Механизм Государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Механизм государства - это система специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции.
Государственный аппарат, в свою очередь, представляет собой систему государственных органов, наделенных властными полномочиями. Он включает в себя основные кадры государственных служащих, работников центральных органов власти всех типов: законодательной, исполнительной, судебной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА 4
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА 8
2.1 Структура механизма государства 8
2.2 Принципы организации и деятельности государственного аппарата РК 11
ГЛАВА 3. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 14
3.1 Понятие органа государства и его признаки 14
3.2 Классификация государственных органов 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 61.74 Кб (Скачать)

Ряд авторов выделяет три основные формы деятельности государственных  органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную, как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную - форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.

     Основными специфическими  признаками, характеризующими  понятие  органов государства, являются  следующие:

- осуществляют от имени  государства  его задачи и функции посредством  определенного вида деятельности  в порученной области;

- обладают властными полномочиями, чем и отличаются от государственных  учреждений и предприятий;

- имеют определенную компетенцию,  т.е. закрепленную совокупность  задач, функций, прав и обязанностей (правомочий);

- характеризуются определенной  структурой, то есть строением  по видам отдельных служб и  численному составу (штатам) и  имеют территориальный масштаб  деятельности;

- образуются в порядке, установленном  законом.

Наделение государственных органов  полномочиями государственно-властного  характера  является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и  учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны.

Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может  издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.

Структура механизма государства  включает в себя:

  1. государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.

Особенностью государственных  органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и  возможностями которые связаны  с силой государства, с принятием  общеобязательных управленческих решений (парламент, президент правительство, министерства, ведомства, государственные  комитеты, губернаторы, администрации  краев и областей и т.п.);

  1. государственные организации – это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);
  2. государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, телеграф, научно-исследовательский институт, ВУЗ, школа, театр и т.д.);
  3. государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администрации) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.);
  4. государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (депутаты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);
  5. организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Механизм государства и его  структура не остаются неизменными. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказывают влияние как  внутренние (культурно-исторические, уровень  экономического развития и пр.), так  и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства  с другими государствами и  т.п.) факторы. Если государство имеет  большую территорию, то и система  управления им будет соответствующей, включающей общую структуру механизма  государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федераций); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных «болезненных» явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для «хирургического» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.

2.2 Принципы организации и деятельности  государственного аппарата РК

Принципы, о которых пойдет речь, - это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации  и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к  механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным  органам, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые  звенья государственного механизма, отдельные  органы или группы органов. В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РК принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в Законе РК “О прокуратуре” принцип организации и деятельности прокуратуры РК, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории Республики Казахстан законами независимо от органов государственной власти Республики Казахстан, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих и конкретизируют их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.

Общие принципы, в свою очередь, принято  разделять на две группы. К первой из них относятся принципы, выраженные в Конституции РК, ко второй - принципы, сформулированные в Законе РК “О государственной  службе” от 23.07.99 г. и иных законах.

Первая группа охватывает такие  конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма  РК, как народовластие, гуманизм, разделение властей, законность.

Принцип народовластия проявляется  в демократической организации  государства, республиканской форме  правления, при которых носителем  суверенитета и единственным источником власти в Республики Казахстан является ее многонациональный народ. Народ  осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, выборы президента и представительных; органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако особое место в перечне  средств осуществления власти народа Республики Казахстан занимает механизм государства в лице входящих в него органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма РК зиждется на том, что оно - социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

“Человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность  государства”. Это конституционное  требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому  государственному служащему Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, он не может произойти в одночасье, но важно, что новая Конституция  гарантирует его в качестве магистрального пути развития Казахстана.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма нашего государства.

Принцип законности в формировании и действии государственного механизма  РК состоит в том, что, согласно Конституции, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РК и законы.

Рассмотренные общие конституционные  принципы организации и деятельности государственного механизма РК получают подкрепление, развитие и конкретизацию  в принципах, закрепляемых в федеральных  законах. Наиболее общее комплексное  выражение эта группа принципов  получила в федеральном Законе РК “О государственной службе”. Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно- правовом акте сформулированы следующие принципы:

-верховенство Конституции РК  над иными нормативно-правовыми  актами, должностными инструкциями  при исполнении государственными  служащими должностных обязанностей  и обеспечении их прав;

-приоритет прав и свобод человека  и гражданина, их непосредственное  действие;

обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и  гражданина;

-единство системы государственной  власти;

-равный доступ граждан к государственной  службе в соответствии со способностями  и профессиональной подготовкой;

-обязательность для государственных  служащих решений, принятых вышестоящими  государственными органами и  руководителями в пределах их  полномочий и в соответствии  с законодательством Республики  Казахстан;

-единство основных требований, предъявляемых к государственной  службе;

-профессионализм и компетентность  государственных служащих;

-гласность в осуществлении государственной  службы;

-ответственность государственных  служащих за подготавливаемые  и принимаемые решения, за неисполнение  либо ненадлежащее исполнение  своих должностных обязанностей;

-внепартийность государственной  службы; отделение религиозных объединений  от государства;

-стабильность кадров государственных  служащих в государственных органах. 

К числу этих принципов следовало  бы отнести также: сочетание коллегиальности  и единоначалия; экономичность государственной  службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в нынешних условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма  как системы государственных  органов, рассматриваемые во взаимосвязи  и взаимодействии, придают механизму  государства необходимые для  его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

ГЛАВА 3. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ОРГАНОВ

3.1 Понятие  органа государства и его признаки

Механизм  государства, как уже было сказано  выше, состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом, пожалуй, самым  важным, этого механизма является орган государства.

Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Государственные органы так же можно определить, как структурные звенья государственного аппарата, посредством которых функционирует государство.

Понятие «государственный орган» можно рассматривать  с двух сторон. С одной стороны, орган государства представляет собой орган власти, с другой же, — это орган, выполняющий определенные задачи и функции.

Орган государства  имеет собственную структуру, устанавливаемую  законом, а так же определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Причем все органы государства  должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими  частями государственного механизма.

Каждый  орган государства имеет свой предмет ведения, т.е. осуществляет какую-то определенную деятельность, а  так же обладает своей компетенцией, т.е. наделен определенными полномочиями.

Компетенции государственного органа – это совокупность прав и обязанностей, возложенных  на данный орган законом.

Свою  компетенцию государственные органы  могут реализовывать в трех формах:

путем издания  предписаний общего характера (издание  нормативный актов);

путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения);

путем осуществления  организационной деятельности.

Все государственные  органы образованы и действуют на основе правовых актов: Конституции и соответствующих законов.

Государственные органы, как и все структурные  элементы государства, обладают рядом  признаков:

Орган государства, обладая определенной самостоятельностью, служит частью единого механизма государства, занимает в нем свое место и прочно связан с другими ее частями. Он осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;

Органы  государства имеют определенную структуру, они объединены в подразделения, скреплены едиными целями, ради достижения которых образованы, и  дисциплиной, которую все служащие обязаны  соблюдать. Государственные служащие, находятся в особых правоотношениях между собой и органом и являются официальными. Права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус;

Орган государства  обладает определенной компетенцией, за ним закреплены некоторые задачи, функции, права и обязанности (правомочия). Компетенция обусловлена предметом  ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и  выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена. Реализация органом государства своей компетенции — это не только его право, но и обязанность., поэтому иногда трудно понять, где есть право, а где – обязанность;

Информация о работе Механизм Государства