентирование в  своем внутреннем мире, повышается требовательность к себе, появляются начатки покаяния. «..потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10,10). Очень важно в этом возрасте приучать детей к Богослужению и через службы вести детей к познанию. «И вы - тело Христово, а порознь – члены» (1Кор.12,27). Для этого необходимо личное присутствие детей на службе, их участие через послушание. «Церковь есть лоно матери, зачинающее, образующее, возращающее и совершающее каждого христианина. Как в лоне природы разные создания засеменяются, прорастают, растут, вырастают и плодоносят во славу Божию, как нет жизни и живых существ вне природы, так вне Церкви нет духовной жизни и духовно живущих лиц. Поэтому быть в Церкви, в живом с нею сочетании и союзе есть непреложное условие для желающих жить духом и преуспевать в христианской жизни» [5,с.93]. Во время крестного хода важно постараться, чтобы и дети участвовали в нем.  «Дети уже могут воспринять Бога как Творца вселенной. Религиозное значение эта идея получит только в том случае, если дети ощутили в какой-то мере красоту и чудесность окружающего их мира» [4,с.128]. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                  Список литературы:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Пособие для студентов вузов. 4-ое изд. Стереотип.- М.: Изд. Центр «Академия», 1999.
  2. Зеньковский В.В. прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.- М., 1993.
  3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка.- М.: ЭКСМО, 2003.
  4. Куломзина С. Наша Церковь и дети.- М., 1993.
  5. Иоанн Златоуст, свт. Уроки о воспитании. http//azbyka.ru
  6. Феофан Затворник, свт. Душеполезные поучения.

Информация о работе Методика преподавания Закона Божия