Механизм государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ механизма государства, закономерностей его функционирования.
Задачи, представляемые для решения при написании работы:
1) определить понятие механизма государства, выделить его характерные черты;
2) выявление принципов организации и деятельности аппарата государства;
3) проанализировать классификацию и виды органов государства;
4) выяснить значение органов внутренних дел в механизме государства.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и назначение механизма (аппарата) государства 4
2. Принципы организации и деятельность аппарата государства 7
3. Понятие и виды органов государства 10
3.1. Законодательные органы 13
3.2. Исполнительные органы 16
3.3. Судебные органы 19
4. Место органов внутренних дел в аппарате государства 20
Заключение 22
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

механизм государства.docx

— 48.38 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 3

1. Понятие и назначение механизма (аппарата) государства 4

2. Принципы организации  и деятельность аппарата государства 7

3. Понятие и виды органов  государства 10

3.1. Законодательные органы 13

3.2. Исполнительные органы 16

3.3. Судебные органы 19

4. Место органов внутренних дел  в аппарате государства 20

Заключение 22

Список использованной литературы 23

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Регулирование общественных отношений  между людьми, проживающими на определенной территории того или иного государства, осуществляется не самопроизвольно, а  благодаря наличию специально уполномоченных на то органам государства, которые в совокупности своей составляют аппарат государства. Данные органы состоят из квалифицированных специалистов, которые посредством правоприменения приобретают государственно-властные полномочия и реализуют функции государства. Данная деятельность органов государства в лице специалистов, а также взаимоотношения между государственными органами в совокупности своей образуют механизм государства, функционирование которого может производиться различными способами. Именно этим и обусловлена актуальность данной темы.

Целью данной работы является анализ механизма государства, закономерностей его функционирования.

Задачи, представляемые для решения при написании работы:

  1. определить понятие механизма государства, выделить его характерные черты;
  2. выявление принципов организации и деятельности аппарата государства;
  3. проанализировать классификацию и виды органов государства;
  4. выяснить значение органов внутренних дел в механизме государства.

Объектом изучения является понятие  механизма государства, а также  совокупность процессов, происходящих в нем.

Предметом изучения явились научные  труды В.А. Кучинского, А.Ф. Вишневского, Н.А. Горбатка, Л.М. Энтина, В.В. Лазарева, Г.А. Василевича и других, а также нормативно правовая база Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

Раздел 1. Понятие и назначение механизма (аппарата) государства

Одним из центральных понятий теории государства  и права является понятие механизма (аппарата) государства. Появление данного понятия непосредственно связано с теорией разделения властей. Данная теория возникла в эпоху Просвещения. Ее видный представитель Ш.Монтескье писал о разделении властей так: «Политическая свобода объекта представляет собой уравновешенность ума, возникающую из понимания, которое каждая личность имеет о своей безопасности. Для того, чтобы иметь эту свободу, требуется, чтобы правительство было организовано таким образом, дабы люди не боялись друг друга.

Когда законодательные  и исполнительные силы объединены в  одном и том же человеке или  в одном и том же органе магистратуры, то свобода невозможна, так могут  возникнуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тираническим образом.

Опять же свободы не может быть, если судебная власть не разделена с законодательной  и исполнительной. Если она объединена с законодательной властью, жизнь и свобода субъекта будут подвержены произвольному контролю, судья тогда превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, судья может поступать со всей ожесточенностью угнетателя».[9, с. 407-408] Согласно данной теории в государстве формируются институты (органы) государственной власти, которые являются элементами механизма государства.

Итак, для  начала необходимо разобраться, что  же такое механизм (аппарат) государства. В общей теории права существует несколько подходов к рассмотрению данного вопроса. Так, некоторые ученые считают, что аппарат государства шире механизма государства, другие считают, что механизм и аппарат – это одно и то же, тем самым отождествляя данные понятия. Подробно изучив проблематику данного вопроса, я соглашусь с мнением оставшихся правоведов, считающих, что понятие механизм государства шире, чем аппарат. Если же быть более подробной, то аппарат государства – это ядро механизма, то есть без аппарата не было бы и механизма. Аппарат государства – это субъект, участник и носитель государственно-правовых отношений. Представлен аппарат органами государства, которые осуществляют определенные законом полномочия в пределах своей компетенции и тем самым выполняют функции, возложенные на государство. Государственные органы, в свою очередь, состоят из особого разряда людей, в совокупности обладающих определенным уровнем знаний и специальной квалификацией, необходимой для решения государственных задач.

Механизм  – это совокупность совершающих требуемые движения тел, подвижно связанных и соприкасающихся между собой. Поэтому под механизмом государства стоит понимать не только государственные органы, но и совокупность взаимоотношений между данными органами, а так же последствия их взаимодействия.

Таким образом, государственный механизм – это  совокупность органов, осуществляющих управление обществом, реализующих  основные направления государственной  деятельности.[9, с. 47-48]

Существование такого явления как механизм (аппарат) государства уже само по себе предполагает существование  ряда отличительных  признаков, посредством которых  мы можем охарактеризовать данное явление. Признаки – это описание фактов, позволяющих сделать вывод о наличии существующего явления. Определив механизм и аппарат государства, можно выделить ряд характерных для механизма (аппарата) государства черт:

  1. механизм государства состоит из специалистов, осуществляющих управление обществом;
  2. представляет сложную систему государственных органов, которые тесно взаимосвязаны и осуществляют функции государства;
  3. осуществление функций обеспечивается финансовыми и организационными средствами;
  4. только государственные органы имеют право на законных основаниях применять меры принуждения и насилие;
  5. целью деятельности аппарата государства стоит обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан, а также их защита.

Механизм государства выступает основным субъектом осуществления

государственной власти. Через государственный аппарат, его органы,

государство осуществляет возложенные на него задачи, оказывает заметное влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, способствует углублению демократии и организованности в стране, процветанию и благополучию населения. В определенных случаях властные государственные функции могут осуществлять и негосударственные организации, если они на то уполномочены государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Принципы организации и деятельность аппарата государства

Наряду  с признаками механизма (аппарата) государства  можно выделить и принципы деятельности механизма (аппарата) государства. Принципы – это руководящее положение, основное правило, установка для какой-либо деятельности.

К ним  относятся:

  • принцип законности. Данный принцип закреплен в Конституции Республики Беларусь, законах и иных нормативных правовых актах. Заключается он в следующем: как упоминалось ранее, элементом механизма государства являются государственные органы, учреждения, которые создаются, действуют, реорганизуются и упраздняются в соответствии с законодательством  Республики Беларусь.

Так, Р. фон  Иеринг говорил о важности элементарной законности в деятельности государственного аппарата. Преступление, совершенное  должностным лицом, есть «настоящий смертный грех в области права»:

«...Никакая  несправедливость, выпадающая на долю человека, как бы она ни была велика, далеко не может – по крайней  мере для беспристрастного нравственного  чувства сравняться с той, которую  совершает установленная Богом  власть, когда она сама нарушает право. Юридическое убийство, как  его удачно обозначает наш язык, есть настоящий смертный грех в области  права. Страж и блюститель закона превращается в убийцу».[14, с. 381]

  • принцип разделения властей, а также следующая из этого принципа система сдержек и противовесов. Так, согласно статьи 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.[1, с.5]
  • принцип легитимности, т.е. когда граждане (подданные) государства признают (согласны, убеждены) право органов государства, реализующих государственную власть, предписывать им тот или иной способ поведения.[9, с. 420]
  • принцип представительства интересов граждан во всех звеньях

государственного  аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней для всех государственных органов, направленной на удовлетворение интересов личности;

  • принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Этот принцип позволяет гражданам осуществлять контроль за деятельностью аппарата государства, избегать тем самым произвола власти и, кроме всего прочего, принимать участие в деятельности аппарата. Формами такого участия являются выборы, референдумы различного уровня.
  • высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах граждан;
  • принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов. Данный принцип позволяет учитывать преобладающее мнение населения по конкретному вопросу государственной и общественной жизни, принимать на основании его соответствующие решения, а также учитывать расовую, религиозную, национальную принадлежность личности;
  • принцип народовластия. А. де Токвиль в своем произведении «Демократия в Америке» во многих местах говорит о значении принципа народовластия для деятельности государственного аппарата.

«Воля народа есть, пожалуй, один из тех лозунгов, которым интриганы и деспоты всех времен и народов наиболее злоупотребляли. Одни считали, что эта воля выражается одобрением, исходящим от отдельных продажных приспешников власти; другие видели ее в голосах заинтересованного или боязливого меньшинства; некоторые даже находили. что воля народа наиболее полно проявляется в его молчании и что из самого факта его повиновения рождается их право повелевать...Он [принцип народовластия] признается обычаями страны, провозглашается в ее законах, он свободно эволюционирует и беспрепятственно достигает своих конечных целей...».[14, с.378]

В общей  теории права также рассматривается  и ряд проблем, связанных с  государственным аппаратом. Так, государственному аппарату повсеместно присуща тенденция к отчуждению от простых людей, народа и общества, к бюрократизму и корпоративизму, к злоупотреблению своим положением и игнорированию действующего законодательства, к подмене общегосударственных дел своими собственными аппаратными делами и интересами.

Основными формами и направлениями борьбы против этих традиционных и новых  пороков государственного аппарата являются: развитие правовых начал, форм и процедур в организации и  деятельности всех звеньев государственного механизма; совершенствование процесса подготовки и переподготовки квалифицированных  кадров для государственного аппарата; повышение уровня требований к профессиональным и нравственным качествам и правовой культуре государственных служащих; усиление мер юридической ответственности работников государственного аппарата за совершаемые ими правонарушения; повышение правовой активности граждан и их общественных объединений за свои права и законные интересы; постоянное совершенствование форм и методов общественного и государственного контроля за деятельностью всех государственных органов, учреждений и должностных лиц. [8, с. 266-267]

 

 

 

 

 

 

 

Раздел  3. Понятие и виды органов государства

Механизм  государства состоит из структурных  частей, называемых органами государства. Эти органы выполняют специфические  функции, возложенные на них, а также  имеют строго установленное законодательством  устройство.

Согласно  теории разделения властей выделяется три вида органов государства: законодательные, исполнительные и судебные. Но в  настоящее время можно условно  выделить и еще один вид государственных  органов – это так называемые контрольно-надзорные органы. К ним  относятся Прокуратура, Комитет  государственного контроля, Комитет  государственной безопасности. Очевидно, что выделение данных органов  в отдельный вид обусловлено, прежде всего, спецификой выполняемых  ими функций, а также особым статусом, наделенным законодателем. Кроме того, в юридической литературе высказываются различные точки зрения о природе и роли органов местного самоуправления, прежде всего местных Советов депутатов. Надо отметить, что им присущи все в последствие названные признаки органов государственной власти.

По мнению В.С. Афанасьева, в государственный аппарат входят законодательные органы, исполнительные, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы и т.п.).[9, с. 48]

Информация о работе Механизм государства