Механизм Государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Механизм государства - это система специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции.
Государственный аппарат, в свою очередь, представляет собой систему государственных органов, наделенных властными полномочиями. Он включает в себя основные кадры государственных служащих, работников центральных органов власти всех типов: законодательной, исполнительной, судебной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА 4
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА 8
2.1 Структура механизма государства 8
2.2 Принципы организации и деятельности государственного аппарата РК 11
ГЛАВА 3. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 14
3.1 Понятие органа государства и его признаки 14
3.2 Классификация государственных органов 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 61.74 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА  ГОСУДАРСТВА 4

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА 8

2.1 Структура  механизма государства 8

2.2 Принципы  организации и деятельности государственного  аппарата РК 11

ГЛАВА 3. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 14

3.1 Понятие  органа государства и его признаки 14

3.2 Классификация  государственных органов 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

 

ВВЕДЕНИЕ

Механизм  государства - это система специальных  органов и учреждений, посредством  которых государство осуществляет свои функции.

Государственный аппарат, в свою очередь, представляет собой систему государственных органов, наделенных властными полномочиями. Он включает в себя основные кадры государственных служащих, работников центральных органов власти всех типов: законодательной, исполнительной, судебной.

Понятие органа государства в механизме  и аппарате государства является самым важным. Существует огромное количество государственных органов.

Нужно отметить, что с развитием человеческого  общества создавались именно такие  государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. И естественно, что для каждой нации и в каждом государстве создавалась своя особая система органов власти. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами. На мой взгляд, типов органов государства существует столько же, сколько и государств, и все они в своих функциях, признаках,  компетенциях имеют некоторые сходства и различия. Поэтому существуют некоторые классификации органов государств, однако и эти классификации поводятся по различным основаниям. Нужно заметить, что виды органов государства и их компетенции зависят и от формы государства, то есть от формы правления и формы государственного устройства.

Актуальность курсовой работы связана  в первую очередь с тем, что  современный государственный аппарат  в Казахстана проходит стадию  реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели - создания правового государства,  этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права. 

Основной  целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия механизма  государства.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  И ЗНАЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА

Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно  олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное  воплощение. Без государственного механизма  нет и быть не может государства.

Понятие “механизм государства” тесно связано с понятием “государственный аппарат”. Последнее принято употреблять  в двух смыслах — широком и  более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных  органов совпадает с понятием механизма государства, идентично  ему. В более узком смысле под  государственным аппаратом принято  понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно- распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие “государственный аппарат” в науке административного права.

В теории государства и права  понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком  значении, т. е. как адекватное понятию  механизма государства.

Выяснение понятия механизма государства  связано с раскрытием его характерных  черт или признаков, позволяющих  отграничить его как от негосударственных  структур в политической системе  общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Данные признаки заключаются в следующем.

Во-первых, механизм (аппарат) государства - это система государственных  органов, проникнутая единством  принципов его организации и  деятельности, закрепленных в Конституции  Республике Казахстан.

Во-вторых, механизм (аппарат) государства  характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое  занимают в ней различные виды и, группы (подсистемы) государственных  органов, их соотношение и взаимосвязи. При этом необходимо учитывать, какой  основополагающий системообразующий фактор (принцип) структуры государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретно-исторических условиях. Например, в РСФСР в соответствии с конституциями 1918, 1925, 1937, 1978 гг., таким определяющим, системообразующим фактором, оказывающим решающее влияние на структуру механизма государства, как и в СССР, было всевластие Советов. С учетом данного признака механизм Советского государства формально представлял собой систему государственных органов, возглавляемую Советами.

Следует заметить, однако, что практическое осуществление лозунга “вся власть Советам” означало не что иное, как  всевластие Политбюро ЦК и других руководящих структур Коммунистической партии. Рассматривая Советы как важнейший  рычаг воздействия партии на массы, партийная верхушка полностью определяла содержание и основные направления  деятельности Советов, с их помощью  контролировала и использовала в  своих интересах весь механизм Советского государства. Тем самым, Советам  была отведена роль демократической  ширмы существовавшего в стране семь десятилетий режима диктатуры  Коммунистической партии!

В перестроечный и послеперестроечный периоды, в процессе демократизации, в Конституцию РСФСР 1978 г., согласно требованиям времени, были внесены поправки, в соответствии с которыми сохранялось всевластие Советов, но в качестве одной из основ конституционного строя впервые было закреплено разделение властей, давно сложившееся и оправдавшее себя в цивилизованных демократических странах мира. Однако, как показала жизнь, принцип разделения властей, предполагающий самостоятельность каждой из них, оказался несовместимым с принципом всевластия Советов, основанным на соединении в их лице и законодательной, и исполнительной власти, подчинении исполнительной и судебной властей законодательной власти. Вызванное этим обострение борьбы между различными ветвями власти, ведущее к параличу государства, его механизма, коренилось, к сожалению, в противоречиях, содержащихся, несмотря на неоднократно вносимые поправки, в различных статьях действовавшей в то время Конституции РСФСР.

После внесенных в нее изменений  провозглашала, что “народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР, а затем и суверенного  государства Республики Казахстан”. При этом, однако, не упоминалось, что  народ осуществляет государственную  власть и через другие ветви власти.

В столь же резком противоречии со ст. 1 и 3 находилась ст. 104 упомянутой Конституции, которая устанавливала, что высшим органом государственной власти является Съезд народных депутатов, управомочивающий принимать к своему рассмотрению и решать любой вопрос. Но высшему органу государственной власти вообще, подчиняющему себе все ветви власти, не может быть места в условиях реализации демократического принципа разделения властей.

Эти противоречия устранила Конституционный  закон, принятый в результате всенародного голосования 16 декабря 1991 г. Конституционный Закон "О государственной независимости Республики Казахстан", подтверждая право казахской нации на самоопределение, единственным источником государственной власти в республике признал "единый народ Казахстана". В нем впервые в конституционной практике Казахстана последовательно проводится принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип основан на самостоятельности всех ветвей власти, их способности обеспечить сдержки и противовесы в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры.

Государственная власть в  Республике Казахстан

Президент РК - глава государства

Законодательная власть

Исполнительная власть

Судебная власть

Парламент РК

Правительство РК

Верховный суд РК

Сенат Мажилис

Центр. органы исп. власти

Суды

Маслихаты

Акиматы

 

 

Государственный механизм неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует тесная обратная связь. Функции современного Казахстана осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных  между собой государственных  органов. Вместе с тем от функций  государства зависит структура  государственного механизма - они непосредственно  влияют на возникновение, развитие и  содержание деятельности тех или  иных органов государства.

Механизм государства для обеспечения  возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные  социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных  функций располагает необходимыми материальными средствами (так называемыми  вещественными придатками), на которые  опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. Их особенность  состоит в том, что они выделяются в механизме государства не в  качестве его самостоятельных частей (элементов), каковыми являются государственные  органы, а именно как вещественные придатки последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов. Например, применительно к органам Вооруженных Сил РК - это бюджетные средства на их содержание, вооружение, боеприпасы, снаряжение, казармы, склады, ремонтные мастерские, лаборатории, учреждения военторга, аэродромы, испытательные полигоны, подземные шахты и т. п.

Обобщение всех рассмотренных признаков  позволяет прийти к выводу, что  механизм Республики Казахстан - это  пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей, располагающая  необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которой осуществляются задачи и функции государства.

Механизм современного государства  отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его  частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок  расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и  взаимосвязь.

 

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА  ГОСУДАРСТВА

2.1 Структура  механизма государства

Государство – это исторически  выделившееся из общества и обусловленная  его экономическим строем политическая организация суверенной публичной  власти, выражающая и защищающая общие  интересы собственников основных средств производства, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

Механизм государства  -  есть система государственных органов, посредством которых реализуется  государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом.

В широком смысле механизм государства  включает в себя три составные  части: государственные учреждения, государственный аппарат и государственные  предприятия.

Государственные учреждения -  это  такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных  сферах: экономической, социальной, культурной и т.п.

Государственные предприятия учреждаются  для осуществления хозяйственной  деятельности в целях производства  продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества.

В более узком смысле механизм государства  нередко отождествляют с аппаратом  государства, представляющим собой  сложную систему органов, различающихся  своим местом в общей структуре  аппарата, характером и объемом компетенции, формами и методами деятельности.

В свою очередь, орган государства  является первичным элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, связанные между собой отношениями  субординации и координации,  являясь  носителями властных полномочий, участвуют  в решении наиболее общих задач  государства и осуществлении  его функций.

Каждый государственный орган  представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной  деятельности, наделенное соответствующей  компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Информация о работе Механизм Государства